Главные вкладки

    Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
    консультация (старшая группа) на тему

    Смирнова Екатерина Юрьевна

    Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитателя МБДОУ №69

    Смирновой Екатерины Юрьевны

    Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.

    В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

    В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

    Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

    Чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, в начале дня мы проводим с ними минутки вхождения в день. Например: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине?, Льву?, Насте?

    - А что вы хотите пожелать мне?

    - Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

    - Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    Также хорошо помогает подборка пословиц:

    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

    Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

    Нет друзей –наживай, а старых не забывай.

    Друг познаётся в беде.

    Разработаны правила поведения в группе, оформлено дидактическим пособием в картинках и текстом.

    Помни о благодарности – говори « волшебные слова»

    При споре договаривайся самостоятельно.

    Умеешь сам – помоги товарищу.

    Если игрушка одна – играть по очереди.

    Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.

    Подключение родителей к опыту нравственного воспитания ребёнка в семье через ведение дневника подтолкнуло на составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: « Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях»

    Например:

    Когда вы и ваш ребёнок вместе        

    Вы можете сказать или спросить        

    Это поможет вашему ребёнку

    Несёте покупки домой        

    Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь и почему? Что самое вкусное для тебя? Чему обрадуется папа, бабушка, дедушка, мл.брат или сестра?        

    Учиться заботиться о других, понимать причинно – следственные связи.

    Идёте в гости        

    Что тебе больше нравится, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что ты сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?        

    Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к его выбору, осознавать и планировать свои поступки, прогнозировать ситуации.

    Готовитесь к приёму гостей        

    Посмотри, пожалуйста, что у нас ещё не готово к приёму гостей, что не в порядке? Реши, чем ты займёшь свою гостью? Что им будет интересно?        

    Развивать наблюдательность, критичность, учить высказывать оценочные суждения. Развивать умения заботиться о нуждах др. людей, понять основы гостеприимства и придерживаться их.

    Украшаете свой дом        

    Всё ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, всё ли нравится мне и почему? На что надо обратить внимание. Чем бы ты хотел украсить наш дом?        

    Учиться высказывать своё мнение, суждения, учитывать чужую точку зрения, уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.

    Благодаря такой работе по нравственному воспитанию в семье, опыт родителей станет более осознанным, появляется активное желание помочь ребёнку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

    Важно, чтобы ребёнок отличал хорошее от плохого. Для этого необходимы следующие условия:

    Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используется обращение по имени, похвала, призы и прочие способы, увлекающие детей.

    Пример взрослых. Первоначальной основой нравственного развития ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт.

    Связь с семьёй. Общая цель семьи и д/с – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

    Чтобы научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить их к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, желание совершать добрые поступки, мы сделали вместе с детьми коробочку добрых поступков. Она не простая, т.к. в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело  мы отмечаем фишками, складывая их в коробочку. Кто из детей совершит больше всего хороших дел в день, заслуживает приз.

    Для создания положительного микроклимата в группе, развития общности детей группы, навыков сотрудничества, изготовили вымпел группы в виде ромашки. Ромашка – группа, а лепестки – это каждый из детей. А девиз группы « Один за всех и все за одного».

    Важно учить детей относиться к общественнным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: « Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

    Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия « Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий « мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

    Для ребёнка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живёт, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представление о родном городе, узнают о том, чем славится их город, начинают гордиться им. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в В.О. войне, идём к памятникам, где дети возлагают цветы, также посетили музей им. И.В.Панфилова. Совершая поход в картинную галерею, дети познакомились с талантом художников нашего города.

    Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности, о режимных моментах группы помогают нам кубики – неделька. Цвет кубиков соответствует определённому дню недели. На каждой грани прикреплены картинки с изображением символов. Символы обозначают конкретные режимные моменты: зарядка, завтрак –обед – полдник; прогулка, сон, игры, занятия, и т.д. Каждому режимному моменту подобраны четверостишия.

    Также сделали доску желаний, которая представляет собой набор картинок, изображающих вид деятельности, например:

    - Портфель – учебная деятельность

    - Аквариум – работа в центре природы

    - Песочный набор – прогулка

    - Ножницы и карандаш – изобразительная деятельность

    - игрушки – игры, мяч и скакалка – спорт, и т.д.

    Дети могут свободно подойти и отметить, чем бы он хотел сегодня заняться, клея свою фотографию под картинку. Цель этого пособия – выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединении, учёт интересов.

    В своей группе я использую групповую форму работы « Клуб Обсуждений», где ребёнок во время беседы может рассказать другим детям о себе, о своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях.

    Малышу бывает сложно рассказать о себе  другим, особенно если он испытывает трудности в общении или в речи. В этом прекрасным помощником оказался дневник. С его помощью ребёнок показывает странички, он выбирает их сам и раскрывает свой внутренний мир перед сверстниками. Этот дневник делается совместно с родителями. Например:

    1стр.- « Это Я»;     2стр. – « Моя семья»    3стр. – « Мои друзья»

    4стр. – « Дом, в котором я живу»     5стр. – « Моя мечта»

    6стр.- « Мои достижения»

    Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

    Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности , уважения к окружающим.

    Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

    Предупредительность – необходимо добиваться от детей внимания, помощи окружающим, проявлять у них добрые побуждения.

    Скромность – это показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткости к людям, и высокая требовательность к самому себе.

    Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребёнок испытывает радость от общения со сверстником, готов уступить игрушку товарищу, лишь бы быть рядом.

    Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

    Я использую различные приёмы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

    Как уже было сказано, утром встретить детей приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой, многочисленные беседы:

    « Мы все нужны друг другу»

    « Поговорим о доброте»

    « Не оставляй друга в беде»

    « Дружить – значит весело жить»

    Чтение художественной литературы:

    « Вовка – добрая душа», « Вежливый поступок», « Однажды я разбил стекло», « Никто», « Цветик – семицветик» и др.

    Разучивание песен о дружбе, игры, объединяющие с воспитателем, такие как: « Клубочек», « Виноградная гроздь», Угадай-ка» ( с пением), « Художники», « Спасатели», « Строители».

    Изучили правила для воспитанных детей, выучили считалки, скороговорки, утешалочки, мирилочки, напоминалочки, организовали выставку рисунков по данной теме совместно с родителями, включаю в деятельность детей дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и провела ряд занятий.

    Результатом работы стало то, что повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе и в семье; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась их агрессивность дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.

    Всё хорошее в людях из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Кто может быть другом?

    И мама, и папа, товарищ по играм

    И старенький дед,

    Берёзка у дома, щенок косолапый

    Хороший знакомый и добрый сосед!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

    «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

    Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

    Цели:1)    Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2)    помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

    «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Знакомство родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; оказание помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей....

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

    Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Отчет по самообразованию воспитателя Дудоровой Галины Владимировны.Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»...

    План по самообразованию Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

    В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание ...