Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Осипова Татьяна Владимировна

 

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом     направлении      играет     поисково-познавательная   деятельность   дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их


процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.Л. Парамонова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом     направлении      играет     поисково-познавательная   деятельность   дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.Л. Парамонова).

Экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет и предполагает решение следующих задач:

-        формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-        развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-        расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-        поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация экспериментов идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные,        действенно-мыслительные,     преобразовательные).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Экспериментирование обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Экспериментирование проводится чаще всего в средних и старших группах детского сада.

Эксперимент всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя эксперимент, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении эксперимента дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время экспериментирования необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить, Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за  


ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое в  светлое.   При   обсуждении  результатов  опыта  он   подводит  детей   к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся эксперименты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

Таким образом, исследователями установлено: материалы экспериментов убеждают, что при организованном и целенаправленном обучении в старшем дошкольном возрасте можно сформировать полноценные динамические представления о живой и не живой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста...

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность

Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны «Формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста»

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...