Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
проект

Лебедева Галина Александровна

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа ресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9 «Семицветик»

Информационный мини-проект

Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».

Выполнила: Лебедева Галина Александровна,

 воспитатель МДОУ – детский сад № 9

«Семицветик»

г. Серпухов, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Введение……………………….……………………………………………3
  3. Раздел 1. Общие положения……………………………………………….6
  4. Раздел 2. Содержание проекта…………………………………………….7
  5. Раздел 3. Этапы проекта………………………………………………….12
  6. Выводы…………………………………………………………………….13
  7. Список использованной литературы………………....………………….14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиа ресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Цель:создание цифровой среды в МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик».

Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ. Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых условий ДОУ, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий показывает низкий уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и потребностей семей к взаимодействию в цифровом пространстве.

Таким образом, существует противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий, потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями дошкольной образовательной организации.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В связи с этим, перед коллективом МДОУ – детского сада № 9 «Семицветик» возникла» проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и развития одаренности детей дошкольного возраста?

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения,  основой решения проблемы может быть организация специальной группы как формы организации цифровой образовательной среды.

Наименование проекта: «Развитие цифровой среды как фактор развития одаренности ребенка

Срок начала и окончания проектаоктябрь 2021г – декабрь 2021г.

Исполнители проекта: педагогический коллектив МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик»:

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта - создать цифровую образовательную среду в ДОУ, как фактор развития одаренности ребенка..

Определены следующие задачи проекта: повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения данной задачи планируется курсовая подготовка и (или) профессиональная переподготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По итогам курсовой подготовки каждый педагог готовит мастер-класс (или иную активную форму обучения) для педагогического коллектива по наиболее интересной и актуальной теме, рассмотренной в ходе курсов. Взаимообучение будет способствовать более качественной подготовке педагогов, так как предполагает углубленное погружение специалиста в область ИКТ, переработку полученной информации в собственное понятийное пространство, повторение и практическое применение полученных на курсах навыков.

Повышение компетентности педагогических кадров станет важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.

Результат:

— организовано курсовое обучение педагогов;

— организован цикл мастер-классов для педагогов по реализации информационно-коммуникационных технологий;

— рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

— участие педагогов в выставках методической продукции; городских, территориальных конференциях и семинарах; профессиональных конкурсах;

— организация на базе ДОУ практических мероприятий для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности.

  1. Создание  группы ДОУ как формы организации цифровой образовательной среды.

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения,  основой решения задачи будет организация ресурсных групп как основы цифровой образовательной среды в ДОУ.

При таком подходе информационно-образовательная среда будет включать в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог будет углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом. Для решения проблемы интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность организуется работа педагогов с документацией ДОУ по планированию образовательной деятельности: комплексно-тематическое планирование, конструкты образовательной деятельности, наглядный и игровой материал. Для оценки эффективности образовательной деятельности с использованием ИКТ педагогами организуется взаимоанализ непосредственно образовательной деятельности.

Результат:

— развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

— организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

— обновлено комплексно-тематическое планирование ДОУ;

— разработан сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ;

— обновлены экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

— создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях ( «WhatsApp»).

— организовано дистанционное обучение воспитанников;

— организовано взаимодействие с семьями через социальные сети.

Идея проекта 

Организуется цифровая образовательная среда в ДОУ, при которой: технологические средства информационных и коммуникационных технологий размещаются в разных группах детского сада. При этом группа на уровне образовательной организации становится ресурсным центром для других групп воспитанников. Организуется сетевое взаимодействие педагогов, при котором воспитатель проводит познавательную, исследовательскую деятельность с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

1 группа: центр развития

Оборудование - 2 ноутбука, 2 телевизора

2 группа: центр познания и движения

Оборудование: 2 Интерактивных доски, 2 проектора для установки на потолок.

Для успешной интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность детского сада разрабатывается программно-методическое обеспечение, которое включает в себя банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

Обеспечивается взаимодействие с родителями воспитанников в электронном пространстве через внедрение дистанционных образовательных технологий и создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы:

В настоящее время в МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик» работают 10 педагогов из них:

— педагогических работников с высшей категорией — 5

— 1 квалификационная категория — 4

— 3 человек прошли обучение в области Цифровые технологии обучения в ДОУ 

Материально-технические ресурсы:

Для реализации проекта планируется использовать следующее оборудование, имеющиеся в ДОУ:

— ноутбуки,

— 2 мультимедийных проектора,

— МФУ (принтер-сканер-копир),

— доступ к Интернет.

Информационные ресурсы:

— Официальный сайт детского сада.

 

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ЭТАП 1

Паспорт проекта

1.

Создана рабочая группа по разработке проекта

октябрь 2021

2.

Создан план проекта

октябрь 2021

3.

Утверждение паспорта проекта

декабрь 2021

ЭТАП 2

Реализация проекта

1.

Педагогический коллектив прошел обучение на курсах

декабрь 2021

2.

Разработано программно-методическое обеспечение реализации ИКТ

декабрь 2021

3.

Организовано взаимодействие с родителями в электронном пространстве

декабрь 2021

ЭТАП 3

Завершение проекта

1.

Определение доли педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации; реализующих ИКТ и транслирующих педагогическому сообществу опыт работы

декабрь 2021

2.

Определение доли групп, в которых используются ИКТ

декабрь 2021

3.

Определение доли родителей, вовлеченных во взаимодействие с ДОУ в цифровом пространстве

декабрь 2021

 ВЫВОДЫ:

Повышение качества дошкольного образования тесно связано с цифровизацией  образования и подготовкой подрастающего поколения  к адаптации к цифровому миру.

На сегодняшний день цифровые технологии уже пришли в дошкольные учреждения, они стали частью образовательного процесса.

И играют важную роль в организации взаимодействия педагога и родителей, в самообразовании педагогов.

   Использование цифровых технологий помогает мне по-новому и увлекательнее организовать и проводить образовательный процесс, преимуществами которых являются:

-увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

-позволяют выполнять совместную работу детей во взаимодействии с педагогом;

-предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

-ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

-привлекает внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

-развивает у дошкольников исследовательское поведение.

 Обобщая аналитические материалы, полученные в результате исследования, мы пришли к выводу, что муниципальная система дошкольного образования имеет значительные достижения в деле создания цифровой образовательной среды в ДОУ. Накопленный опыт стимулирует педагогический коллектив к дальнейшему совершенствованию практик организации образования дошкольников в условиях цифровизации.

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Афонина Н.Ю. Цифровые технологии в ДОО. Условия внедрения интерактивных средств. – 26.05.2016. Режим доступа https://edguru.ru/blog/doshkolka/210.html 

2.Бастрыкина А.Ю. Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий. – Тамбов, 2019  Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html

3.Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг.

4.Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. Режим доступа: http://ds3.com.ru/?page_id=1890

5.Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г.  г.Уфа - № - с. . DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113

6.ФГОС ДО Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html

7.Федеральный  закон № 273 «Об образовании в РФ» 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются....

Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня...

Консультация для родителей «Легоконструирование - фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Легоконструирование - фактор развития одаренности детейдошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию, развитие конструктивного мышления...

Консультация для родителей «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»...