Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике по теме

Кочешкова Елена Анатольевна

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»

Программа самообразования воспитателя

Кочешковой Елены Анатольевны

на 2010 – 2012 уч. гг.

Тема: «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Арзамас 2010


Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  - это:

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2. Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  3. Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;
  4. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Выбор темы для самообразования – ответственный момент.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Поэтому для самообразования я взяла тему: «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста».

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Целью программы самообразования является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

В процессе самообразования я планирую решить следующие задачи:

  1. Изучить проблему развития элементарных математических представлений, в частности проблему развития счетной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе;
  2. Выявить основные задачи обучения счету детей дошкольного возраста;
  3. Изучение новых программ и педагогических технологий;
  4. Определить игровые упражнения по развитию счетной деятельности у детей дошкольного возраста;
  5. Изучение и применение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности с дошкольниками;
  6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

№ п/п

Название мероприятия

Примерный срок (год) реализации

1.

Теоретическое изучение вопроса. Проблема развития счетной деятельности у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных  ученых.

Сентябрь – ноябрь 2010 г.

2.

Выявление основных задач обучения детей счету.

Декабрь 2010 г.

3.

Прохождение курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного обучения и воспитания».

Январь – ноябрь 2011 г.

4.

Аттестация на первую квалификационную категорию.

2011 г.

5.

Разработка дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»

2011 г.

6.

Разработка и отбор игровых упражнений  по развитию счетной деятельности

Январь – февраль 2011 г.

7.

Изучение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности

Март 2011 г.

8.

Подготовка консультации на тему «Развитие навыков счетной деятельности через игровые приемы у дошкольников»

Апрель 2011 г.

9.

Разработать перспективное планирование игр по старшему возрасту по теме «Цифры и числа»

Май 2011 г.

10.

Создание уголка «Занимательной математики»

Июнь – август 2011 г.

11.

Изготовление игр и дидактических пособий по проблеме

Май – август 2011 г.


Продолжение таблицы

12.

Проведение мониторинга по выявлению уровня знаний детей. Изучение различных подходов к диагностике.

Сентябрь 2011 г.

13.

Составление картотеки математических игр

Октябрь 2011 г.

14.

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов педагогического воздействия по развитию счетной деятельности

Ноябрь – декабрь 2011 г.

15.

Посещение методических объединений по познавательно-речевому развитию

2010 – 2012 гг.

16.

Проведение серии открытых просмотров НОД

Март – апрель 2012 г.

17.

Составление мультимедийной презентации по теме самообразования

Май 2012 г.

18.

Выступление по итогам работы и обмену опытом

Май 2012 г.

Инновационно – профессиональная деятельность по завершении изучения темы:

  1. Подготовить сообщение для воспитателей МДОУ «Детский сад № 35», родителей по проблеме «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения для детей  дошкольного возраста»;
  2. Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию счетной деятельности для детей дошкольного возраста;
  3. Составить мультимедийную презентацию на тему «Занимательная математика в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни».

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Самообразование должно стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.


Список литературы.

  1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду// Умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н.Н. Подьякова. – М.: 2000. – 263 с.
  2. Асарин С. Смекалка для малышей/ С. Асарин. – М.: Омега, 2007. – 65 с.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  4. Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.
  5. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Ерофеева. – СПб.: ВЛАДОС, 2003. – 191 с.
  6. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5 – 6 лет./под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г, Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
  8. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста/ И.Л. Матасова – Самара, 2004. – 145 с.
  9. Математика от трех до семи: учебное пособие для воспитателей детских садов/под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Детство-Пресс, 2008. 176 с.
  10. Математическое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 174 с.
  11. Методические советы к программе «Детство»/ под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Детство- Пресс, 2006. – 146 с.
  12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – М.: Речь, 2000. – 96 с.
  13. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников/ Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. –  СПб.: Детство-Пресс, 2007 . – 79 с.
  14. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л.: 1990. – с.24 – 37
  15. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых приемов при формировании у дошкольников математических представлений. – Л., 1990, с. 24 – 37
  16. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду/ под ред. З.А. Михайловой/ СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 176 с.
  17. Попова В. И. Игра помогает учиться / В.И.Попова// Начальная школа.- 2000. - № 5. С. 45-48
  18. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – СПб.: Акцидент, 1998. – 265 с.
  19. Чеплашкина И.Н., Крутова Н.Н. Математика – это интересно. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. 186 с.
  20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998. – 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"

тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...

Авторская программа “Развитие речевой деятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста"

Владение словом - инструментом общения, мышления - неоценимое богатство...

Картотека малоподвижных игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удо...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей  дошкольного возраста 6-7 летЦель малоподвижных игр - снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойн...

Картотека игровых упражнений для детей дошкольного возраста

В презентации представлены увлекательные игровые упражнения для детей 3 -7 лет, способствующие развитию двигательной активности...

Статья "Формирование математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры непрерывной образовательной деятельности, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы педаг...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....