Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

             

 Овчарова И.В.

воспитатель

МБДОУ №57 « Радуга»

Одним из средств решения проблемы является  реализация этнокультурного подхода как одного из эффективных путей социализации детей дошкольного возраста. Актуальность выбранного направления работы подтверждается содержанием нормативных и правовых документов, где подчёркивается значимость этнокультурного образования воспитанников.

Народная культура несёт в себе ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была народная рукотворная игрушка. Игрушка – не просто развлечение, прежде всего игрушка – это культурный объект.

Творчество народных мастеров,  не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Начиная с дошкольного возраста мы знакомим детей с народными промыслами родного края, традициями и обычаями своего народа. В своей работе мы используем различные методы и приемы:  развлечения, беседы используя ИКТ,  виртуальные экскурсии по историческим местам Старого Оскола, рассматривание народного костюма, знакомство с праздниками, обычаями, встречи с народными умельцами, совместные вечера и досуги с родителями. мы определили общие задачи  

При ознакомлении дошкольников  со Старооскольской игрушкой мы определили общие задачи:   

-       познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства- старооскольской игрушкой;            

- совершенствовать знание детей об истории родного края традициях и обычаях своего народа  и народных умельцах;
-      развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
чувство цвета, эстетическое восприятие;

-       вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;
-       учить создавать изображение по мотивам  Старооскольских игрушек;
-       создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

 -       воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов; интерес к истории  родного города, чувство любви и гордости за свой  Старооскольский  край.
  Знакомство  со Старооскольской народной глиняной игрушкой проходило в несколько этапов. Сначала дети узнают о том, что одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный.   Наша Старооскольская игрушка была менее известна лишь только потому, что она в долгое время считалась одной из разновидностей курской игрушки. Основной свой расцвет она получила в конце 19 в., но потом Старооскольскую игрушку прекратили лепить частично из-за налогов, частично из-за того, что на смену ремесленным игрушкам стали приходить фабричные. Возможно, так был бы навсегда незаслуженно забыт наш самородок, если бы не приезд в наш город искусствоведа Никитина М., который сумел разыскать и уговорить сестер О.М. и Н.М. Гончаровых слепить Старооскольские игрушки. Таким образом, впервые возрожденные образцы попали в Москву на выставку «Народное гончарство России» в 1987 г. И наше Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками.

В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам. Последователем традиции изготовления Старооскольской игрушки стала Валентина Павловна Пырьева. Она неоднократно приходила к нашим детям и проводила мастер- класс по изготовлению глиняной игрушки.

 Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения в уголках творчества есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей

Следующий этап был практический, когда дети с большим интересом лепили и раскрашивали Старооскольскую игрушку. Изучали особенности росписи цветовой гаммы и символику рисунку. Черная полоска – символ  земли, зеленая- трава. Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная- дождь. Ромбы означают вспаханное поле, ростки, засаженное поле. Круг означает солнце, круг с точкой- солнце с лучиками. Так, например, женщина означает слияние плодородия, баранчик- символ могущества, коник- символ солнца, коровки связаны с водой, облаками, а фигурка мужчины на коне с военной выправкой, без оружия стал символом Старого Оскола. С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.      

 Опрос  родителей показал, что 30 % родителей не изготавливают игрушки с ребёнком или для него. Родители не видят ценности народной рукотворной игрушки. Исходя их этого, была организована работа по созданию в группе мини-музея «Рукотворная игрушка». Родители с большим интересом откликнулись на пополнение музея.

Экспозиция музея состоит из Старооскольских игрушек, найденных на раскопках нашего города, из игрушек, подаренных мастерами и игрушек, сделанных руками детей и родителей. Дети гордятся своим музеем и охотно проводят экскурсии для детей из других групп нашего сада, знакомят родителей, делятся знаниями о Старооскольской игрушке и даже делают игрушки – свистульки в подарок для своих близких.  

Совместная деятельность дошкольников и их родителей способствует «конструированию позитивного Образа мира и себя в нём,  развитию творческих способностей детей и взрослых, позитивных детско-родительских отношений в семье» .

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, которая не может быть успешна решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, толерантности   милосердия в процессе освоения ценностей традиционно-отечественной культуры. Старооскольский промысел - это просто кладезь духовности и эстетики, и мы должны воспитывать подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комратова Н, П., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей. Методическое пособие- Н.П. Комратова- М ТЦ Сфера 2007
  2. Усова А. П. Народное творчество в детском саду М. Просвещение 2009 г.
  3. Архивы Старооскольского краеведческого музея подлинники и копии.
  4. Раскрась игрушку: книжка- раскраска. Белгород 1994г.                         В. И. Лобынцев, Т. В. Лобынцева. Старый Оскол 2012г.
  5. Ботова С. И. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000г.

 

6.Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы, опыт 2009г.

 

 7.Белгород. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования : методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 240 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

8.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 208 с. – (Первые шаги).



Предварительный просмотр:

И.В. Овчарова, воспитатель,

МБДОУ детский сад №57»Радуга», г. Старый Оскол, Белгородская область 

Тема: «ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ  ЧЕРЕЗ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ»

Выбор темы проекта продиктован тем, что зачастую у родителей отсутствуют теоретические сведения о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими  упражнениями. Силами только медицинских работников проблему активизации двигательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, не решить. Значительную часть работы в этом направлении должно взять на себя образовательное учреждение и родители. Для решения данной проблемы был организован проект «Оптимизация двигательной активности через работу с семьей»

       Актуальность проекта

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети – родители - педагоги». Семья – весьма важное значимое звено в системе социального воспитания. Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей с самого раннего возраста комплекс базовых ценностей, потребностей и привычек. Семейное воздействие уникально по результативности и интенсивности. Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей.

Ведущая идея проекта  – вооружение родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности.

 Новизна проекта:

- определены условия, которые позволяют формировать двигательную активность через работу с семьёй;  

- выявлены уровни формирования двигательной активности в совместной работе с родителями;

-обоснованы основные подходы и принципы по работе с родителями  в вопросах физического воспитания.

 Работа строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.

           Принципы:

Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность. Работа проводится в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и неповторим. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще Сергей Петрович Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Они воздействуют на все группы мышц, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения.

Объект исследования: оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет.

Предмет исследования: пути оптимизации двигательной активности детей через совместную деятельность с родителями.

Гипотеза: Оптимизация двигательной активности детей совместно с родителями  будет возможна, если в основу положены следующие методы:  

  • совместная физкультурно - досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического  воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки);
  • организация совместного активного отдыха;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности;
  •  посещение родителями режимных моментов;
  •  обогащение литературы по здоровому образу жизни;
  •  анкетирование;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс  «Вместе с  папой и мамой»

Предлагалось решение следующих задач:

 Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

Заинтересовать родителей идеями здорового образа  жизни.

Проект реализовался в 3 этапа:

1этап - организационный (подбор литературы по проблеме, анализ литературы, подбор дидактико-методического инструментария составление анкеты для родителей по проблеме исследования, беседы, опросы родителей, наблюдения)

С целью изучения участия родителей в формировании двигательной активности детей было проведено анкетирование. Анкетный опрос проводился инструктором по физической культуре и воспитателями. В анкету было включено десять самых различных вопросов:

  • «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»
  • «Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
  • «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
  • «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»
  • «Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»
  • «Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.

Анализ ответов показал, что современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей.

2 этап - основной (решение основных задач: организация совместных досугов и праздников, пропаганда здорового образа жизни; домашние задания и др.).

В соответствии с этим в работу с семьей включали:

  • целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый образ жизни и т.д.;
  • ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  • обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;
  • обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
  • ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).
  • активное участие в организации, проведении и участии в праздниках, досугах, развлечениях.

3 этап - обобщающий (обобщение итогов работы, мониторинг образовательной деятельности, подготовка отсчета о проделанной работе и оформление исследовательского материала).

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а совместная деятельность семьи и детского  сада – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу.

Список литературы:

  1. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании./ Б.А. Ашмарин // М.:ФиС, 1978, - 222с.
  2. Быкова, А.И.  Развитие движений у детей в детском саду.  / А.И. Быкова, Т.И. Осокина  // М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968, - 125с.
  3. Грохольский, Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста:/ Г.Г. Грохольский // Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. Мн, 1992. – 44с.
  4. Как сделать ребенка физически совершенным:/ Г. Доман  //Пер. с англ.  М.: АСТ, Аквариум, 2000. – 333с.
  5. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств/  В.Б.  Коренберг // Теория и практика физической культуры.  М.: Физкультура и спорт, 1996 – № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

 На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриот...

Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Методическая разработка "Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....

,,Игры с песком и водой как одно из средств формирования патриотического воспитания у детей раннего возраста"

В статье формирование патриотического воспитания у детей раннего возраста обусловлено требованием становления нового социального типа личности. С раннего возраста у детей в ДОУ патриотическое воспитан...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы....