Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике по теме
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»
Программа самообразования воспитателя
Кочешковой Елены Анатольевны
на 2010 – 2012 уч. гг.
Тема: «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Арзамас 2010
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Выбор темы для самообразования – ответственный момент.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Поэтому для самообразования я взяла тему: «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста».
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Целью программы самообразования является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
В процессе самообразования я планирую решить следующие задачи:
- Изучить проблему развития элементарных математических представлений, в частности проблему развития счетной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе;
- Выявить основные задачи обучения счету детей дошкольного возраста;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Определить игровые упражнения по развитию счетной деятельности у детей дошкольного возраста;
- Изучение и применение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности с дошкольниками;
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
№ п/п | Название мероприятия | Примерный срок (год) реализации |
1. | Теоретическое изучение вопроса. Проблема развития счетной деятельности у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых. | Сентябрь – ноябрь 2010 г. |
2. | Выявление основных задач обучения детей счету. | Декабрь 2010 г. |
3. | Прохождение курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного обучения и воспитания». | Январь – ноябрь 2011 г. |
4. | Аттестация на первую квалификационную категорию. | 2011 г. |
5. | Разработка дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» | 2011 г. |
6. | Разработка и отбор игровых упражнений по развитию счетной деятельности | Январь – февраль 2011 г. |
7. | Изучение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности | Март 2011 г. |
8. | Подготовка консультации на тему «Развитие навыков счетной деятельности через игровые приемы у дошкольников» | Апрель 2011 г. |
9. | Разработать перспективное планирование игр по старшему возрасту по теме «Цифры и числа» | Май 2011 г. |
10. | Создание уголка «Занимательной математики» | Июнь – август 2011 г. |
11. | Изготовление игр и дидактических пособий по проблеме | Май – август 2011 г. |
Продолжение таблицы
12. | Проведение мониторинга по выявлению уровня знаний детей. Изучение различных подходов к диагностике. | Сентябрь 2011 г. |
13. | Составление картотеки математических игр | Октябрь 2011 г. |
14. | Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов педагогического воздействия по развитию счетной деятельности | Ноябрь – декабрь 2011 г. |
15. | Посещение методических объединений по познавательно-речевому развитию | 2010 – 2012 гг. |
16. | Проведение серии открытых просмотров НОД | Март – апрель 2012 г. |
17. | Составление мультимедийной презентации по теме самообразования | Май 2012 г. |
18. | Выступление по итогам работы и обмену опытом | Май 2012 г. |
Инновационно – профессиональная деятельность по завершении изучения темы:
- Подготовить сообщение для воспитателей МДОУ «Детский сад № 35», родителей по проблеме «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения для детей дошкольного возраста»;
- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию счетной деятельности для детей дошкольного возраста;
- Составить мультимедийную презентацию на тему «Занимательная математика в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни».
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Самообразование должно стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Список литературы.
- Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду// Умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н.Н. Подьякова. – М.: 2000. – 263 с.
- Асарин С. Смекалка для малышей/ С. Асарин. – М.: Омега, 2007. – 65 с.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
- Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Ерофеева. – СПб.: ВЛАДОС, 2003. – 191 с.
- Давайте поиграем! Математические игры для детей 5 – 6 лет./под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г, Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
- Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста/ И.Л. Матасова – Самара, 2004. – 145 с.
- Математика от трех до семи: учебное пособие для воспитателей детских садов/под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Детство-Пресс, 2008. 176 с.
- Математическое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 174 с.
- Методические советы к программе «Детство»/ под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Детство- Пресс, 2006. – 146 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – М.: Речь, 2000. – 96 с.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников/ Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2007 . – 79 с.
- Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л.: 1990. – с.24 – 37
- Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых приемов при формировании у дошкольников математических представлений. – Л., 1990, с. 24 – 37
- План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду/ под ред. З.А. Михайловой/ СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 176 с.
- Попова В. И. Игра помогает учиться / В.И.Попова// Начальная школа.- 2000. - № 5. С. 45-48
- Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – СПб.: Акцидент, 1998. – 265 с.
- Чеплашкина И.Н., Крутова Н.Н. Математика – это интересно. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. 186 с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998. – 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"
тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...
Авторская программа “Развитие речевой деятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста"
Владение словом - инструментом общения, мышления - неоценимое богатство...
Картотека малоподвижных игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удо...
Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста 6-7 летЦель малоподвижных игр - снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойн...
Картотека игровых упражнений для детей дошкольного возраста
В презентации представлены увлекательные игровые упражнения для детей 3 -7 лет, способствующие развитию двигательной активности...
Статья "Формирование математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"
Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры непрерывной образовательной деятельности, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы педаг...
Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....