Проект "Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Герасимова Екатерина Михайловна

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «  Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Формирование экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель:

Герасимова Екатерина

Михайловна

2013 год.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «  Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста».         

Задачи проекта:

-формировать у детей элементарные представления об окружающей среде нашего города

- Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.

- Учить детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы под руководством воспитателя.

- Создавать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции.

-Воспитывать бережное отношение к живому;

-Развивать эмоциональную отзывчивость;

Продолжительность проекта: длительный (9 месяцев).

Участники проекта: Дети второй младшей группы МДОУ ДС «Тополёк»; родители; воспитатель: Герасимова Е.М..

Образовательная область: экологическое воспитание.

«Мир, окружающий ребёнка –это прежде всего мир

                                                             природы с безграничным богатством явлений,

                         с  неисчерпаемой красотой .

Здесь в природе вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Актуальность проекта.

Работу по экологическому образованию и воспитанию дошкольников осуществляю  согласно требованиям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Вераксы.  Цель воспитания является осознание ребёнком непрерывного единства мира природы и человека, введение и понимание причинно – следственных связей в окружающем мире, формирование экологического сознания и культуры.  При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

- системность;

- наглядность;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сезонность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.  Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья,  жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.  Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине я решила уделить внимание проблеме экологического воспитания дошкольников.

Дополнительные занятия  по экологическому воспитанию проводятся в ДОУ 4 раз в месяц во второй младшей группе. Программа разработана с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  • «Изодеятельность», где изготавливаются рисунки и различные поделки.
  • «Художественная литература», где используются произведения о природе.
  • «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальнее произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальнее праздники и развлечения.
  • «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.

Система формирования экологического сознания дошкольников: Данная система включает несколько взаимных блоков, которые охватывают все стороны эколого –педагогического процесса в дошкольном учреждении:

  1. Формирование цели и задач в формировании экологического сознания у детей;
  2. Создание условий для экологического сознания детей:

-Комплексные  занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической.

-Организация поисково- самостоятельной деятельности.

-Совместная деятельность с педагогом.

-Организация целевых прогулок и экскурсий.

-Организация экологических развлечений.

               3. Организация работы с родителями:

                            -Организация семинаров – практикумов.

                            - Организация экскурсий и походов.

                            -Подготовка экологических праздников и развлечений

                            - Изготовление дидактических пособий.

             4. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Содержание программы.

Сентябрь-серия «Разноцветные краски осени».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

                              Блестят в лазури голубой….  (И. Бунин)  

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе.
  2. Беседа об осени и природных изменениях (чтение стихов, рассматривание иллюстраций, наблюдения за природой – за облаками; за листопадом, за птицами).
  3. Тематическая прогулка на территории садика – рассматривание осенних цветов.
  4. Работа с родителями – участие в конкурсе осенний букет.

Приложение 1

Октябрь - серия «Парки нашего города».

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру льются, летят.

  1. Знакомство детей с понятием парк и  его структурой.
  2. Осенняя экскурсия в парк, беседа, наблюдение, сбор природного материала. (осенних листьев для поделок), подвижные игры.
  3. Занятие по изо деятельности : учить передавать характерные особенности деревьев с помощью аппликации.
  4. Работа с родителями – организация выставки: «Нерехта осенняя».

                     Приложение 2

  Ноябрь- серия «Дары родного края».

Осенью лес стоит,

Красками весь пестрит,

Щедро дары предлагает-

Сколько душа желает.

(П.Дмитриев, «Лес»)

  1. Беседа о лесе и сравнение его с парком. (Загадки и правила поведения в лесу).
  2. Работа с родителями –изготовление поделок из природного материала для выставки.
  3. Беседа –«что нам лес несёт» . Показ презентации.
  4. Разучивание стихов и песен на тему осень.
  5. Развлечение «Золотая осень».
  6. Приложение 3

Декабрь- серия «Зимние узоры  на моём стекле».

Ветки ёлок и берёз,

В неподвижном блеске,

Славно вырядил мороз

В иней перелески.

(С. Данилов)

  1. Беседа о зиме,  о зимних явлениях, о сезонных изменениях. Чтение сказок, стихов и песен.
  2. Изображение  с помощью капусты зимнего леса.
  3. Тематическая прогулка на территории садика . «Что изменилось?»
  4. Праздник – «Новогодний карнавал».

Приложение4

                       

Январь- серия «Елочка - зимняя красавица».

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая , как ёж,

Зимою в платье летнем.

  1. Беседа о деревьях зимой. Сравнение ели и берёзы.
  2. Изготовление ёлочки из………
  3. Экскурсия к зимней красавице. (Наблюдение, разучивание стихов про ёлочку, чтение сказок.
  4. Работа с родителями – фото выставка «Зимняя Нерехта».
  5. Экспериментальная деятельность  «вода и её состояние».

Приложение 5

Февраль - серия «Покорми птиц зимой».

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: чик – чирик!»

  1. Беседа о птицах зимой.(Наблюдение, выяснение какие птицы не улетают и почему, что они  едят, заучивание стихов про птиц, рассматривание картин и мультик – «Серая шейка»)
  2. Изготовление птиц из природного материала.
  3. Работа с родителями – «Открытие столовой для птиц.»
  4. Развлечение –«Птицы»

Приложение 6

Март- серия «Огород круглый год».

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот" 

  1. Беседа об овощах, где они растут. Рассматривание иллюстраций.
  2. Экспериментальная деятельность – посадка огорода.
  3. Наблюдение и ухаживание  за огородом.
  4. Работа с родителями -  фото выставка –«Мой любимый огород».

Приложение 7

Апрель- серия «Встреча солнца».

Сегодня нет в помине хмари.

Взойдя по синеве в зенит,

Сугробы солнце смело плавит,

И воздух искрами звенит.

  1. Беседа о весне и «Как солнце жизнь даёт земле».
  2. Аппликация из цветной бумаги «Здравствуй, солнце золотое!».
  3. Наблюдение за первыми цветами.
  4. «Бал цветов».

Приложение 8

Май- серия «защитим родную природу».

Люблю я парк, его аллеи в цвете,

 И милых крох, что здесь живут.

 Как хорошо, что чувства есть на свете,

 Они природу сберегут!

  1. Беседа о природе и нашей планете.
  2. Изготовление рисунков «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ!».
  3. Диагностическая методика выявления представлений о природе.

Приложение 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое по...

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...