«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр»
материал

Хачатрян Арпине Гарниковна

Выступление на педагогическом совете: "Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstv.vosp_.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Колобок»

Выступление на педагогическом совете:

«Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях  ФГОС »

с докладом «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр»

                                                                     Воспитатель:

                                                                    Хачатрян А.Г.

Городской округ Химки

Московская обл.

Октябрь 2017г.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Собственный опыт работы показал, что формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской народной культуре, а также таких педагогов как А.П. Усова, К.Д. Ушинский пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.

Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр.

На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

Система работы по воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является долгосрочной и рассчитана на три года. Реализовывалась в группе детей 5 года жизни, в группе детей 6 года жизни и группе детей 7 года жизни.

В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству; составлена картотека русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность. Основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.

Мы создали обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.

Первоначально работа проходила в группе детей 5 года жизни. В этот период дошкольники овладевали первоначальными знаниями и представлениями о народной культуре своей Родины, знакомить с обрядами, традициями, народными играми и праздниками. Так, дети посещали «Русскую избу», знакомились с его обитателями, национальными костюмами, рассматривали предметы быта. Здесь же дети учили различные песенки, запевки, считалки, так проходило знакомство с фольклором.

Для детей 6 года жизни содержание знаний дополнялись и усложнялись по истории и культуре своей Родины, разучивались народные игры с тексами, запевками, народными закличками, считалками, формируя речь, мышление, развитие творческих и познавательных способностей.

Дошкольники знакомились не только с предназначением предметов быта, но и с их названиями и происхождением; с «уголком православия», в котором стоят иконы, подсвечники со свечами, лампадка, макет церкви с куполами, православная литература для детей, пасхальные яйца.

У детей 7 года жизни формировали желание познать и сохранить культуру и традиции своей Родины; закрепляли знания и интерес народных игр, умение играть и вовлекать в игру младших детей; разучивать народные игры-хороводы, используя устный и музыкальный фольклор; прививались навыки трудовой деятельности, мастерства и ведения домашнего хозяйства.

Важным показателем успешности деятельности являлось эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяла естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Насыщенность календарных народных игр творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулировали интерес детей, усиливал их впечатления и переживания, обогащали художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивало естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и нравственные ценности.

Результативность проведенной работы отслеживалась с помощью итогового мониторинга. В ходе мониторинга выявлялась динамика уровня приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, истокам народной культуры посредством народной игры.

Результатами проведенной работы являются:

  • Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
  • Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
  • Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
  • Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  • Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.

Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ФГТ и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.

 

Библиографический список:

1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор /В.П. Аникин. – М., - 1957. – 165 с.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - С. 54.

4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова. – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.

8. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках / А.С. Миловский. - М.: Детская литература, 1987. — 190с.