Статья "Формирование математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"
статья

Козьякова Маргарита Рафитовна

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры непрерывной образовательной деятельности, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы педагог чётко представлял, какие педагогические технологии следует использовать в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маргарита Рафитовна Козьякова

воспитатель, I квалификационная категория

МБДОУ  « Детский сад» №8, г. Краснотурьинск

Формирование математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

      Ключевые аспекты Концепции развития математического образования в Российской Федерации и утвержденный на федеральном уровне стандарт дошкольного образования обращают наше внимание, что в дошкольном образовании следует содействовать развитию логико – математических и коммуникативных способностей [1].

        Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры непрерывной образовательной деятельности, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы педагог четко представлял, какие педагогические технологии следует использовать в образовательной деятельности.

        Наша практика показала, что положительные результаты по формированию математического мышления детей обеспечиваются на основе технологической преемственности, отбора общих средств обучения и осуществляются с помощью специфических для определенного возраста видов детской деятельности.

        Так как ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра, приоритет был отдан игровым технологиям: Блокам Дьенеша, палочкам Кюизинера, В.В. Воскобовича. Данные технологии – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное усложнение игр(«по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития»[5].

        Применяя логический материал «Блоки Дьенеша», учим детей алгоритмам, кодированию декодированию информации, решать задачи на разбиение по свойствам (форма, цвет, размер, толщина), что позволяет моделировать важные понятия математики.

Например: игра «Домино».

Цель: Формирование  умений  выделять свойства геометрических фигур.

Материалы и оборудование: набор блоков.

Задание: первым выложить все фигуры. Ходить фигурами другого размера (цвета, формы); фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; фигурами другого размера и формы (цвета и размера).Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера;  фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

        Используя палочки Кюизинера, даем представление о числе и его составе, о натуральном ряде чисел, величине, порядке, отношении, об операциях с числами(сложение, вычитание)

        Например: игра « Построй 8-й дом».

        Цель: закрепление понятий о составе числа 8.

        Материал и оборудование: набор палочек, разноцветные цифры.

        Задание: постройте дом из 8 этажей, используя палочки разного цвета так, чтобы каждый этаж был равен числу 8.

        Развивающие игры В.В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая технология. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество, где взрослый – это партнер по игре [4]. С помощью сказки, интриги, приключений, забавных персонажей побуждаем детей к мышлению и творчеству через конструирование проблемных ситуаций, алгоритмы решения логических и математических задач, проведение графических диктантов, ознакомление с пространственными, количественными отношениями и построение простых геометрических форм. Во время занятия перед ребенком ставим вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений.

        Например: графический диктант «Лопушок идет в гости к пчелке Жуже».

        Цель: развитие умений самостоятельно ориентироваться в пространстве, с точностью следовать инструкции педагога.

        Материалы и оборудование: коврограф «Ларчик», разноцветный веревочки, геоконт, геовизор, персонажи – Лопушок, пчелка Жужжа.

        Игровая ситуация: Однажды Лопушок получил по лесному радио приглашение на день рождения к пчелке Жуже , испек вкусный торт, и отправился в гости к имениннице.

        Задание: соблюдай инструкцию и приведи Лопушка к пчелке Жуже.

        Неоценима возможность данных игр в использовании как в домашней, семейной игротеке, так и в индивидуальной практике.

        Опыт работы был представлен педагогическому сообществу городского округа Краснотурьинск в рамках семинаров – практикумов: «Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе как условие непрерывного образования детей в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС начального образования(2017 год), « Фиолетовый лес», как элемент развивающей предметно – пространственной среды», «Преемственность в реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО средствами игровой технологии Воскобовича»(2018).

Работа по формированию математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста имеет результаты:

- дети научились детей переходить от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами;

- освоили элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

- освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств;

- освоили умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д., по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру и толщине и т.д.), и четырём свойствам ( цвету, форме, размеру и толщине);

- научились замещать и моделировать свойства, умеют кодировать и декодировать информацию о них;

- повышен уровень познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, творческих способностей;

- организовано взаимодействие всех участников образовательных отношений- воспитателей, детей, родителей.

Проводимые мониторинговые мероприятия выявили устойчивую положительную  динамику освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. У 70% воспитанников знания, умения, навыки сформированы, у 30% - находятся в стадии формирования,  у 0% - не сформированы. Высокий уровень достижений воспитанников увеличился на 15% по сравнению с 2016 – 2017 учебным годом. Произошло это за счет перехода из среднего уровня достижений. Увеличение на 30% за период -  3 года. Данные свидетельствуют о положительной динамике математического образования, правильном выборе и эффективном применении технологий, форм и методов педагогической деятельности.

Литература:

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации( утверждена распоряжением Правительства РФ 24.12.2013 г. №2506-р)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155)

3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера,2015

4. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ авт.- сост. О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова(и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...

Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...

"Эффективное использование мультимедийных технологий в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста". Из опыта работы.

Областной научно-методический семинар«Педагогическое сопровождение ребенка в современном информационном пространстве».Место проведения: МБДОУ №8 «Южный остров», пгт Новоспасско...