Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных подвижных игр
статья (подготовительная группа) на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная практическая конференция

IV Сахалинские Рождественские образовательные чтения - 2014:

«Православная духовная традиция

в формировании культурной среды островного региона»

«Воспитание духовно-нравственных качеств

у дошкольников

посредством народных подвижных игр»

Автор:

Степовая Любовь Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Солнышко» Корсаковского городского округа Сахалинской области

2014 г.

Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования.

Альберт Эйнштейн

Одной из главных задач детского сада является духовно-нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Личности, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников,  является народная подвижная игра.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание  обладать силой,  ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Радость движения в народных подвижных играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»,    «Воробышки и кот» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый  игровой фольклор.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувство коллективизма, слаженности   действий, взаимопомощи («один - за всех и все - за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В ходе игры мы привлекаем внимание ребят к ее содержанию, следим за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаем краткие указания, поддерживаем и регулируем эмоционально-положительное  настроение и взаимоотношения играющих, приучаем их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Работая с дошкольниками в данном направлении, мы всегда помним, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. С каждой возрастной группой он усложняется. Другое успешное внедрение народных игр в жизнь дошкольников является овладение  методикой педагогического руководства подвижной игрой. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, мы пробуждаем в них интерес к народной культуре, национальным традициям, утверждаем в их сознании фундаментальные, духовные и нравственные ценности.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, мы помним, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Народная мудрость гласит: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Список литературы

  1.  Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор [Текст]  /В.П. Аникин. – М., - 1957. – 165 с.
  2.  Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст]  / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  3.  Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт [Текст]  / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - С. 54.
  4.  Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.
  5.  Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду  [Текст] / О.И. Давыдова. – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  6. Забелин, М.И. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. [Текст] -Москва, 1993. - 268с.

  7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры: Программа Учебно-методическое пособие [Текст] / О.Л.Князева, М.Д. Маханева-Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998. - 304с.

  8. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. [Текст] Творческий  центр Сфера, Москва 2009.

  9. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках [Текст] / А.С. Миловский. - М.: Детская литература, 1987.— 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры

Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Достижение качественного результата образовательной работы по нравственному  воспитанию....

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр»

Выступление на педагогическом совете: "Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС"...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....