Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
статья на тему

Петрищева Юлия Владимировна

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Авторская идея в моей педагогической практике»

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Увы, у вех проблем

один корень – мы хотим,

 чтобы нас любили,

 ценили и уважали,

 но при этом даже не пытаемся

 сами любить ценить и уважать.

Олег Рой.

На современном этапе развития нашего образования формирование основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста является социальным заказом и актуальной педагогическая проблемой в теории и практики дошкольной организации. Планетарное сознание дошкольников представляет собой определённую совокупность знаний и представлений, отражающих ценностное отношение личности к объектам и явлениям окружающей и социальной действительности, а так же ценностных установок, регулирующих поведение ребёнка в жизнедеятельности.

Проблема формирования планетарного сознания как социальный заказ в образовании. отмечена в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «…содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [Закон РФ "Об образовании" Глава 2. ст. 12] .

ФГОС введены на всех ступенях образования, все перечисленные требования: «Становление сознания ребенка; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» – определяют социальный заказ выпускника дошкольной организации в образовательной области познавательное развитие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Глава II Пункт 2.6]. По сути, данные представления являются содержательными и структурными компонентами планетарного сознания старших дошкольников.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» говорится о «…важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [Глава II ст. 5]. Я считаю , что планетарное сознание ребенка дошкольного возраста будет способствовать развитию чувства принадлежности именно к своей большой Родине, Отчизне, отношению к себе, как гражданину России, чувству сопричастности к истории, культуре, науке, национальным традициям.

В программах ДОУ, в рамках познавательного развития, детей знакомят с системой «человек – природа» и большое внимание уделяется воспитанию патриотизма, но не достаточно направлению «человек – общество», «человек - человек». Поэтому я рассматривала проблему формирования планетарного сознания в контексте социализации личности.

Под социализацией я понимаю процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения социальной работы по формированию планетарного сознания в дошкольных образовательных учреждениях.

Планетарное сознание является одним из направлений нравственного развития ребенка – у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия, живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.

Изучением проблемы формирования планетарного сознания занимались многие ученые (М.И. Богомолова, С.А. Козлова,  Н.К. Крупская, Э.К. Суслова, К.Д. Ушинский и др.).

Но, несмотря на то, что многими проблема изучается, она остается актуальной и сегодня, так как не разработаны условия  способствующие формированию планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста.

 В процессе исследования проблемы формирования планетарного сознания у старших дошкольников  мною было выявлено противоречие: между потребностью формирования планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста и не разработанностью условий.

 Выявленное противоречие позволило определить проблемуисследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование планетарного сознания  у детей старшего дошкольного возраста.

Выше указанная проблема позволила определить тему исследования «Формирование планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Цель исследования: выявить применить  педагогические условия, способствующие формированию планетарного сознания у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Объект исследования: процесс формирования планетарного сознания у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

        Предмет исследования: педагогические условия формирования планетарного сознания в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности.

Гипотеза: эффективность формирования планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста будет обеспечиваться, если:

•        воспитывать доброжелательные отношения к людям другой национальности и культуры;  

•        расширять представления о культурно-этническом многообразии на планете Земля.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования вытекают задачи:

1.        проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2.        определить сущность и содержание планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста;

3.        разработать, апробировать комплекс игр и алгоритм их использования, обеспечивающий формирование планетарного сознания.

Для решения поставленных задач и реализации гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняемых друг друга:

•        теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

•        эмпирические (наблюдение, интервью ).

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «планетарное сознание» для старших дошкольников.

На первом аналитическом этапе реализации проекта (2015-2016г.) изучена научно-методическая литература по вопросу. И выявлены условия для формирования планетарного сознания у детей:

         воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей и культур;

        расширение представлений о культурно-этническом многообразии на планете Земля.

На втором этапе (2016-2017г.): реализуются  педагогические условия, направленные на повышение  уровня сформированности планетарного сознания.

Данные условия реализовывали через знакомство детей с играми других народов, так как игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Сначала детей знакомят с русско - народными играми, затем переходят к играм тех национальностей  дети, которых посещают группу. После этого переходят к  играми других народов. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка), предварительно её не разучивают. А вводят в ход игры неожиданно. Это доставляет детям большое удовольствие, они вслушиваются в ритмическое сочетание слов, при повторении почти все дети легко запоминают зачин. Объяснения правил новой игры происходит по –  разному, в зависимости от её содержания. Не сюжетную игру объясняют кратко лаконично, эмоционально – выразительно. Чтобы убедится, что все дети правильно поняли правила игры, задается один – два уточняющих вопроса. В основном у детей не возникает трудностей. Детям  интересны новые игры, они играют с удовольствием. В конце игры  положительно оцениваются поступки тех детей, кто проявил в течение игры такие качества, как: смелость, ловкость, выдержку, взаимопомощь. Каждым раз таких детей становиться всё больше и больше. Сюжетная игра  так же объясняется по – разному. Сначала немного рассказывается о жизни того народа, в чью игру предстоит поиграть, показываются иллюстрации предмета быта и искусства, заинтересовывают национальными обычаями и фольклором. Затем детям образно, но кратко рассказывают о сюжете игры, поясняют роль водящего, дают послушать диалог, если он был, и распределяют роли.  

Особое внимание обращают на детские взаимоотношения, имеющие в своей основе нравственную направленность: проявление дружеского расположения к людям, не зависимо от их национальности, умение проявлять к ним заботу, умение считаться с интересами товарищей, согласовывать свои желания с другими участниками игры.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

 Дети быстро запоминают правила игры. Если нет желающих быть «пенечком», то выбирают с помощью считалки. Когда играют в первый раз, некоторые дети нарушают правила игры (пеньки встают с места). В конце игры положительно оцениваются  дети, которые не нарушали правила и проявляли такие качества, как ловкость и выдержку. С каждым разом таких детей становиться все больше.

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Играя в эту игру, многие дети хотят быть иголкой, ниткой и узелком. Их выбирают с помощью считалки. Когда играют в первый раз некоторые дети, нарушают правила игры, то выбегают из круга, то забегут в него, боясь отстать от иголки. Чем больше дети играют в эту игру, тем они двигаются быстрее проявляя ловкость, не отстают  друг от друга.

Удмуртская народная игра «Водяной».

Дети знакомясь с правилами игры, говорят, что уже ее знают. И играют в нее с меньшим интересом, так как она им знакома.

Латвийская народная игра «Волк и коза».

Играя в первый раз ребятам не сразу, дается то, что волк может заходить только в ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками). И чем больше они играют, тем интереснее им становиться. Каждый из них проявляет ловкость, когда становятся в роли волка, чтобы поймать козу.

Киргизская народная игра «Клади платок».

 После знакомства детей с правилами игры, некоторые из них говорят, что умеют играть в нее. Они показывают  всем остальным, как правильно в нее играть. Этим они заинтересовывают остальных детей. Участники игры стараются добежать первыми, чтобы выйграить.

Армянская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Дети не сразу запоминают правила игры (что нужно говорить), путаются и ошибаются. В первый раз почти все дети сразу выбывают из игры. Чем больше они играют, тем ведущему  труднее заставить их ошибиться. Тот кто продержится дольше всех становится ведущим. Все дети играют с большим удовольствием.

Эстонская народная игра «Черное и белое».

Все дети сразу запоминают правило игры, самостоятельно делятся на команды.

Детям больше понравиться игры: «Иголка, нитка, узелок» и «Земля, вода, огонь, воздух».

Знакомя детей с играми других народов, они узнают, что у людей с другой национальностью и культурой, также есть интересные, увлекательные игры. Которые так же разнообразны по своему содержанию и направленности, как и игры нашего народа.

Именно в процессе игры с равноправным партнером ребенок приобретает такие качества, как доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права рационально разрешать конфликт, то есть растет его социальная компетенция. В этих играх дети узнают, новое о каждом народе, их особенности, проявляют доброжелательное отношение к остальным участникам игры, которыми могут быть другой национальности или культуры.

На третьем обобщающем этапе (2017-2018 г.) пройдет обработка и систематизация  исследовательских материалов. Формулирование выводов.

Таким образом, актуальность проблемы формирования планетарного сознания детей не вызывает сомнения и связана с вопросами социализации ребенка, усвоения им ценностей справедливости, добра, миролюбия, понимания и доброжелательности по отношению к людям и народам мира, природе планеты, чувства принадлежности к своей малой и большой Родине, ее географическом, природном, культурном, этнографическом и социально-экономическом разнообразии, представлении о географической картине мира. Поэтому, необходимо дальнейшее исследовании данной проблемы, обоснование средств формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста, разработка критериев эффективности проводимой работы – в первую очередь знания (представления) об обобщенных социально – нравственных, общеинтеллектуальных и общекультурных понятиях, о формах и способах их практического применения.

Теоретическая значимость заключается   в разработке комплекса игр и алгоритма их использования обеспечивающих формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы обусловлено тем, что введен в образовательную практику отделения дошкольного образования  Мизоновской ООШ комплекс игр, направленных на формирование  планетарного сознания детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1.        Абакумова, М.В. О становлении толерантной личности в поликультурном обществе  / М.В. Абакумова // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С.78 – 83.

2.        Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов //   Дополнительное образование. - 2002. - №2. - С.49 – 60.

3.        Абдулкаримов, Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания  / Г.Г. Абдулкаримов //  Образование в современной школе. - 2002. - №4. - С.35 – 43.

4.      Барабаш С.И. Образовательная программа «Школа развития планетарного сознания» / С.И. Барабаш, Л.Р. Миронова. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 5 с.

5.  Барабаш, С.И. Школа планетарного мышления / С.И. Барабаш, Л.Р. Миронова // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания: Тезисы междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 1997. – С. 38–39.

6. Веретенников Н.Я. Становление и сущность планетарного сознания: Дис. … канд. психол. наук: 09.00.11 Саратов, 1993. – 148 с.

7. Ломоносова Н.В. Сущность и основные особенности формирования планетарного сознания у детей в дошкольном возрасте. Дошкольная педагогика: Материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: Дни науки (г. Сочи 24–26 марта 2016 г.) // Молодой учёный. – 2016. – №9.3 (113.3). – С. 16.

8. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493] Москва. Глава II ст. 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/

9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 2. ст. 12.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155]. ФГОС ДО. – М.: Перспектива. – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность

Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны «Формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста»

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...