Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Чтоб реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым экологическим сознанием. Надежда - на подрастающее поколение, которое мы должны воспитать по-новому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty_tropinki_2013_g._2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного  образования

Выступление из опыта работы на

региональном семинаре - практикуме

по проблеме:

«Значение опытно – поисковой деятельности

в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Воспитатель

II квалификационной категории

МБДОУ «Д/с № 30 «Снегурочка»

Гопанчук Р. Ф.

г. Альметьевск, РТ

Мир  окружающий ребенка, - это прежде  всего

 мир природы с безграничными богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание ребенка – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как  важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой задачи:

- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

- Развитие экологического сознания и гуманных чувств, умение понимать и ценить природу, восхищается ее красотой и величием.

- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни и элементарных умений.

- Воспитание заботливого отношения к миру природы.

Я считаю, что в поисково - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим методом, а в первые пять лет – практически единственным способом познания мира. Например, строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации. Почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет? Такие вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

В нашем детском саду проводится большая  работа  по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, также имеется материал, который  позволяет проводить небольшие эксперименты. Создала экологический музей, где собраны коллекции ракушек, камней, лекарственных растений, модели экосистем, иллюстрации. Подобрала литературу с природоведческим содержанием.Также имеется Красная Книга РТ, также в группе мы вместе с детьми сделали свою Книгу природы, куда внесли фотографии редких видов животных с их кратким описанием. В своей работе использовала художественную литературу: произведения Н.Павловой, В.Бианки, М.Пришвина, С.Скребицкого, Е.Чарушина и других авторов. Они помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе, о рациональном ее использовании, о необходимости улучшать и защищать ее.

В ходе работы с детьми по данной теме, мною были выделены несколько основных правил экспериментирования, в основе которых заложены  два главных чувства – уважение к детям и восхищение природой. Чтобы поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой, я считаю, что необходимо организовывать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде. А для этого считаю необходимым  проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Понимая, что от грамотного построения образовательного процесса зависит, насколько эффективно будут решаться поставленные задачи, стараюсь больше уделять внимания изучению методической литературы по организации познавательного развития в детском саду с использованием детского экспериментирования, развивать предметно – развивающую среду, постоянно пополнять ее материалами, оборудованием для проведения опытов.

Познавательную деятельность я распределила в три основных направления:

  • неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, тепло, свет);
  • живая природа – растения;
  • живая природа – животные.

Для проведения собственно опытнической, экспериментальной деятельности детям необходим определенный запас знаний, впечатлений, поэтому считаю, что начинать работу надо с наблюдений в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять, шесть лет очень важные для развития «Как это происходит?».

Самые первые наблюдения я организовывала с детьми за временем года, изменениями температуры – на улице тепло или холодно; за осадками – идет ли снег, дождь и т. д.

Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки, на практическом опыте дети убеждались, что измоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом  на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова – сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе,  снег – это вода. Где быстрее тает снег: в ладошке, на батарее, тает ли снег, если его сжать в руке, одетой в варежку (тает, очень медленно).

Предлагала детям выяснить, что будет со снегом, если поместить его в теплую и холодную воду (быстрее тает в теплой воде), изменится ли при этом вода, что с ней произойдет (она станет холоднее, ее станет больше, будет не такой прозрачной – снег загрязняет воду). Со старшими детьми проводим опыты по очищению воды (игровая ситуация: «Поможем жителям Цветочного города – у них сломался водопровод»). Опыты с фильтрованием воды, с измерением расхода утечки воды из крана, подводят детей к пониманию необходимости беречь воду.

Опыты с песком. Например, предлагаю детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему, рассматриваем песок через лупу, выясняем, что он состоит из маленьких округлых частичек, не растворяется в воде,  легко пропускает воду через себя (песочный фильтр). Сравнивая свойства песка, глины, почвы дети приходят к пониманию, наиболее благоприятных условий обитания растений и животных (как пропускают воду, как долго могут ее, содержат ли воздух и т. д.).

Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила названиям деревьев, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время  ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.

Однажды, наблюдая за изменениями, происходящими в течение  нескольких дней на дереве, Даша задала вопрос: «Почему листочки свернулись?» этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины появления куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.

Работая на огороде, дети замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем, у какого дерева и где (в темном  месте или на свету листочки распустятся быстрее). Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Провели опыт – чтобы выяснить, как влияет на рост растений внесение удобрений на  примере плюща. Провели опыт с целью,  выяснить как влияет рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка бальзамина, если его поместить в  темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими).

Через игры – опыты,  детям представляется возможность определять и выделять свойства и особенности воздуха, как бесцветного газа, воды в трех состояниях, почвы, таких явлений неживой природы, как свет и тепло. Эти знания помогают  в дальнейшем устанавливать взаимосвязи протекающих в природе процессов, зависимость жизни человека, других живых существ от окружающих нас природных явлений, их значение в повседневной жизни (движение теплого воздуха вверх, холодного вниз, конденсация воды, способности глины задерживать воду, круговорот воды в природе).

В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:

  • определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
  • разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных, разные формы поведения);
  • определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
  • выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Растения с самого раннего возраста становятся объектом внимания и изучения детей. Их рост, развитие, размножение, строение – все является неисчерпаемым источником для организации исследовательской деятельности. «Что любят растения?», «Хитрые семена», «Нужен ли корешкам воздух?» (с подсолнечным маслом), «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле или холоде», «Кому лучше» (черенки в почве или в воде), «Где лучше расти?» (глина, чернозем), «Почему цветы осенью вянут?» (полив теплой и холодной водой), «Что потом?» (письмо – загадка с неизвестными семенами), «Движение воды через корешки?» (с красителем), «Растение насос» (пенек растения с трубкой) и еще множество других увлекательных экспериментов, которые подводили детей  к пониманию сложных взаимосвязанных процессов в жизни растений, хрупкости этих творений природы, когда они бывают подвергнуты воздействию человека.

Наиболее сложной предоставляется организация поисковой деятельности, связанной с изучением жизни животных. Здесь главное правило: безопасность детей и безопасность животных. Организовать последовательную, продуманную исследовательскую деятельность по изучению животных помогает пособие  «Мир животных. Естественно – научные наблюдения в детском саду» А. И. Ивановой, входящие в программу «Живая экология».

На начальном этапе постановку исследовательской задачи я осуществляла сама, а в дальнейшем дети активно подключались, выдвигая свои предложения. Перед началом работы постоянно побуждаю детей выдвигать свои гипотезы, предложения, прогнозирующие будущий результат, аргументировано излагать свое мнение. Часто мы фиксируем варианты наших предложений, а затем полученные результаты, используя схемы (какой корм любят хомячки, рисунок – прогноз: лучше растению в воде или в земле). Например, зимой на нашем участке мы вывешиваем кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдение за прилетающими птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам. Дети понимают, что их надо кормить, выходя на прогулку делают это с удовольствием и восхищением. Летом проводим за насекомыми: дождевые черви, улитки, различные насекомые – мухи, муравьи, бабочки.

Таким образом, проведение подобной работы вызывает у детей самый важный интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.

Советы:

  • Меньше учите, больше делитесь.
  • Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам, голые факты его не интересуют.
  • Поощряйте поисковую активность детей, т. к. каждый момент времени вокруг нас что – то происходит, что – то меняется.
  • Чутко реагируйте на интересы детей во время вашего взаимодействия.
  • Активизируйте внимание, займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом.
  • Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе, дети редко забывают опыт прямого общения с природой.
  • Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

Список использованной литературы:

  • Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.
  • Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Учебное пособие для вузов. - Ростов /на/Дону. Феникс, 2005.
  • Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006. – С. 36-234.
  • Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.
  • Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для ВУЗОВ/ Под ред. Л. А. Муравья – М.: ЮНИТИ, 2003.
  • Авраменко И. М. Основы природопользования / Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  • Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Представлен опыт работы воспитателя по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста...

Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)

Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...