Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре по теме

Верхозина Любовь Геннадьевна

 

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36

Проект на тему:

Формирование культуры здоровья

 детей старшего дошкольного возраста

Автор-разработчик:

 Верхозина Л.Г. зам.зав. по ВМР

магистр педагогики.

Ангарск  2012

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..         3
  2. Основная часть……………………………………………………        6
  3. Заключение………………………………………………………..        8
  4. Список литературы………………………………………………         9
  5. Приложение……………………………………………………….        10

Пояснительная записка

     «Наблюдайте за вашим телом, если хотите,

чтобы ваш ум работал правильно».

Декарт

В современном образовании детей отчетливо проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. Исходя из этого, самым важным в организации деятельности дошкольного учреждения является реальная возможность целенаправленного формирования здоровья ребенка как основы эффективной реализации его индивидуальности. Физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в дошкольном учреждении, должна стать основным и эффективным средством в решении этой задачи.

             В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодёжи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в целом

            Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование  ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья  и обучению навыкам здорового образа жизни. (Письмо Министерства здравоохранения Р, Ф., от 26.02.03, №27/26326).

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков;
  2. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Система психолого-педагогической работы  по данному направлению должна базироваться на определенных принципах:

Принцип системности - выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;

Принцип индивидуализации - учет индивидуально-типологических, психо-эмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;

Принцип деятельностного подхода - организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;

Принцип гуманистической направленности - чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.

Принцип бинарного взаимодействия - активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

        При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:

  1. Контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;
  2. Наполняемость группы;
  3. Местные и региональные особенности, в том числе  климатические и сезонные.

В последнее время интерес к проблеме формирования  культуры здоровья дошкольников усилился, но в практике работы дошкольных образовательных учреждений педагоги часто проявляют некомпетентность в решении задач, связанных с физическим воспитанием, оздоровлением дошкольников. А отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей  в дошкольном  возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Возникла необходимость определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы  формировать культуру здоровья наших воспитанников, а именно:

  1. Определить механизмы включения валеологического воспитания в педагогический процесс детского сада;
  2. Особенности взаимодействия в триаде педагог-ребёнок-родитель;
  3. Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ»
  4. Подходы к взаимодействию с семьёй.

В связи с этим нами был разработан  проект: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста». Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Может быть полезна педагогам,  инструкторам физической культуры, методистам ДОУ.

Основная часть.

Проект на тему: «Формирование культуры здоровья  детей старшего дошкольного возраста».

Цели проекта:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Формирование у старших дошкольников осознанного отношения  к своему здоровью, здоровому  образу жизни.

Задачи проекта:

  1. Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую  мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
  2. Формировать  у детей интегративные качества: овладевший необходимыми умениями и навыками  культуры здоровья.
  3. Создать комфортный  микроклимат в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом.
  4. Повышать педагогическую  грамотность родителей.
  5. Объединять  усилия семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья воспитанников.

Образовательная область: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»

Длительность проекта:  долгосрочный ( от 1года до 2 лет).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалист,  родители воспитанников ДОУ.

Принципы планирования и организации работы:

  1. Преемственность педагогических действий
  2. Безопасность мероприятий
  3. Креативность
  4. Вариативность
  5. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей  каждого ребёнка
  6. Целостность педагогического процесса
  7. Сотрудничество, взаимодействие, соавторство

Основные направления проекта:

  1. Изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы, по проблеме, рекомендаций по содержанию психолого-педагогической работы по решению задач  образовательной области «Здоровье» с учётом ФГТ, требований СанПиН;
  2. Разработка и реализация модели «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
  3. Совместная деятельность педагогов, специалистов, детей и родителей по формированию культуры здоровья всех участников процесса (в рамках реализации модели);
  4. Разработка  и реализация перспективного плана педагогической мастерской «Здоровье»;
  5. Разработка и реализация перспективного плана работы с семьёй «Крепыш»;
  6. Презентация проекта.

Обеспечение проекта:

  1. Учебное - методическое: нормативно-правовая и научно-методическая литература по проблеме;
  2. Информационное: интернет ресурс;

Продукты проекта:

  1. Модель «Формирование культуры  здоровья детей старшего дошкольного возраста» (приложение 1);
  2. Перспективный план  педагогической мастерской «Здоровье»; (приложение 2)
  3. Перспективный план взаимодействия с семьёй «Крепыш» (приложение 3).
  4. Презентация «Культура здоровья ребёнка – дошкольника»

Предполагаемый результат:  «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».

Заключение

Проведённое  нами  теоретическое исследование по проблеме формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста и разработка проекта,   позволило сделать ряд выводов:

  1. Уточнено понятие «культура здоровья», которое обусловлено такими  компонентами как: физическая, интеллектуальная, социально-личностная, нравственная и эмоциональная готовность.
  2. Проведённый анализ научно - методической литературы позволил нам определить  основные направления оздоровительной работы; разработать  перспективные планы психолого – педагогической работы по оздоровлению детей  и модель культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, культура здоровья ребёнка – это неотъемлемая часть общей культуры человечества, многие педагоги это понимают, но немногим удаётся воплотить это понимание в действительность. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение этой проблемы и реализация проекта «Формирование культуры здоровья детей  старшего дошкольного возраста» в детском саду.

Литература:

  1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. Издательство НЦ ЭНАС.  2006. – 144 с.
  2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
  3. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплентю здоровья для дошкольников  - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256 с.(Сердце отдаю детям).
  4. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников».
  6. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -  464 с.

Приложение 1

Предлагаем вашему вниманию модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника (рис. 1). Содержательные аспекты модели «Культуры здоровья» дошкольников включают в себя комплекс показателей, обеспечивающих успешное овладение интегративными качествами и дальнейшее  обучение в школе. В неё включены следующие компоненты:

  1. Физическая готовность – соответствие возраста антропометрическим показателям; наличие 1-й или 2-й группы здоровья; развитие в соответствии с возрастом физических качеств; сформированности двигательных и моторных навыки; культурно-гигиенических навыков; высокая выносливость и работоспособность.
  2. Интеллектуальная готовность – сформированности сенсорных представлений, психических и познавательных процессов, представлений об окружающем мире и мотивации к обучению.
  3. Социально-личностная готовность – ребёнок имеет представления о ЗОЖ, о духовных ценностях в категориях «плохо - хорошо», о социальных ценностях в категориях «можно - нельзя»,  «хочу – могу – должен». Имеется определённый уровень умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми; умеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением.
  4. Нравственная готовность -  ребёнок бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, к предметному миру.
  5. Эмоциональная готовность -  умение ребёнка проявлять активность в действии, ярко выраженное чувство индивидуальности, умеет контролировать свои эмоции.

Рис. 1: Модель культуры здоровья  детей  старшего дошкольного возраста.

Приложение 2


МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36





















План



работы педагогической мастерской 





«Здоровье»





на 2011-2012 г.





























Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.







П/П

содержание

Время проведения

ответственные


I.

  1. Организационно-информационный:  

1.Представление плана работы педагогической мастерской.

2.Сбор банка-информации о здоровье педагов (воспитателей и специалистов ) ДОУ;

-анкетирование «Индекс отношения к здоровью», паспорт здоровья педагога.

3. «Здоровый педагог - здоровый ребёнок»

-интегральные показатели здоровье сберегающей работы в ДОУ:

             -паспорт занятия;

             -санитарно-гигиеническая среда.


Сентябрь


Зам.зав. по ВМР


Инструктор ф.к.

Воспитатели

Мед/блок

психолог


II.

  1. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы:

1.Мотивационно - эмоциональный аспект самостоятельной двигательной активности детей.

2.Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры, здоровому образу жизни, своему здоровью.

-тестирование детей

-консультация для воспитателей  групп старшего дошкольного возраста.



октябрь


Инструктор ф.к.

Психолог

Зам.зав. по ВМР

I

II.

  1. Совместная деятельность педагогов и детей по решению задач образовательной области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»:

1.Физкультурно-познавательные (развивающие) занятия в системе физкультурно – оздоровительной  работы в ДОУ:

-серия практических занятий.



октябрь-апрель


Воспитатели

Инструктор ф.к.


IV.

  1. Методическая работа:
  1. Семинар – практикум на тему «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
  2. Тематический педсовет по проблеме;
  3. «Педагогическая перекличка» с использованием практического материала (открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности детей и педагогов; совместной деятельности в режимных моментах);
  4. Консультации на тему:
  1. здоровый образ жизни и безопасное поведение;
  2. разумное поведение в непредвиденных ситуациях;
  3. оказание элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи.



февраль




март



Зам.зав. по ВМР



Заведующий д/с

Зам.зав. по ВМР

Специалисты



Воспитатели

Инструктор ф.к.

психолог


V.


  1. Диагностическое обследование развития физических качеств и двигательных навыков  у детей дошкольного возраста:

-теоретические основы методика проведения диагностики;

-мини практикум для воспитателей  дошкольных групп.


Сентябрь-май


мед блок

Инструктор ф.к.

Воспитатели

Зам.зав. по ВМР

Приложение 3


МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36





















Перспективно – тематический план



Семейного клуба «Крепыш»



На период 2011-2012 г.





















Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.





п\п

    Организационно-   методические

       мероприятия «Встречи»

    Время

проведения

Ответственные

1.


Анкетирование:

  1. «Здоровый ребёнок –успешный ребёнок»
  1. «Для совместных действий инструктора физической культуры и родителей воспитанников»;
  2. «Ваше отношение к физической культуре?»
  3. «Какой вы видите физическую культуру в детском саду?».


Сентябрь-октябрь


Инструктор ф.к.

Воспитатели;

Мед. блок.

2.


Встречи с родителями на тему (мини-семинары; практические занятия):

  1.  «Профилактика и коррекция нарушений ОДА у детей дошкольного возраста»;
  1. «Навстречу друг другу» - проведение совместных занятий с родителями по формированию культуры здоровья детей;        






Ноябрь-


декабрь




     



Зам.зав. по ВМР

Инструктор ф.к.

Воспитатели групп.

3.

Тематические консультации для родителей:

  1. «Физическое воспитание – дело семейное»;
  1. «Особенности закаливания детей раннего возраста»;

«Формирование правильной осанки»;


В течении года


Инструктор ф.к.

Воспитатели

3.


«Дни открытых дверей»

  1. Посещение родителями физкультурных занятий;
  2. Посещение  режимных  моментов.


В течении года

Согласно плану д\у


Заведующий  д/с

Зам.зав. по ВМР,

Инструктор ф.к.

4.


Семейные спортивные конкурсы и праздники


  1. «Здоровая семья – здоровый ребёнок»;
  1. «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  2. «Вместе весело шагать!»


Февраль

Март


Инструктор ф.к.

Воспитатели групп,

Родители.

5.


Подготовка и выпуск:

  1. «Информационного бюллютня» семейного клуба «Крепыш»;
  2. Тематические фотовыставки; видео зарисовки и т.д.


Раз в квартал





Инструктор ф.к.

Воспитатели

Зам.зав. по ВМР

Мед. блок

Культура

здоровья ребёнка-дошкольника

Валеологическая культура

Физическая культура

Эмоционально-коммуникативная культура

  1. Интеллектуальная готовность
  2. Социально-личностная готовность
  3. Физкультурная грамотность

  1. Физкультурная грамотность
  2. Физическая готовность

  1. Нравственная готовность
  2. Эмоциональная готовность

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...