Авторский педагогический проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»
проект (старшая группа)

Пономарёва Лариса Васильевна

Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении (Дети с увлечением участвовали в конкурсах, изготавливали подарки своим близким, Ждали с нетерпением на занятия, на праздники, развлечения. Вместе делали выставки рисунков, поделок. Участвовали в различных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskiy_proekt.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект: «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй» «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека» Наполеон – I Автор проекта: Пономарёва Лариса Васильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС, р.п. Умёт

Слайд 2

Актуальность Исторические факты свидетельствуют о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема. Величие России определялось не только её территорией, количеством населения, мощностью экономики и науки, оснащенностью армии и флота, но и духовным потенциалом. Поэтому патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». По словам С. В. Михалкова , кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом. Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами.

Слайд 3

Одно из ведущих направлений нашего дошкольного образовательного учреждения является нравственно –патриотическое воспитание детей. Таким образом, цель моего проекта совпадает с основным направлением работы детского сада. Старший дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Слайд 4

Противоречия Между потребностью в патриотическом воспитании и отсутствием этой организационной работы. Между информацией, преподносимой средствами СМИ и необходимостью знать подлинность своей страны. Подмена традиционных ценностей на другие (материальные).

Слайд 5

Цель: Создание условий для эффективного формирования у дошкольников установок патриотического сознания и привлечение к осознанной активной деятельностной позиции.

Слайд 6

Методические задачи: Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования Разработать дидактический материал Разработать методические разработки и рекомендации для воспитателей и родителей Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей Выработать систему мероприятий по патриотическому воспитанию совместно с родителями

Слайд 7

Дидактические задачи: Расширить знания дошкольников о родном крае на материалах краеведения, истории и традициях, жизни знаменитых людей; Способствовать стремлению дошкольников хранить историческую память; Приобщить детей к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных Сил России; Познакомить детей с символами государства; Научить бережно относиться к природному и культурному наследию родного края; Формировать интерес к истории родного края; Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, родном поселке; Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю; Способствовать сознательной активности детей и их родителей делать все возможное для возрождения своей малой родины.

Слайд 8

Проблемный вопрос Будет ли участие семьи дошкольников в мероприятиях по патриотическому воспитанию способствовать эффективной работе педагога в этом направлении?

Слайд 9

Новизна проекта Для решения проблемы использую новые формы работы с родителями, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта и осознанной деятельности детей: семейные проекты, интегрированные занятия с участием родителей, субботники, экскурсии, семейная гостиная. Использование ИКТ

Слайд 10

Участники: Воспитатель Дети старшей группы Ветераны Великой Отечественной войны, папы –участники боевых действий в Афганистане и Чечне, бабушки, дедушки, музыкальный руководитель, библиотекарь, работник музея

Слайд 11

Ожидаемые результаты: - повысится интерес к народным праздникам и традициям, известным людям, своей родословной и т. д.; - сформируется активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины; - дети станут инициаторами проведения праздников, изготовления подарков членами семьи к праздникам, носителями народных традиций; - повысится активность детей в творческих конкурсах; - расширится диапазон знакомых объектов и улиц родного поселка; - родители станут искренними союзниками и помощниками педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Слайд 12

Сроки реализации проекта (1 год): 1 этап -подготовительный (с 15 сентября по 15 октября); 2этап –основной (с 15 октября по 30 апреля); 3 этап –заключительный (до 20 мая)

Слайд 13

Этапы работы: Подготовительный - Изучение теории и практики по теме: «Формирование патриотического сознания у дошкольников»; - изучение методической литературы; - создание рабочей группы; - разработка перспективного плана на год; - систематизация форм, методов и приемов патриотического воспитания и воспитания дошкольников; - методические разработки мероприятий по патриотическому воспитанию; -мониторинг сформированности патриотических чувств старших дошкольников (проведение первичной диагностики); - доведение до сведения родителей и педагогов о важности проблемы патриотического воспитания детей; - подготовка материальной и методической базы: приобретение методической литературы, оформление уголка по патриотическому воспитанию, сбор альбомов, иллюстраций, книг на военную тематику; - разработка критериев эффективности проекта.

Слайд 14

Критерии: Знание государственной символики. Знание особенностей родного края. Наличие инициативы дошкольников в проведении мероприятий, изготовлении подарков для ветеранов, родителей.

Слайд 15

Основной этап 1. Интегрированные занятия с привлечением специалистов (музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея), 2. Экскурсия в музей, 3. Экскурсия в парк и к памятнику неизвестному солдату, 4. Семейная гостиная, 5. Посещение библиотеки, 6. Встречи с «интересными» людьми (ветеранами, родителями-участниками боевых действий, умётской поэтессой), 7. Чтение художественной литературы на военную тематику, 8. Конкурс по патриотическому воспитанию («Открытка для ветерана» - районный конкурс – победитель Смолякова Валерия; конкурс чтецов – 5 победителей; семейный конкурс « Традиции нашей семьи» - 2 победителя) 9. Семейные проекты («Знать, любить, беречь», «Бабушкин сундучок»), 10. Выставки рисунков, поделок и фото на военную тематику, 11. Оформление стенда «Уголок памяти»; 12. Субботники по благоустройству территории («Оформи цветник», «Посади дерево») 13. Занятия, досуги, праздники совместно с членами семей дошкольников («Папы и дедушки – наши защитники Отечества», «День Матери», «Наши бабушки, наши дедушки» и т.д.), 14. Дидактические игры: «Один – много», «Правильно говори», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Вспомни пословицу», «Доскажи слово!», «Поэт», викторина; «Кто это», «Игра в рифму», «Путешествие», «Когда это бывает», «Узнай наш флаг (герб)», «Зеленая аптека»

Слайд 16

План Тема Форма работы Месяц Ответственный Рассказы о природе. Произведения о войне. Литературная гостиная: чтение художественной литературы Сентябрь - май Воспитатель «Что изменилось?» Прогулки Ежедневно Воспитатель «Лекарственные растения» Изготовление альбома Сентябрь Воспитатель «Путешествие в мир прекрасного» Открытое занятие по творчеству Т. Л. Курбатовой, тамбовской поэтессы Октябрь Воспитатель, музыкальный руководитель «Осенние посиделки» Открытое занятие, совместно с музыкальным работником Октябрь Музыкальный руководитель «Из бабушкиного сундучка» Выставка Октябрь Бабушки Традиции нашей семьи Конкурс детского творчества Ноябрь Родители «День Матери» Совместное мероприятие Ноябрь Воспитатель, музыкальный руководитель

Слайд 17

«Наши бабушки, наши дедушки» Совместное мероприятие: чаепитие за круглым столом Ноябрь Бабушки, дедушки, воспитатель, музыкальный руководитель Моя семья Открытое занятие Ноябрь Воспитатель Моя семья Выставка рисунков Ноябрь Родители, дети «Цвети Умёт» Общесадовское развлечение с присутствием умётской поэтессы Л. А. Майской Декабрь Музыкальный руководитель, воспитатель, поэтесса Символы Отчизны Занятие Декабрь Воспитатель «Коляда, коляда…» Развлечение Январь Музыкальный руководитель «Уголок памяти» Оформление стенда Февраль - май Родители. воспитатель

Слайд 18

«Наша армия родная» Выставка рисунков Февраль Родители, дети «Папы и дедушки – наши защитники Отечества» Открытое интегрированное занятие Февраль Воспитатель, музыкальный руководитель, папы и дедушки Беседа о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г.» Целевая экскурсия в краеведческий музей Апрель Работник музея «Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г.» Посещение библиотеки Апрель Библиотекарь Пасха Выставка детских поделок «атрибуты праздника» Апрель Воспитатель, дети «Стихотворения о Великой Отечественной войне» Конкурс чтецов на военную тематику Май Воспитатель, дети

Слайд 19

«Памятник Неизвестному солдату» Экскурсия к памятнику Май Воспитатель «Этот день мы приближали, как могли!» Открытое интегрированное занятие Май Воспитатель, музыкальный руководитель, ветераны «Наша клумба» Субботник по благоустройству территории Май Воспитатель, родители Открытка для ветерана Районный конкурс детского творчества Май Воспитатель, дети Подарки и цветы ветеранам Возложение цветов к памятнику Май Воспитатель, дети «Знать, любить, беречь» Проект Май Воспитатель, родители, дети

Слайд 20

Заключительный этап - Итоговое открытое мероприятие «Этот день мы приближали, как могли!»; -участие в районном конкурсе «Открытка для ветерана»; -изготовление подарков ветеранам; -возложение цветов к памятнику на районном празднике, посвященному дню Победы; - Мониторинг сформированности патриотических чувств старших дошкольников(проведение вторичной диагностики); -анализ достигнутых результатов.

Слайд 21

Оценка усвоения дошкольниками информации, предлагаемой в рамках проекта осуществлялась по представленным ниже вопросам Н – не обнаруживает, о – обнаруживает, ч – часто обнаруживает Начало года Конец года Содержание н о ч н о ч Знание о том, что такое семья Знание своих ближайших родственников Знание названия поселка, в котором живем Знание улиц поселка Знание о том, что такое армия Знание родов войск Знание народных праздников Знание достопримечательных мест в нашем поселке Названия лекарственных растений родного края Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды Названия зимующих и перелетных птиц родного края Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других

Слайд 22

Знание символического значения цветов флага и герба Знание правил поведения во время звучания государственного гимна Знание, что столица России - Москва Знание имен знаменитых соотечественников Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине Знание названия нашей страны Россия По данным вопросам проводилась беседа на начальном и на заключительном этапах проекта. Результаты фиксировались.

Слайд 23

Динамика развития детей по патриотическому воспитанию на начало и конец учебного года

Слайд 24

Выводы: В результате работы над проектом была достигнута цель и решены задачи: выработана система мероприятий по патриотическому воспитанию (перспективное планирование на год). Были проведены открытые мероприятия с привлечением родителей и членов семьи: «Наши бабушки, наши дедушки» (досуг и совместное чаепитие), «Папы и дедушки – наши защитники Отечества» (участие пап и дедушек в конкурсах), «День Матери» (совместный праздник и чаепитие за круглым столом); у детей расширились знания о родном крае, своей семье: они узнали об истории и традициях. Вместе с родителями участвовали в конкурсе детского сада «Радуга» «Традиции нашей семьи», где заняли призовые места. Познакомились с творчеством тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой, уметской поэтессы Л. А. Майской. На встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, защитниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне дошкольники много узнали о защитниках Отечества, о Вооруженных Силах России. В краеведческом музее дети познакомились со знаменитыми земляками; повысилась творческая активность дошкольников (участие в конкурсах, изготовление подарков к праздникам); возрос интерес и повысилась посещаемость детьми и родителями районных мероприятий (День Победы, День посёлка, Рождество, Масленица, Медовый Спас и другие); с детьми и родителями организованы субботники по благоустройству территории детского сада, на которых вместе посадили деревца, разбили клумбы. Проект является эффективным. Оптимизирован образовательный и воспитательный процесс. Проект малозатратный. Он выполнен без дополнительных затрат времени и материальных средств. Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении. (Дети с увлеченностью участвовали в конкурсе, изготавливали подарки своим близким, ждали с нетерпением на занятия, вместе делали выставки рисунков и участвовали в различных мероприятиях).

Слайд 25

Результаты проекта: Мои методические разработки и фотоматериал по патриотическому воспитанию были представлены: В районном конкурсе методических разработок «Край наш Тамбовский», где заняла призовое второе место. 2. В областном конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение», где заняли третье призовое место в номинации «Лучший сельский детский сад». 3. В районном конкурсе внеклассных мероприятий и классных часов, посвященном 65-летию Великой Победы «Методические разработки патриотической направленности», где заняла третье призовое место. 4. В конкурсе по ознакомлению детей с природой родного края, где мною были представлены методические разработки: «Путешествие в осенний лес» по сказке и поэзии тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой и интегрированное занятие по экологии. 5. В районном конкурсе-выставке «Открытка для ветерана», где ребенок стал победителем конкурса. 6. Принимала участие вместе с детьми в областном экологическом форуме Зеленая планета». 7. В семинаре-практикуме «Проектная деятельность – одна из форм повышения качества образования» с докладом «Проектная модель патриотического воспитания дошкольников» (из опыта работы».

Слайд 27

Дальнейшее развитие проекта В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении обобщения педагогического опыта по данной проблеме и распространения его на РМО, на сайте Тамбов Вики. Включение проекта в Программу развития МБДОУ ЦРР-ДС В дальнейшем я планирую и дальше работать по данной проблеме. Для улучшения проекта считаю необходимым организовать экскурсии с родителями и детьми по Умётскому району ( Мара- родина Е.А. Боратынского, Оржевка (святой источник, «золотое кольцо» церквей).

Слайд 28

Использованные информационные ресурсы Т. И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание – М.: Айрис-пресс, 2008 . Г. М. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Н. Г. Зеленова Л.Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. О. Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г. www.moi – detsad./ru doshvoz rast.ru Ipklabdo.Lanta – net/ru/ipk media wiki

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"

В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....

14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой....

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Проект "Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста".

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «  Формирование экологического сознания у детей дош...

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность

Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных ...