Статья по дошкольной педагогике на тему: "Развитие певческого и разговорного дыхания у детей дошкольного возраста".
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Эта статья написана мною для педагогов и родителей, которые ищут интересный и доступный материал для своей работы по развитию певческого и речевого дыхания. Она основана на знаниях, приобретëнных мною за годы обучения в Консерватории и работы с детьми разных возрастов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие певческого и разговорного дыхания у детей дошкольного возраста.

Проблема правильного певческого и речевого дыхания часто встаëт перед педагогами, которые занимаются с детьми. Все знают, что дыхание является нашей необходимостью, без него невозможно функционировать организму человека, но как правильно им пользоваться во время пения?

  В этой статье я хочу поделиться тремя основными упражнениями для развития дыхания и голоса, которые использую на своих занятиях.

  В работе с детьми очень важно следить за естественностью взятия дыхания. А как добиться его естественности? Естественное дыхание никогда не бывает громким, оно, как в речи, так и в пении, берëтся без лишнего напряжения, организм при этом не чувствует чрезмерной нагрузки. Умение правильное набирать и расходование дыхание в речи и в пении можно со временем приобрести с помощью несложных упражнений, которые могут элементарно выполнять дома родители со своими детьми. Одним важным условием на этих занятиях, которое нельзя упускать из своего внимания, является естественный вдох, который мы используем каждый день. А сама работа с детьми по развитию дыхания, конечно же, должна проходить в игровой форме. Для этого мы можем использовать всевозможные игровые ситуации, например:

   Можно предложить ребëнку стать "ветерком", который очень любит играть, поэтому он прилетел к нам в гости. А в качестве игр с ветерком мы будем по определённым правилам, которые будут способствовать развитию и укреплению нашего дыхания. Атрибуты для этих игры должны быть заранее подобраны и подготовлены. Например, для игры с Ветерком нам может понадобиться глубокая тарелка, наполненная водой и кораблик, лодочка или палочка, которая будет использоваться нами в качестве плота. Ветерок может с помощью своего дыхания помочь кораблику доплыть до берега или, допустим, переправить груз на другой берег нашего озера.

 Ребëнок с радостью согласиться стать Ветерком - помощником, а мы, наблюдая за ним и его дыханием, будем придумывать новые и новые задания. Допустим, Ветер должен быть несильным, а кораблик, переплывая озеро, должен причалить в нескольких местах. Для этого рядом с краем тарелки или контейнера с водой можно соорудить несколько причалов ( их можно сделать из пластмассовых деталей конструктора или из любого другого материала). Любой ребëнок с радостью станет играть в эту незатейливую игру, а ожидаемая польза от выполнения упражнения, не заставит себя долго ждать.

 Другой вариант игры, когда мы из цветного полиэтилена (красного, желтого, оранжевого, зелëного) можем вырезать " листья деревьев" и устроить листопад или игры с Ветерком аналогичного типа, где Ветерок раздувает листики деревьев или играет с ними в воздухе, подбрасывая перед собой и сопровождая их плавное падение, не позволяя листочку быстро упасть. Наш Ветерок может играть и со снежинками или бабочками - это тоже очень увлекательно. Снежинки могут быть вырезанными из прозрачного, белого или голубого полиэтиленового пакета, как и листики, а бабочки - из цветного края любой другой лëгкой упаковки пусть даже из-под хлеба.

  По аналогичному принципу можно играть в такие игры и "на суше", докатывая маленькую машинку до необходимого места с помощью своего дыхания или забивая гол в ворота своим дыханием (для этой игры нам понадобятся воротики и любой небольшой шарик, который может становиться тяжелее и тяжелее от занятия к занятию). Скорость выдыхаемого воздуха и направление струи регулируются самим игроком. Можно аналогичным образом сделать маршрут следования автомобиля и объяснить, что по городу транспорт не может двигаться очень быстро, это запрещено правилами дорожного движения.

 Важно помнить, что игра не должна быть долгой, а должна вызывать радость и положительные эмоции, поиграть с ребëнком можно несколько раз, а дальше перейти к другому упражнению.

 Моими любимыми приëмами работы над дыханием и речью являются ещë два упражнения, о которых я хотела бы рассказать в своей статье.

Второе упражнение я использую во время зарядки или минутки отдыха. На вдохе мы выпрямляемся, поднимаем руки вверх, вытягиваемся, вставая на носочки, чуть задерживаемся в такой позиции вытяжения и задерживаем дыхание и выдыхаем, расслабляя тело, руки при этом опускаются вниз, корпус тела наклоняется вперëд - расслабляемся и отдыхаем. Потом снова делаем "вдох", поднимаясь на носочки и вытягивая всë тело вверх, и опять "выдыхаем" расслабляясь. Упражнением выполняется 2-3 раза. Можно делать его под спокойную музыку, а потом, когда оно будет хорошо освоено, увеличивать время вытяжения, т.е. медленнее подниматься и на большее количество времени задерживать дыхание, аналогично и увеличивается скорость и время выдоха. Набор дыхания после выдоха происходит автоматически, наш организм сам включается в процесс вдоха, что очень важно.

    Последнее упражнение, о котором я бы хотела сейчас рассказать - это проговаривание текстов песен и стихов на одном дыхании. Оно очень простое, но так же очень эффективное для развития дыхания и необходимое для работы артикуляционного аппарата. Можно просто долго тянуть какой-то звук и выбрать победителя в игре, а можно проговаривать слова песни или стихотворения в разном темпе, сначала медленном, а потом, начинать снова сначала и, когда текст будет выучен, произносить его быстрее  тоже на одном дыхании, но момента, когда воздух, необходимый для речи, будет уже израсходован. Здесь уже ребëнок с хорошими навыками дыхания выявляется на все 100%, мы слышим произнесенное слово, сказанное на остаточном выдохе, и можем стремиться в следующий раз успеть сказать ещë одно слово текста, которое следует за ним. Важным условием произнесения текста на первом этапе – этапе разучивания материала, является "крупное слово", которое позволяет голосовому аппарату становиться свободным и не препятствовать движению воздуха. Аналогичным образом проговариваются слова текстов песен на музыкальном занятии. Эти навыки "крупного текста", который проговаривается на дыхании, играют очень важную роль в пении, голос при этом укрепляется, становится более выразительным, а слово становится разборчивым и ясным. Проговаривать текст можно на одном звуке, не меняя высоту звучания на протяжении всей фразы, которую вы говорите. Со временем, как я уже писала, можно ускорить темп упражнения. При этом произнесение слова должно оставаться разборчивым, а дыхание становиться длиннее. Очень важно проговаривать последние слова фразы на остаточном дыхании - это очень полезно, а самое главное, что после этого "договаривания текста" произойдëт естественный набор воздуха организмом!

С помощью этих трëх простых упражнений мы можем добиться хороших результатов уже через пару месяцев занятий, голос любого человека, который будет их выполнять, со временем приобретает новые краски, обретает новую силу звучания, а речь становится чëткой и понятной, а дыхание - долгим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

Проект на тему: "Развитие общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Проект составила воспитатель : Шаламова Алена РуслановнаВид проект: долгосрочный, игровой, творческийСроки реализации: ноябрь 2013-май 2014Участники : воспитатель, дети и родители.Возраст : 3-7 летУчр...

Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме:"Развитие ФВ и обучение навыкам послогового чтения детей дошкольного подготовительного возраста с ТНР »

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТНР"ЦЕЛЬ: закрепление навыков послогового  чтения; обогащение активного словаря детей;ЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: - закреп...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»...

Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...