Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна
методическая разработка (средняя группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

Самообразование на 2018-2019 уч.год.

Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.

МАДОУ ДС №15 «Югорка»

Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самобразование на 2018-2019 уч.год.

Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.

МАДОУ ДС №15 «Югорка»

Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Цель: Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.

План самообразования.

Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.

Цель: Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.

Этапы

Вид деятельности

Цель

Время проведения

Форма отчетности

I.

  1. Изучение закона «Об образовании» и других нормативных документов.
  2. Изучение методической литературы:
  • Программа дошкольного образования: «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
  • Журналы: «Старший воспитатель», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель», «Дошкольная педагогика», «Дефектология», «Логопед» и другие.
  • Газеты: «Первое сентября», «Дошкольное образование», «Педагогическая газета» и другие.
  • «Пословицы, поговорки, загадки» Мартынова А.К.
  • «Потешки, песенки, пестушки, считалки» хрестоматия и другие.
  1. Изучение интернет - ресурсов

Повышение уровня знаний для педагогической и коррекционной работы.

Сентябрь - апрель

II.

  1. Составление картотеки потешек, песенок, пестушек, считалок.
  2. Создание методической папки.
  3. Оформление театра по потешкам.
  4. Подбор художественной литературы.
  5. Разучивание с детьми песенок, считалок, потешек, пестушек.

Создание образовательного пространства по развитию у детей речевых навыков и умений с помощью фольклора.

Октябрь - май

Буклеты для родителей.

Памятки.

Выставка книг для педагогов и родителей.

Сюжетно-ролевая игра «Я в театре».

Показ театральной самодеятельности для воспитанников средней логопедической группы «А».

III.

Подведение итога по теме самообразования.

Определение результативности и разработка плана на новый учебный год по теме самообразования.


Введение. Обоснование проблем педагогической деятельности. Обозначение предмета творческого отчета.........................................................

3

II

Жанры детского фольклора и их характеристика...............................................

5

III

Аналитическая часть.............................................................................................

11

IV

Проектная часть.....................................................................................................

20

V

Заключение.............................................................................................................

22

VI

Список литературы................................................................................................

24

                                         

I. Актуальность:

         Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

        Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

        В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

        Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

          Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её  в  маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.          

            Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

           Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

           Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

        Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.

           Главным критерием выбранной мною темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в использовании элементов устного народного творчества для развития речи дошкольников.

Целью работы создание специальных условий для развития  речи старших дошкольников путем использования элементов устного народного творчества.

 Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- раскрыть значение устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста ;

- провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора;

- оценить эффективность использования русского фольклора в развитии речи дошкольников.

        Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, синтез, классификация.

Объектом исследования процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

        Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

        

II. Жанры детского фольклора и их характеристика

        Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богастство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

        Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках.   Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Воспитатели используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

  1.   Некоторые потешки связаны с игрой. Ребёнок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Постепенно он выучивает стишки – потешки, сопровождающие игру и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.

        Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае.

        Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Эмоция радости, доверия убеждённость  в хорошем заложены в самом строе стиха – волнообразных поворотах, в смене картинок – просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться  в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания.

        Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

        Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

  Поговорки  и  пословицы  –  один  из   самых   активных   и   широко распространенных памятников устного  народного  поэтического  творчества.  В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.  Например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании.  «Будешь трудится – поешь», - говорят  казахи.  «Потрудишься  –  добро  получишь»,  - советуют киргизы.

    Краткость, лаконичность  пословиц  особенно  важны  для  запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец  терпения  – золото», «Доброе слово слаще меда».

        Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

        Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

        Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

        Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

        Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

        Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

        Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

        Скороговорки – тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

        Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка.

Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

        Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

        Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.

        В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.                                                Сначала подбираются небольшие по объёму чистоговорки, состоящие из трёх – четырёх слов и дети произносят на одном выдохе, затем из четырёх, шести и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся делать паузы.                                                         Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.                                                                Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

        Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определённому правилу – перевёртышу.

        Нелепецы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он – то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

        Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

        Содержание традиционной народной дразнилки – нелепица, перевёртыш. Дразнилки все искажения – звуковые, смысловые, образные действия – приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.

        Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.

Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определённому правилу – перевёртышу.                                                                        Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят, по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. "Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в этих неувядаемых произведениях", - писал основоположник теории детского фольклора Г.С. Виноградов. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.                                                        Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем развивать память (познавательная функция), обучаться, детскому артистизму (фактор эстетический), добиваться права вести пересчет - по детским неписаным законам это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, что он будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия товарищей - считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический), и, наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.                                                Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.                                                Сказка является сугубо педагогическим жанром,     выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.                                                Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народноэтнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.                        Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.                                       Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.                               Сказка вызывает у  дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.                                                        В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.                                                                                                        Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.                                Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса.                                                                                Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку ( «жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» ), от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.                                                                        Сказка способна не только актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности, но и основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества. Она способна отображать глобальные проблемы, вечные темы противоборство доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.                        В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, поэтому она  выполняет терапевтическую и профилактическую функцию.                                Сказка отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно – вещную атрибутику.                                                                А.С. Пушкин писал о сказке: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать, реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. В  исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно – образным богатством, композиционно- сюжетной вариативностью.                                        В настоящее время сказка  становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но не утрачивает связи с фольклором.                                                                        Не столь важно как мы определяем сказку – как народную, литературную или авторскую. Важно чтобы сказка оставалась такой, какая она есть доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной.                                                                        Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решение, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности ( всемогуществе)

        Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило оказывается победителем, достигает успеха, хотя может потерпеть временные неудачи.

  1. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идёт, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает. Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи – «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией ( Иванушку посылают за Жар – Птицей, Василису Премудрая похищает Кощей, Баба – Яга помогает царю и т. п. ), но и характером персонажа. Среди многообразных форм взаимодействия модели взаимоотношений типа «Хищник – жертва», «Вредитель – даритель – герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекватный способ общения и взаимодействия с другим ребёнком – персонажем.

        По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.                         Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.                                                                                                  Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)                                                                        Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.                         Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.                                  Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.                                                                Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.                                                                        Таким образом сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.

III. Аналитическая часть

        Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

        Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

                Находясь на работе, в процессе   ознакомления детей с устным народным творчеством я стараюсь следить  за речью детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Обращаю внимание на то, чтобы дети чётко произносили слова, договаривали фразы до конца. Стараюсь на всех занятиях требовать от детей полных ответов.

  • Необходимо учить детей понимать вопросы. Я пытаюсь оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.
  • Детей  старшего дошкольного возраста учила умению связно последовательно рассказывать и пересказывать небольшой рассказ, сказку.
  • Своим примером я стараюсь правильно произносить звуки, слова, грамматически правильно строить предложения; логически, последовательно излагать мысли. Умело делаю переходы от громкого звучания к тихому. И ещё я уверена в том, что огромное значение имеет то, с каким выражением лица разговариваю с детьми, каким тоном.
  • На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.
  • Я старалась уточнять и активизировать словарь. Это происходит прежде всего в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры. Например:
  • «Кто заметит больше»?
  • «Кто расскажет подробнее»?
  • «А как наоборот»?
  • «Кто скажет иначе»?

Проводила с детьми упражнения- нелепицы:

  • «Вот это да»?
  • «Кто как кричит»?
  • «Что на свете не бывает»?

Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.

  • Я считаю, что очень важно подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть или рассказать детям текст.
  • Работу  осуществляю в повседневной деятельности детей: в утренние часы, в часы игр, во время прогулок.
  • Знакомя детей с устным народным развиваю у них речь, память, внимание, мышление, воображение, фантазию.
  • Я поставила перед собой задачу – формирование у детей этих качеств, развивать их. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейного содержание, чтобы им надолго заполнилось содержание и полюбились поэтические образы.
  • При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями я помогаю ребёнку почувствовать красоту и наивность стихотворения, глубже осознать содержание..
  • Я конечно должна передать смысл слов, и показать интонацию, ритм их речи, их эмоциональное состояние.
  • Рассматривая хорошую сделанную подборку иллюстраций дети делятся друг с другом своими впечатлениями. Рассматривая книги с потешками я часто спрашиваю у детей: «Какая книга интереснее?, с картинками или без них»? Дети отвечают: с картинками, потому, что смотришь на них, можно догадаться о чём говорится в книге.  Без картинок книжка совсем неинтересна, в ней ничего не понятно.
  • У детей старшего возраста появляются  большие возможности для  раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета.  Дети могут придумать новую концовку, описать или даже создать новую декорацию. В высказывании  детей замечаю, что появляется много разных частей речи,  относящихся к деятельности людей, им взаимоотношениям, поступкам, поведению. Для чего нам нужно изучать русское народное творчество? Чтобы знать свои обычаи, традиции, свою культуру, чтобы быть культурными людьми. Чувство красоты  пронизывает многие виды народного творчества – песни, пословицы, загадки, сказки, стихи, рассказы, игры, забавы.

        Знакомя детей с устным народным творчеством, я  отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы, загадки усваиваются детьми тогда, когда содержание их отражает близкие им явления.

Приметы:

        «В августе солнце греет, а вода холодеет».

        «Июль сорвал листок, придёт август- отщипнёт два листочка».

Пословицы, поговорки:

              «Что летом родится – зимой пригодится».

              «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

              «День прозевал – урожай потерял».

              «Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонный да   ленивый идёт после за крапивой».

               «Для умелой руки – все работы хороши».

Загадки:

             

               «Что выше лесу?»

               «Что краше свету?»                                                            ( солнце)

             

            «Всё время стучит, деревья долбит,

                 Но он их не калечит, а – лечит»                                       ( дятел )

               

               « Полна печь чёрненьких лепёшек»                                 ( арбуз )

              « Одно бросил, целую горсть взял»                                  ( зерно )

              « Что не сеяно родиться?»                                                   ( трава )

        Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается  своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.

Воспитатели используют потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

                            Киска, киска, киска, брысь!

                            На дорожку не садись.

                            Наша деточка пойдет,

                            Через киску упадет!

                            Встань, малыш, еще разок,

                            Сделай маленький шажок.

                            Топ – топ!

                            Ходит мальчик наш с трудом,

                            Первый раз обходит дом.

                            Топ – топ!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

               

               Травка – муравка со сна поднялась,

               Птица – синица за зерна взялась,

               Зайка - за капусту,

               Мышка – за корку,

               Детки за молоко.

               Умница Танечка,

               Ешь кашку сладеньку,

               Вкусную, пушистую,

               Мягкую, душистую.

При подготовке детей ко сну, мы также обращаемся к потешкам.

                           

                            Вот и звери спят.

                            Вот и люди спят.

                            Птицы спят на веточках,

                            Лисы спят на горочках,

                            Зайцы спят на травушке,

                            Утки на муравушке,

                            Детки все по люлечкам…

                            Спят – поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Это с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем колошки;

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

         

        Простота и  мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как « Водичка, водичка», « Расти коса до пояса». Дети взрослели и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка.

Использование иллюстраций к сказкам на занятиях

     Одна из основных задач чтения состоит в том, чтобы научить детей  слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

    В зависимости от возраста детей я меняла приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:

        1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);

        2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие         слова подходят к этой картинке?»);

        3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя,         расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);

       4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

         С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки: « Колобок», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка»,  «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок - чёрный бочок, белое копытце».

        После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

          Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.

        Были обыграны сюжеты из сказок: «Лиса и журавль», "Морозко",проведены драматизации по сказкам: «Колобок», "Репка", «Заюшкина избушка»,»Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль».

        В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.

        В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.

Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей  помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

        С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: « Угадай какой звук», « Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей , дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.

        Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения: «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам, досуг по сказкам К.И.Чуковского.

        Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Три поросёнка».

        В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок.

        На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это?  (ЛЯГУШКА)

        В своей работе я учила  детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

        Анализировала с детьми несколько выражений типа "Водить за нос", "Дать волю рукам", "Нос повесить". После делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом завязать". Я объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась.

        Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

        В своей работе я использовала ряд пословиц и поговорок.

В качестве поучения и наставления:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

Поспешишь – людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь - ногу зашибешь.

Умел потерять, умей и найти.

Умей шутить, умей и перестать.

Умей сказать, умей и смолчать.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

Много шуму -  мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш пострел везде поспел.

     

Использовала пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Остатки сладки.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка – подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Мило не мыло, а беленькое личико.

        Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки, а они называли подходящую пословицу. Затем было предложено детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С Родителями я проводила беседы, групповые собрания, оформление папки – передвижки “Говорят наши дети”, “Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения”,  консультации на тему:            « Устное народное творчество как средство развития речи детей».

В уголок для родителей помещала статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества».

Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству : « Загадки», « Пословицы и поговорки», «Скороговорки", "Наши сказки".

        Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.

        

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной)

1.Отгадай загадку:

Хвост  с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.   (Петух)

Почему ты считаешь, что это петух?

Какие еще ты знаешь загадки?

2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде? О дружбе?

3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили нос в дверях". Как сказать по другому?

Составь свое предложение со словом "нос".

4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный". Составь свое предложение со словом " холодный".

5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".

Составь свое предложение со словом "бежать".

6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь встречаются чаще всего?

Какие ты еще знаешь скороговорки?

7.Закончи пословицу:

"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".

"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".

"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".

8.Послушай потешку:

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил – не нашел,

Сам заплакал и пошел.

И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .

И настроение у него было бы … .

Какие ты знаешь еще потешки?

9.Послушай стихотворение:

Чики – чики – чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щелкает орешки.

Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

Какие ты знаешь небылицы.

10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

11.Какие ты знаешь считалки?

12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй смело".

Главной целью диагностики, таким образом, является выявление индивидуальных отклонений в развитии ребенка для правильного подбора коррекционных средств и постановки точных и верных коррекционных задач.

        В старшей группе (2004-205 уч. год ) была проведена диагностика детей по Ушаковой. Диагностика дала следующие результаты. Высокий уровень развития имели 3 человека –13,5%, средний уровень имеют 15 человек -  73 %, низкий уровень – 3 человека – 13,5%.

После проведения диагностики выявила, что речь детей бедная, дети плохо выражают свои мысли, чувства, с трудом пересказывают сказки, используют в своей речи простые предложения.

С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:

1). Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, потешек с целью приобщения к устному народному творчеству.

2). Использовать беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

        После проведенной работы в конце учебного года диагностика показала такие данные: высокий уровень имели 3 человека -13,5%, средний 17 детей-86,5%, низкий уровень 0%.

        Работа продолжилась и в подготовительной группе (2005-2006 уч. год)

Показатели диагностики за 2005-2066 уч.год составили:

начало года:  Высокий уровень - 19%                         конец года:    Высокий уровень - 47%

                       Средний уровень - 72%         Средний уровень - 53%

                        Низкий уровень - 9%        Низкий уровень - 0%

     

        Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной.

        Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносили на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т. д. При этом интонацией они пытались передать характер того или иного персонажа.

        Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям:

Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно"). Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц"). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю где лес есть"). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет"). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не". Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

         Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

    Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

    Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

 

IV. Проектная часть.

       Владение технологиями анализа воспитательно – образовательной деятельности позволяют  в соответствии с данными диагностики в зависимости от состояния здоровья ребенка  отбирать содержание, формы и методы работы с детьми, обеспечивающие развитие личности ребенка, его творчества, инициативы.

        Разработанные мною критерии диагностики, дают возможность грамотно осуществлять анализ, выявлять проблемы, производить корректировки, проектировать дальнейшую педагогическую деятельность.

        Из итогов проведённой работы можно сделать следующие выводы:

1)Для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи детей через проведение занятий по ознакомлению с окружающим, использование дидактичестких игр, загадок и развлечений.

2)Определяя методику проведения данной работы необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми ( занятия, беседы, вечера досуга, познавательные, дидактические игры ).

3)При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей.

4)Учитывая сложность содержания и малообеспечение наглядными материалами можно привлекать к этой работе родителей.

5)Нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии ( драматизация сказок, обыгрывание потешек, придумывание игровых ситуаций).

        В ходе проведённой работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей.

        Таким образом произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

        В занятия, экскурсии, развлечения, праздники, выставки и в повседневную жизнь воспитанников детского сада включается знакомство с произведениями разных жанров устного народного творчества, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек, небылиц.

        Новогодние, рождественские, святочные праздники остаются в памяти нашей на всю жизнь.

        Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю..        

        Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

        Свою работу в детском саду по развитию речи детей средствами детского фольклора я строила на следующих основных принципах:

. интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

. активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

. на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

. на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

. бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

        В процессе работы с детьми я  стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

        Детский фольклор в работе по развитию речи детей использовался в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

        Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и, как показала наша работа с детьми, эффективно способствовало развитию связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры речи.

        В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

        Исходя из анализа проделанной  работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.

V. Заключение

        Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

        Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, поговорке лил пословице.

        Из итогов проведённой работы можно сделать следующие выводы:

1)Для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи детей через проведение занятий по ознакомлению с окружающим, использование дидактичестких игр, загадок и развлечений.

2)Определяя методику проведения данной работы необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми ( занятия, беседы, вечера досуга, познавательные, дидактические игры ).

3)При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей.

4)Учитывая сложность содержания и малообеспечение наглядными материалами можно привлекать к этой работе родителей.

5)Нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии ( драматизация сказок, обыгрывание потешек, придумывание игровых ситуаций).

                В ходе проведённой работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей.

                Таким образом произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

        Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям.

        Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обусловливает положительные результаты воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития деятельности мышления, воображения, от обогащения и углубления чувств, переживаний.

        С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.

        В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

        Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей, употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

        Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

        Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора  доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

        В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

У многих детей  увеличился словарный запас;

Повысилась общая звуковая культура речи;

Улучшилась связная речь.

VI. Список используемых источников

  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959.
  4. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.

5.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Барская Н., Крюкова С. Авступает, будто пава (Элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12

6. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея (о роли сказки в жизни дошкольника) // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 9. - С. 66 - 68.

7. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М, 1971.

9. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.

  1. Василенко В. А. Детский фольклор. М.: Педагогика, 1978.

11.Василенко В.А. Детский фольклор / Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.-С. 189- 197.

12. Вегнер Г.К. О природе народного искусства: Сб. материалов Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1970. - С. 35 - 38.

13. Виноградов Г.С. Детская сатирическая лирика / Сибирская живая старина. Иркутск, 1925, вып. III-IV. - С. 12 - 14.

14. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Сибирская живая старина Иркутск, 1926, вып. V.C.-C. 54-73.

15. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1930.

16. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Маминой. М.: Просвещение, 1976.

17. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965.

18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

20. Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор рязанской области. Рязань, 1992.

21. Головина М. Дать импульс к импровизации // Искусство в школе. - 1994. - № 1. - С. 8 - 12.

22. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1957.

23. Детский быт и фольклор. Л., 1928.

24. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М; Искусство, 1956.

25. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения / Труды Всеросийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1949.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).

Перспективный план самообразования Фроловой  Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...

План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...

Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...

Самообразование воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны на 2020-2021 учебный год

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»....