Главные вкладки

    Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по физкультуре по теме

    Верхозина Любовь Геннадьевна

     

    Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

    Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36

    Проект на тему:

    Формирование культуры здоровья

     детей старшего дошкольного возраста

    Автор-разработчик:

     Верхозина Л.Г. зам.зав. по ВМР

    магистр педагогики.

    Ангарск  2012

    Содержание

    1. Пояснительная записка…………………………………………..         3
    2. Основная часть……………………………………………………        6
    3. Заключение………………………………………………………..        8
    4. Список литературы………………………………………………         9
    5. Приложение……………………………………………………….        10

    Пояснительная записка

         «Наблюдайте за вашим телом, если хотите,

    чтобы ваш ум работал правильно».

    Декарт

    В современном образовании детей отчетливо проявляются противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. Исходя из этого, самым важным в организации деятельности дошкольного учреждения является реальная возможность целенаправленного формирования здоровья ребенка как основы эффективной реализации его индивидуальности. Физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в дошкольном учреждении, должна стать основным и эффективным средством в решении этой задачи.

                 В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков и молодёжи должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в целом

                Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование  ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья  и обучению навыкам здорового образа жизни. (Письмо Министерства здравоохранения Р, Ф., от 26.02.03, №27/26326).

    Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

    Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.

    1. Формирование культурно-гигиенических навыков;
    2. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

    Система психолого-педагогической работы  по данному направлению должна базироваться на определенных принципах:

    Принцип системности - выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;

    Принцип индивидуализации - учет индивидуально-типологических, психо-эмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;

    Принцип деятельностного подхода - организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;

    Принцип гуманистической направленности - чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.

    Принцип бинарного взаимодействия - активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

            При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:

    1. Контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;
    2. Наполняемость группы;
    3. Местные и региональные особенности, в том числе  климатические и сезонные.

    В последнее время интерес к проблеме формирования  культуры здоровья дошкольников усилился, но в практике работы дошкольных образовательных учреждений педагоги часто проявляют некомпетентность в решении задач, связанных с физическим воспитанием, оздоровлением дошкольников. А отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей  в дошкольном  возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Возникла необходимость определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы  формировать культуру здоровья наших воспитанников, а именно:

    1. Определить механизмы включения валеологического воспитания в педагогический процесс детского сада;
    2. Особенности взаимодействия в триаде педагог-ребёнок-родитель;
    3. Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ»
    4. Подходы к взаимодействию с семьёй.

    В связи с этим нами был разработан  проект: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста». Данная разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Может быть полезна педагогам,  инструкторам физической культуры, методистам ДОУ.

    Основная часть.

    Проект на тему: «Формирование культуры здоровья  детей старшего дошкольного возраста».

    Цели проекта:

    1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
    2. Формирование у старших дошкольников осознанного отношения  к своему здоровью, здоровому  образу жизни.

    Задачи проекта:

    1. Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую  мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
    2. Формировать  у детей интегративные качества: овладевший необходимыми умениями и навыками  культуры здоровья.
    3. Создать комфортный  микроклимат в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом.
    4. Повышать педагогическую  грамотность родителей.
    5. Объединять  усилия семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья воспитанников.

    Образовательная область: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»

    Длительность проекта:  долгосрочный ( от 1года до 2 лет).

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалист,  родители воспитанников ДОУ.

    Принципы планирования и организации работы:

    1. Преемственность педагогических действий
    2. Безопасность мероприятий
    3. Креативность
    4. Вариативность
    5. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей  каждого ребёнка
    6. Целостность педагогического процесса
    7. Сотрудничество, взаимодействие, соавторство

    Основные направления проекта:

    1. Изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы, по проблеме, рекомендаций по содержанию психолого-педагогической работы по решению задач  образовательной области «Здоровье» с учётом ФГТ, требований СанПиН;
    2. Разработка и реализация модели «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
    3. Совместная деятельность педагогов, специалистов, детей и родителей по формированию культуры здоровья всех участников процесса (в рамках реализации модели);
    4. Разработка  и реализация перспективного плана педагогической мастерской «Здоровье»;
    5. Разработка и реализация перспективного плана работы с семьёй «Крепыш»;
    6. Презентация проекта.

    Обеспечение проекта:

    1. Учебное - методическое: нормативно-правовая и научно-методическая литература по проблеме;
    2. Информационное: интернет ресурс;

    Продукты проекта:

    1. Модель «Формирование культуры  здоровья детей старшего дошкольного возраста» (приложение 1);
    2. Перспективный план  педагогической мастерской «Здоровье»; (приложение 2)
    3. Перспективный план взаимодействия с семьёй «Крепыш» (приложение 3).
    4. Презентация «Культура здоровья ребёнка – дошкольника»

    Предполагаемый результат:  «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».

    Заключение

    Проведённое  нами  теоретическое исследование по проблеме формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста и разработка проекта,   позволило сделать ряд выводов:

    1. Уточнено понятие «культура здоровья», которое обусловлено такими  компонентами как: физическая, интеллектуальная, социально-личностная, нравственная и эмоциональная готовность.
    2. Проведённый анализ научно - методической литературы позволил нам определить  основные направления оздоровительной работы; разработать  перспективные планы психолого – педагогической работы по оздоровлению детей  и модель культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, культура здоровья ребёнка – это неотъемлемая часть общей культуры человечества, многие педагоги это понимают, но немногим удаётся воплотить это понимание в действительность. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение этой проблемы и реализация проекта «Формирование культуры здоровья детей  старшего дошкольного возраста» в детском саду.

    Литература:

    1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. Издательство НЦ ЭНАС.  2006. – 144 с.
    2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
    3. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплентю здоровья для дошкольников  - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256 с.(Сердце отдаю детям).
    4. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников».
    6. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -  464 с.

    Приложение 1

    Предлагаем вашему вниманию модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника (рис. 1). Содержательные аспекты модели «Культуры здоровья» дошкольников включают в себя комплекс показателей, обеспечивающих успешное овладение интегративными качествами и дальнейшее  обучение в школе. В неё включены следующие компоненты:

    1. Физическая готовность – соответствие возраста антропометрическим показателям; наличие 1-й или 2-й группы здоровья; развитие в соответствии с возрастом физических качеств; сформированности двигательных и моторных навыки; культурно-гигиенических навыков; высокая выносливость и работоспособность.
    2. Интеллектуальная готовность – сформированности сенсорных представлений, психических и познавательных процессов, представлений об окружающем мире и мотивации к обучению.
    3. Социально-личностная готовность – ребёнок имеет представления о ЗОЖ, о духовных ценностях в категориях «плохо - хорошо», о социальных ценностях в категориях «можно - нельзя»,  «хочу – могу – должен». Имеется определённый уровень умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми; умеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением.
    4. Нравственная готовность -  ребёнок бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, к предметному миру.
    5. Эмоциональная готовность -  умение ребёнка проявлять активность в действии, ярко выраженное чувство индивидуальности, умеет контролировать свои эмоции.

    Рис. 1: Модель культуры здоровья  детей  старшего дошкольного возраста.

    Приложение 2


    МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36





















    План



    работы педагогической мастерской 





    «Здоровье»





    на 2011-2012 г.





























    Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.







    П/П

    содержание

    Время проведения

    ответственные


    I.

    1. Организационно-информационный:  

    1.Представление плана работы педагогической мастерской.

    2.Сбор банка-информации о здоровье педагов (воспитателей и специалистов ) ДОУ;

    -анкетирование «Индекс отношения к здоровью», паспорт здоровья педагога.

    3. «Здоровый педагог - здоровый ребёнок»

    -интегральные показатели здоровье сберегающей работы в ДОУ:

                 -паспорт занятия;

                 -санитарно-гигиеническая среда.


    Сентябрь


    Зам.зав. по ВМР


    Инструктор ф.к.

    Воспитатели

    Мед/блок

    психолог


    II.

    1. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы:

    1.Мотивационно - эмоциональный аспект самостоятельной двигательной активности детей.

    2.Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры, здоровому образу жизни, своему здоровью.

    -тестирование детей

    -консультация для воспитателей  групп старшего дошкольного возраста.



    октябрь


    Инструктор ф.к.

    Психолог

    Зам.зав. по ВМР

    I

    II.

    1. Совместная деятельность педагогов и детей по решению задач образовательной области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»:

    1.Физкультурно-познавательные (развивающие) занятия в системе физкультурно – оздоровительной  работы в ДОУ:

    -серия практических занятий.



    октябрь-апрель


    Воспитатели

    Инструктор ф.к.


    IV.

    1. Методическая работа:
    1. Семинар – практикум на тему «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
    2. Тематический педсовет по проблеме;
    3. «Педагогическая перекличка» с использованием практического материала (открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности детей и педагогов; совместной деятельности в режимных моментах);
    4. Консультации на тему:
    1. здоровый образ жизни и безопасное поведение;
    2. разумное поведение в непредвиденных ситуациях;
    3. оказание элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи.



    февраль




    март



    Зам.зав. по ВМР



    Заведующий д/с

    Зам.зав. по ВМР

    Специалисты



    Воспитатели

    Инструктор ф.к.

    психолог


    V.


    1. Диагностическое обследование развития физических качеств и двигательных навыков  у детей дошкольного возраста:

    -теоретические основы методика проведения диагностики;

    -мини практикум для воспитателей  дошкольных групп.


    Сентябрь-май


    мед блок

    Инструктор ф.к.

    Воспитатели

    Зам.зав. по ВМР

    Приложение 3


    МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36





















    Перспективно – тематический план



    Семейного клуба «Крепыш»



    На период 2011-2012 г.





















    Подготовила: зам.зав. по ВМР Верхозина Л.Г.





    п\п

        Организационно-   методические

           мероприятия «Встречи»

        Время

    проведения

    Ответственные

    1.


    Анкетирование:

    1. «Здоровый ребёнок –успешный ребёнок»
    1. «Для совместных действий инструктора физической культуры и родителей воспитанников»;
    2. «Ваше отношение к физической культуре?»
    3. «Какой вы видите физическую культуру в детском саду?».


    Сентябрь-октябрь


    Инструктор ф.к.

    Воспитатели;

    Мед. блок.

    2.


    Встречи с родителями на тему (мини-семинары; практические занятия):

    1.  «Профилактика и коррекция нарушений ОДА у детей дошкольного возраста»;
    1. «Навстречу друг другу» - проведение совместных занятий с родителями по формированию культуры здоровья детей;        






    Ноябрь-


    декабрь




         



    Зам.зав. по ВМР

    Инструктор ф.к.

    Воспитатели групп.

    3.

    Тематические консультации для родителей:

    1. «Физическое воспитание – дело семейное»;
    1. «Особенности закаливания детей раннего возраста»;

    «Формирование правильной осанки»;


    В течении года


    Инструктор ф.к.

    Воспитатели

    3.


    «Дни открытых дверей»

    1. Посещение родителями физкультурных занятий;
    2. Посещение  режимных  моментов.


    В течении года

    Согласно плану д\у


    Заведующий  д/с

    Зам.зав. по ВМР,

    Инструктор ф.к.

    4.


    Семейные спортивные конкурсы и праздники


    1. «Здоровая семья – здоровый ребёнок»;
    1. «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
    2. «Вместе весело шагать!»


    Февраль

    Март


    Инструктор ф.к.

    Воспитатели групп,

    Родители.

    5.


    Подготовка и выпуск:

    1. «Информационного бюллютня» семейного клуба «Крепыш»;
    2. Тематические фотовыставки; видео зарисовки и т.д.


    Раз в квартал





    Инструктор ф.к.

    Воспитатели

    Зам.зав. по ВМР

    Мед. блок

    Культура

    здоровья ребёнка-дошкольника

    Валеологическая культура

    Физическая культура

    Эмоционально-коммуникативная культура

    1. Интеллектуальная готовность
    2. Социально-личностная готовность
    3. Физкультурная грамотность

    1. Физкультурная грамотность
    2. Физическая готовность

    1. Нравственная готовность
    2. Эмоциональная готовность

    Здоровый ребёнок – успешный ребёнок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

    Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

    Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

    Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

    Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

    Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

    Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Отчет по самообразованию воспитателя Дудоровой Галины Владимировны.Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»...

    Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...