Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность
методическая разработка по окружающему миру

Бугрова Наталья Александровна

Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoekologiya_publikatsiya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность»

По мнению Л.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

- отчуждение детей от мира природы;

- снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

- неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Основное содержание формирования экологического сознания дошкольников – «…формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (из программы …С.Н. Николаева)

Данная система включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении:

1. Формирование цели и задач формирования экологического сознания у детей

2. Создание условий для экологического сознания детей:

Определение форм и методов работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; элементарная поисковая деятельность детей; проектная деятельность; организация целевых прогулок и экскурсий; организация экологических игр; организация экологических развлечений.

3. Организация работы с родителями

п.2.6 ФГОС ДО в области «Познавательное развитие» определяет задачи: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

В настоящее время, к сожалению, не все дети могут раскрыть себя полностью, показать свои индивидуальные способности, выделить себя из группы сверстников. С помощью изодеятельности ребенок, как бы не задумываясь, развивается всесторонне, проявляя личностные качества. Именно об этом нам трактует п. 2.6 Федерального Государственного образовательного Стандарта Дошкольного образования в области «Художественно-эстетического развития»

Изобразительная деятельность затрагивает каждую из пяти образовательных областей, но глубже проникает в две из них.

Во – первых, это познавательное развитие. Ведь прежде, чем изобразить то или иное явление, предмет, о нем нужно узнать, раскрыть его особенности, характерные черты. Ребенок хочет проявить в творчестве именно то, что ему доступно и интересно, о чем он много знает.

Вторая образовательная область, это художественно – эстетическое развитие, непосредственно продуктивная изобразительная деятельность. Чем ярче картинка отложилась в памяти, тем подробнее и интереснее хочется отобразить ее в творчестве. Передать красоту природы, наблюдаемую на прогулке или по дороге домой, в рисунке. Создать с помощью пластилина образы птиц, животных, о которых ребенок узнает во время занятий и из повседневной жизни.

К концу дошкольного возраста, не без помощи изодеятельности, ребенок овладевает рядом целевых характеристик, или как трактует нам п. 4.6 ФГОСа, целевыми ориентирами. Применяя различные изобразительные средства, ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними. Вовлекает в свою творческую деятельность предметы природного мира (листочки, камешки, веточки). Развивается воображение, проявляется любознательность. Ребенок, наблюдая за миром природы, за его красотой, делает собственные выводы, пытается применить и отобразить продуктивно использование природного материала. (п. 2.7 ФГОС ДО).

Современные дети очень много времени проводят за компьютерами и гаджетами, порой не обращая внимания на простые, но важные явления нашей жизни. Поэтому очень важно привлекать внимание детей к красоте природного мира с помощью изодеятельности, способствовать бережному отношению к природе, учить замечать прекрасное в обыденном.

Все это приводит к освоению такого вида детского творчества, как изоэкология.

Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения. 

цель: формирование у дошкольников представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.

Как известно, изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др. Кроме того, в журналах по дошкольному воспитанию и образованию, сети Интернет публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Надо отметить, что в пособии Комаровой Т.С. не предлагается обучение детей нетрадиционным техникам получения изображения.

Однако использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности (формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучение явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними);
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту (давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, в том числе нетрадиционные методы художественной деятельности);
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла (нетрадиционные техники изобразительной деятельности);
  • поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология – этика – эстетика – это три единства сознания и поведения каждой личности.

Для того, чтобы притворить в жизнь такой вид детского творчества, как изоэкология, мы предлагаем ребятам освоить нетрадиционные техники рисования. Они прекрасно раскрыты в пособиях Никитиной А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и Давыдовой Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Обучение этим техникам организуется вне занятий, объединяя детей в подгруппы. Техники посложнее осваиваются с помощью индивидуального подхода. Ребята с удовольствием вникают в изобразительный процесс, закрепляя применение разнообразных техник на занятиях по рисованию по замыслу.

Кроме того, нетрадиционные техники рисования имеют огромное значение для подготовки детей к школе. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе, заменяя различного вида прописи.

Вся работа по теме разделена на два блока:

1. Наблюдение в природе.

2.Раскрытие детских впечатлений посредством нетрадиционного художественного творчества.

На первом этапе прививается детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь осуществлять познавательный процесс помогают игры – путешествия, наблюдения, экскурсии, экологические игры, занятия – рассуждения, викторины, практическая деятельность в природе.

Второй этап – активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве нетрадиционные способы и техники рисования, аппликации, лепки, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.-М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. Давыдова Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.72с
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.- М.: Мозаика-синтез, 2016 (Книжная версия+CD)
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.: Мозаика-синтез, 2016 (Книжная версия+CD)
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В.Никитина.-Санкт-Петербург: КАРО, 2016.-96с.
  6. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
  7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа.-М.: Мозаика-синтез, 2016 (Книжная версия+CD)
  8. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-М.: Мозаика-синтез, 2016 (Книжная версия+CD)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста...

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...