Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
проект (подготовительная группа) на тему

Усова Ирина Викторовна

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети  замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Педагогический проект на тему:

«Формирование  толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Выполнила:

Усова Ирина Викторовна

педагог-психолог

ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение

« Детский сад « Родничок»

г.о. Новокуйбышевск

Новокуйбышевск, 2014 год

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети  замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

     Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

     Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

     В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того,  чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование  толерантности у старших дошкольников в условиях ДОУ».

Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать  систему  мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.

Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в  дошкольном образовательном учреждении станут:

1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном  учреждении.

2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д. 

Новизна заключается в формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.

Цель проекта: Формирование основ толерантности у дошкольника.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;

2.Пополнение материальной и методической базы ДОУ;

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;

5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

6. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности  у детей старшего дошкольного возраста.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Воспитательные:

-Формирование толерантного  отношения к  людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;

-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения  выходить из конфликтных ситуаций;

Развивающие: 

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть  сущность понятия «толерантность»;

-Изучить возрастные особенности детей  дошкольного возраста.

- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников;

-Разработать  ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;

-Определить педагогическую эффективность реализованных проектов;

-Выявить уровень толерантности родителей

-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:

-Подготовка совместно с детьми фото проектов.

 -Участие в совместных мероприятиях

-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для  родителей.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2014 года – май 2015 года.

Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Кабинет психолога для занятий с детьми;
  • Компьютер; магнитофон;
  • Проектор для презентации

Планируемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

 Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:

– работа с детьми,

– работа с семьей воспитанников ДОУ,

-  работа родителей с детьми,

- работа с педагогическим коллективом.

I этап: Подготовительный

1.Разработать план работы по формированию толерантности на 2013-2014 учебный год

Воспитатели, специалисты,

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Воспитатели, специалисты

3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Воспитатели, родители

4. Составить список произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели, педагог-психолог

5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами

Педагог-психолог

6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, педагог-психолог

7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения»

Педагог-психолог

8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Воспитатели

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности

Воспитатели, специалисты

10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Воспитатели, педагог-психолог

II этап: Реализация проекта

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственный

В течение года

Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

Организация информационного пространства среди родителей

1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

2.Приобретение картин художников мира

3.Создание картотеки подвижных игр народов мира

4.Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Воспитатели, родители,

специалисты

1 этап – сентябрь- октябрь 2014 года

2 этап – ноябрь- декабрь 2014 года

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3.Анкетирование педагогов для самооценки

толерантности, опросник

« Черты терпимой личности»

4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Педагог-психолог

Ноябрь

1.«Игры народов мира»

2. Семинар – тренинг с педагогами

1.Спортивное развлечение

2.Подвижные игры на прогулке

3. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности педагога- воспитателя»

Инструктор по физкультуре,

Воспитатели, Педагог-психолог

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

1.Настольные и напольные игры

2.Мультимедиа-презентации по темам;

сюжетные игры;

3.Творческие рассказы по теме

воспитатели

Январь

2015

1. «Моя страна»

«Символика нашей страны»

2.«Мой город»

3.«Русские народные праздники и традиции»

1.Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе

2.Рассматривание альбомов

неделя зимних игр и забав

3.Чтение русских народных закличек, песенок, потешек

Педагоги группы

Музыкальный руководитель

Февраль

1.«Моя родословная»

2.«Наши защитники»

1.Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»

2. Творческие игры;

Сюжетные игры;

3.Мини-проекты о своей семье;

4.Выставки

фотовыставка любимых мест в городе

Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Март

1.Родительское собрание, посвященное дню толерантности;

2.  Развлечение «Хоровод дружбы» 

3. «Семейные династии»

1. Родительское собрание, посвященное дню толерантности

« Толерантность - путь к миру»

2.  Встречи с членами семьи

3. «Семейные династии»

Педагог-психолог, родители, педагоги, музыкальный руководитель

Апрель

«День Земли»

1.Развлечения по теме;

2.Выпуск сборник стихов о Земле;

3.Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля»

Воспитатели

Май

1.«День Победы»

2. «День семьи»

1.Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей;

2.Музыкальное развлечение « День Победы»

3. Конкурс рисунков к Дню победы;

4.Праздник ко Дню семьи

5. Чтение и заучивание стихотворений о символе России

«Генеалогическое древо моей семьи»

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

родители

В течение года

Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов « Мы –другие»;

6.Оформление информационных стендов для родителей.

Педагоги группы

Пеагог-психолог

Муз.руководитель

Физ.инструктор

Июнь

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

- игры народов мира

- сказки народов мира

- национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты

 Август

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет педагога о проделанной работе

Педагог-психолог, педагоги группы

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

с 12 по 16 ноября

Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября   выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»

 13 ноября   «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп

14 ноября   Семинар-тренинг с пед.коллективом» (педагог-психолог)

15 ноября  Спортивный праздник «Игры разных народов»

(инструктор физкультуры)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

18 ноября   Спектакль  для детей всех возрастов.

Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители)

Основные формы работы:

1. Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта  является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов  и приемов, использования  национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие  виды  деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения  через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.

3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

5.Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

7.Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.    Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа на моральные темы
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений
  • Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Рисование на заданную тему
  • Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру,  папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»;

4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

3. Работа родителей с детьми

1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;

2. Изготовление генеалогических дерев;

3. Конкурс совместных рисунков.

Формы работы с воспитателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности  воспитателя»

3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

4. Консультирование  воспитателей по проблеме формирования толерантности.

III этап: Заключительный 

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

2. Презентация проекта на собрании педагогов.

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности,  как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.        

Теоретическая и практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты  условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей  старшего дошкольного возраста, и в нее включены  цикл занятий  и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями  подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике.  Работа с детьми проводилась поэтапно.

Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:

  1. Терпимость к чужим мнениям.
  2. Сотрудничество.
  3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
  4. Дружелюбие.  
  5. Чуткость и заботу.
  6. Доверие.
  7. Доброжелательность.
  8. Умение владеть собой и не осуждать других.
  9. Гуманизм.
  10. Любознательность. .
  11. Чувство юмора.
  12. Умение слушать собеседника.

    Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности  своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  3. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  4. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. Закон «Об образовании» 2013 г.
  7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  9. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  11. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  12. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

  1. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
  2. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
  3. Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru

Приложение 1

Бланк-опросник для воспитателей «Черты терпимой личности»

Колонка А                                                                                    Колонка В

1. Дружелюбие

2. Умение прощать обидчика

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность помочь товарищу в трудную минуту

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Приложение 2

АНКЕТА НА ВЫЯЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ 

В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств присуще вам?

Критерии нравственной воспитанности

Присуще в большей степени

Присуще в некоторой степени

Не пресуще

1

Уважение к другим людям

2

Терпимость к представителям другой национальности

3

Агрессивность по отношению к представителям другой национальности

4

Справедливое отношение ко всем людям

5

Сострадание

6

Конфликтность

7

Ответственность

8

Свобода в принятии решений

9

Честность

10

Самоуважение

11

Гражданская сознательность

12

Участие в общественно-полезном труде

Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает вашу позицию.

За каждый ответ «очень» запишите 4 балла;

«не особенно» - по 1 баллу;

«ни в коем случае» - 0 баллов.

Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие вас люди.

От 12 до 49 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 баллов и менее. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ» (Ф. Фидлер)

Одной из самых известных методик для оценки психологического климата в коллективе – методика Ф. Фидлера. В таблице приводится10 пар слов, противоположных по смыслу, например: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие. Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники отмечают в таблице, какой балл соответствует каждой характеристике. Например, для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 – напротив, крайней враждебности. Баллы, полученные по всем 10 характеристикам, суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка) и характеризует степень благоприятности и неблагоприятности атмосферы в коллективе.

Характеристика атмосферы в коллективе

Баллы

Характеристика атмосферы в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Дружелюбие

Враждебность

2

Согласие

Несогласие

3

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4

Продуктивность

Непродуктивность

5

Теплота

Холодность

6

Сотрудничество

Рассогласованность

7

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8

Увлеченность

Равнодушие

9

Занимательность

Скука

10

Успешность

Безуспешность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»

Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста»       Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...

Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.

Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...