Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) по теме

Мусалямова Светлана Станиславовна

 

Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: « Формирование навыков бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста » ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОР: Мусалямова Светлана Станиславовна МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Д/С № 140 Ярославль 2013г.

Слайд 2

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» В.А.Сухомлинский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Стремление воздействовать на формирование и усвоение детьми навыков бесконфликтного общения, определило цель и задачи проекта .

Слайд 3

Цель программы: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций.

Слайд 4

Задачи: Обучать детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности) Развивать навыки бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения со сверстниками. Познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, научить распознавать их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.) Развивать у детей способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. Формировать адекватное отношение к себе и другим. Помочь в преодолении негативных переживаний, способствовать повышению уверенности в себе. Корректировать поведение детей с помощью ролевых игр, формировать представлений о морали.

Слайд 5

Планируемые результаты : Дети умеют: распознавать эмоциональные состояния другого человека и своё; конструктивно решать возникшие в совместной деятельности проблемные ситуации; найти выход из конфликтной ситуации .

Слайд 6

Категория детей, участвующих в проекте : подгруппа детей (6 человек). Набор в группу осуществлялся на основе данных, полученных с помощью наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время образовательной деятельности и на основе результатов диагностических обследований с целью выявления конфликтных детей, не способных управлять собственным поведением, с несформированными навыками межличностного общения . Срок действия программы : 1 год

Слайд 7

Формы и методы работы: Педагогическая работа организуется в непосредственной образовательной деятельности , в режимные моменты , в самостоятельной деятельности детей. Используются: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические , развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы ; мини-конкурсы; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке .

Слайд 8

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Проективные методики: «Капитан корабля»; «Два домика»(автор Панфилов); « Картинки»(автор Смирнова Е.О); «Закончи историю»(из пособия Калининой Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» – СПб., Речь , 2002-с.114). Освоение содержания программного материала в образовательной области «Коммуникация» и «Социализация» (5-6лет ); Диагностика «Формирование интегративных качеств детей шестого года жизни »; Результаты диагностики (сводная таблица)

Слайд 9

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ 1 ЭТАП – «Общение без слов»: ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, развитие способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё. Формы работы . Игры (например, «Приветствие», «Зеркало», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки», «Театр теней»), примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера . 2 ЭТАП – «Согласованность действий»: развитие способности к согласованности движений детей, умения ориентироваться на партнера, действовать с учётом потребностей и поведением других. Формы работы. Специально организованные сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, игровые упражнения (например, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжи», «Сороконожка»), моделирование и анализ заданных ситуаций, беседы.

Слайд 10

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 3 ЭТАП - «Общие переживания»: развитие умения детей переживать общие эмоции, порождать чувство близости. Формы работы. Игры (например, «Кто смешнее засмеется», «Кто самый злой»), мини – конкурсы, релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки), чтение художественных произведений . 4 ЭТАП - «Взаимопомощь в игре»: развитие умения детей оказывать друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях, умения сопереживать и сорадоваться . Формы работы. Специально организованные дидактические, сюжетно – ролевые игры, моделирование проблемных ситуаций, игры – драматизации, беседы, мини-конкурсы

Слайд 11

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 5 ЭТАП – «Помощь в совместной деятельности»: развитие умения помогать друг другу, делиться, оказывать реальную помощь. Формы работы. Игры с правилами ( сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), чтение художественных произведений, сочинение историй, мини – конкурсы, специально организованные сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, совместное тематическое и свободное рисование.

Слайд 12

ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ воспитатель ; психолог ; логопед; музыкальный руководитель; родители .

Слайд 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Расскажи стихи руками. – М., 1994. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. //Справочник педагога – психолога. 2013, №2 – С.29 Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С.-Пб.: Речь,2002. - 157с. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф . Дис . Канд. Пед . Наук. - М., 1999. - 15с. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей эдошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф . Дис . Канд. Пед . Наук. - Курск. 1999. - 16с. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос , 2003. -160 с. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26. Яковлева Н. сихологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2001. – 112с

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

      Воспитание культуры общения,  приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Педагогический проект Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том ...

Авторский педагогический проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»

Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении (Дети с увлечением участвовали в конкурсах, изготавливали подарки своим близким, Ждали с ...

Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».

Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»....