Главные вкладки

    обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"
    консультация (старшая группа) на тему

    аксана леонидовна мальцева

    Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Автор – составитель воспитатель Мальцева Аксана Леонидовна

    Слайд 2

    Диагностическая методика «Секрет» Т.А. Репиной

    Слайд 3

    Диагностическая методика «Ребенок и сверстники» А.В. Липницкой

    Слайд 4

    Цель работы Сплочение коллектива, установление доверительных отношений между детьми.

    Слайд 5

    задачи 1. Изучить литературу по данной теме.

    Слайд 6

    2. Разработать перспективное планирование на основе полученных результатов. 3. Продолжать знакомить с нормами и правилами поведения во взаимоотношениях со сверстниками. 4. Способствовать повышению интереса детей к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, сочувствие к неудачам, стремление помочь и поддержать.

    Слайд 7

    6. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. 7. Провести диагностирование детей на итоговом этапе. 5. Формировать у детей навыки самоконтроля за своим поведением.

    Слайд 8

    Формы и методы работы

    Слайд 9

    Непосредственно образовательная деятельность «Вместе веселее» «Давайте познакомимся»

    Слайд 10

    виды продуктивной деятельности «Дерево дружбы» «Портрет друга» «Дом дружбы»

    Слайд 11

    Чтение художественной литературы; Обсуждение нравственных ситуаций; пословиц и поговорок; Беседы, ситуации общения .

    Слайд 12

    Игровая деятельность

    Слайд 13

    Трудовая деятельность

    Слайд 14

    экскурсии

    Слайд 15

    Праздники и развлечения

    Слайд 16

    Работа с родителями

    Слайд 17

    Картотеки и пособия

    Слайд 18

    «Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий для нас всех таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.» В. Н. Сухомлинский

    Слайд 19

    Спасибо за внимание



    Предварительный просмотр:

    Слайд № 1.

          Тема самообразования «Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников». Данная тема выбрана мною неслучайно.

         Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, я отметила высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, и пришла к выводу, что незнание норм и правил поведения  является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Если ребёнок не знает элементарных правил поведения, он создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.

         Следует отметить, что анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблемой формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста занимались такие   психологи и педагоги, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,  А.В. Запорожец, А.П. Усова, Т.А. Репина, Р.С. Буре, Г.А. Лаврентьева.

         Я разделяю мнение данных авторов о том, что совершенствование процесса нравственного воспитания детей является одной из первостепенных задач дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Причём, немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах и правилах поведения в коллективе сверстников.

         Вышеуказанные факты позволяют мне утверждать, что тема «Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников» является актуальной.

         Работу по формированию гуманных чувств и отношений с детьми старшего дошкольного возраста я осуществляла поэтапно.

        Слайд № 2. 

    На начальном этапе я провела диагностирование детей по методике «Секрет» Т. А. Репиной и методике «Ребёнок и сверстники» А.В. Липницкой.

    В исследовании принимали участие 28 детей. С помощью результатов, полученных в ходе проведения методики «Секрет» мне удалось определить статусное положение каждого ребёнка и распределить детей по условным статусным категориям. В частности, категорию «предпочитаемых» составили  6 детей (21%); категорию «принятых» - 12 детей (44%); 9 детей (32%) вошли в категорию «непринятых» и 1 ребенок (3%)  оказался «изолированным». Получается, что лидеров много, это высокий показатель (6). Причиной послужило то, (как объясняли дети), что у одного ребенка новые игрушки, у другого красивая одежда. Но, в то же время, большее количество детей вошли в неблагоприятные статусные категории, а именно: «непринятые» и «изолированные». Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что в группе низкий уровень взаимоотношений между детьми. Я думаю, что причиной таких результатов является тот факт, что в группе были  дети, которые  часто болеющие и 1 ребенок из неблагополучной семьи. При итоговом диагностировании детей наблюдается положительная динамика: «предпочитаемых» стало меньше,  т. е. 3 ребенка (11%); «принятых» - 22 ребенка (79%); «непринятых» - 3 ребенка (10%); «изолированных» - 0% .

      Слайд № 3. 

    Для полноты исследования я провела диагностирование детей по методике А.В. Липницкой «Ребёнок и сверстники», в ходе которого удалось дать оценку социально-нравственного развития детей, их представлений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений, действий в отношении к сверстникам, а именно:

         к высокому уровню можно отнести представления 28% детей (8); к среднему уровню – 50 % (14); к низкому уровню – 22% (6). Следует отметить, что низкий уровень представлений о нормах и правилах поведения продемонстрировали только мальчики. При итоговом диагностировании детей  получились следующие результаты: высокий уровень показали 14 детей (50%); средний уровень – 11 детей (39%); низкий уровень – 3 ребенка (11%).

         Полученные результаты на начальном этапе позволили сформулировать слайд № 4.

    цель работы: сплочение коллектива, установление доверительных отношений между детьми.

         Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    Слайд № 5.

    1. Продолжать  изучать литературу по данной теме.

    Слайд № 6.

    2.Разработать перспективное планирование на основе полученных результатов.

    3. Продолжать знакомить с нормами и правилами поведения во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

    4. Способствовать повышению интереса детей к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, сочувствие к неудачам, стремление помочь и поддержать.

    Слайд № 7.

    5. Формировать у детей навыки самоконтроля за своим поведением.

    6. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.

    7. Провести диагностирование детей на итоговом этапе.

      Слайд № 8.

     Вся работа осуществлялась через следующие формы и методы работы:

    Слайд № 9.

    - через   НОД  на темы: «Давайте познакомимся», «Я и сверстники», «Мы не будем ссориться», «Я такой», «Золотое правило дружбы», «Друг познаётся в беде» и т.д.;

    слайд № 10

    - все виды продуктивной деятельности (коллективная аппликация «Дерево дружбы» и «Весёлый хоровод»; рисование «Портрет друга», конструирование).

    Слайд № 11.

    - чтение художественной литературы («Азбука вежливости», «Школа вежливости», рассказы Н.Носова, В. Драгунского);

    - обсуждение нравственных ситуаций; пословиц и поговорок;

    - беседы, ситуации общения на темы: «что такое дружба?», «Дружные ребята», «Поступи правильно», «Защитишь ли ты своего друга, если о нём плохо говорят в твоём присутствии»;

    Слайд № 12.

    - игровая деятельность (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры).

    Слайд № 13.

    - трудовая деятельность;

    Слайд № 14.

    - экскурсии (правила поведения на дороге, в общественных местах, взаимопомощь).

    Слайд № 15.

    - праздники и развлечения;

    - личный опыт детей;

    Так же проводилась работа с родителями:

    Слайд № 16.

    • Беседы с родителями; анкетирование.
    • Консультации  («Научите ребенка дружить», «Договоры лучше ссоры»).
    • Посещение семей.
    • Совместные праздники.
    • Родительские собрания.    

    Слайд № 17.

    В группе имеются разные картотеки и пособия для работы с детьми и родителями.

        Мне, как педагогу приятно видеть,  как дети изменились. Я вижу, как им интересно общаться друг с другом, как они откликаются на просьбы друзей о помощи, как они радуются успехам других, как переживают неудачи свои и своих товарищей. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы и это дает мне силы для дальнейшей моей  работы с воспитанниками.

    Сейчас я продолжаю вести работу в этом направлении с другими детьми. И в конце года планирую провести итоговое мероприятие «Марафон добрых дел».

         Для меня, как для воспитателя, важно видеть результат своей работы.

    Слайд № 18.

       Свое выступление мне хочется закончить высказыванием В. Н. Сухомлинского:

    Дружба – главное чудо всегда.

    Сто открытий для нас всех таящее,

    И любая беда – не беда,

    Если рядом друзья настоящие!

    Слайд № 19.

    Спасибо за внимание.

      ЛИТЕРАТУРА:

    1. Буре Р. С.  Когда обучение воспитывает. – СПб; 2002г.
    2. Буре Р.С. «Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников» - СПб; 2002г.
    3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 2001г.
    4. Бондаренко А.К., А.И. Матусик Воспитание детей в игре. – М., 1983г.
    5. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости –М., 1996г.
    6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М., 1992г.
    7. Дурова Н.В. Очень важный разговор – М., 2001г.
    8. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. – М., 1990г.
    9. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.- М., 1981г.
    10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5,9.
    11. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка дошкольника. – М., 1998г.
    12. Клюева Н.В. Учим детей общению. - М., 2003г.
    13. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 2001г.
    14. Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации – Минск, 1984г.
    15. Поппер П., Раншбург Й Секреты личности / Пер. с венгр. – М., 1989г.
    16. Программа «Детство» - С. Петербург «Детство – пресс»., 2001г.
    17. Субботский Е.В. Ребенок открываем мир. – М.. 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

    Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

    обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

    Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

    Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

    Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА на тему "Общая физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Общая физическая подготовка детейстаршего дошкольного возраста в ДОУ...

    Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

    СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

    Обобщение опыта работы «Развитие пространственного мышления у детей младшего дошкольного возраста»

    Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и т...