Использование эйдетических методов в физическом воспитании.
учебно-методический материал на тему

Черненко Елена Александровна


Выступление на круглом столе педагогического коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида «Надежда»

Детский сад комбинированного вида № 551

Использование эйдетических методов в физическом воспитании.

Из опыта работы инструктора физкультуры Черненко Е.А.

Екатеринбург

2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Оно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова) и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев), основываясь на результатах специальных научных исследований, убедительно доказали, что всем детям, независимо от природных данных, необходимо создавать оптимальные условия для их творческого развития. Современная практика решает эту проблему путем реализации личностно-ориентированной идеи в образовании. Способность к творчеству ученые (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова) видят в создании ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта. Некоторые исследователи в термин «творчество» включают познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы, ситуации. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, (познавательные способности) актуализирующие творческую продуктивность – именно это называется креативностью. Есть данные о том, что высокая креативность сочетается с интеллектом (Д. Гилфорд). Творческий процесс зависит от культуры, в которую погружен человек. Культура влияет на творчество через воспитание. Физическая культура выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного). Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.), однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Общепризнанным стало положение, что физические упражнения выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, идеомоторными образами физических упражнений, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями» (Н.А. Бернштейн). Происходит переход от утилитарного упражнения к культуре движений. И совершенно не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения определяется как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами (И.М. Быховская, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, М.Ю. Николаев). Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых – использование физических упражнений как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей. Цель разработанной технологии – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, обучение умению выполнять физические упражнения (двигательные действия) в условиях их творческого преобразования. Концептуальные положения: творчество – центральное психологическое новообразование дошкольного периода детства. Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном; творчество ребенка называется «натуральным». Оно отличается открытостью миру, который ребенок воспринимает с оптимизмом. В творчестве ребенок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно; формирование творчества осуществляется в условиях направленности на развитие воображения как главного компонента творчества. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Взаимодействуя разнонаправлено с другими познавательными процессами (мышление, восприятие), с эмоционально- волевой и поведенческой сферой личности, воображение обуславливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики. Оно обеспечивает построение образа, создание программы поведения в неопределенных проблемных ситуациях, моделирование процессов или объектов. Интегративные функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива; развивая воображение ребенка, необходимо учитывать возрастные закономерности его выраженности. Дети от трех до пяти лет строят воображение, основываясь на элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. С пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила создания образа. В шесть-семь лет появляются собственные, придуманные образы, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребенка в этом возрасте носит проективный характер; в дошкольном возрасте воображение опирается на наглядность, личный опыт ребенка, имеющий эмоционально положительный или отрицательный характер, умение создавать собственные планы-замыслы, применять полученные ранее знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. В процессе создания образов воображения дошкольник пользуется как комбинированием ранее сложившихся представлений, так и их преобразованием; стержнем любого процесса детского творчества выступает изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Наиболее мощно собственная активность дошкольника проявляется в экспериментировании, направленном на получение новых знаний, новых продуктов творчества. Ребенок осознанно или неосознанно "опробует" различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Этот путь обеспечивает активизацию творчества. Основные педагогические средства технологии и их характеристика. К средствам педагогической технологии, способствующим развитию двигательного творчества ребенка, относятся: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации, обучение на физкультурном занятии. Физические упражнения – двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека. В основе физических упражнений лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений. Все произвольные движения осуществляются при участии сознания, приобретаются человеком в процессе жизни и подчиняются его воле. Н.А. Бернштейн, изучая биомеханику движений, доказал, что простое двигательное действие, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В моторном поле (совокупность траекторий движений в пространстве от старта к цели) отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково, а каждый раз строится заново. Поэтому двигательное действие – это повторение без повторения. Ребенку необходимо набраться опыта выполнения различных движений с тем, чтобы совершенствовать сенсорные коррекции того или иного двигательного действия. Все двигательные действия, которым овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием, для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала, для развития физических, психофизических и личностных качеств ребенка. В разработанной технологии широко применяются двигательные действия, основанные на использовании эйдетических (эйдетизм – образ, наружный вид) методов.

Использование эйдетических методов в физическом воспитании.

Актуальность опыта.

 Эйдетические методы являются инновационными в физическом воспитании и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности. Они реализуются в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведении через некоторое время после выполнения физических упражнений. В эйдетических образах в нерасчлененном виде заключены начатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций, как внимание, наблюдательность, творческое воображение. Подвижные игры реализуют свободу двигательных действий дошкольника. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Начальным этапом формирования творчества выступает подражание. Особенно характерно оно для подвижных игр детей младшего дошкольного возраста. Малыши взмахивают руками, «как птички», прыгают, «как воробышки», кружатся, «как листочки». Подражательность и имитация сохраняют свое значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребенка в роль, осмысленное восприятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных действий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации. Поскольку подвижная игра включает активные движения, а движение предполагает РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ практическое освоение реального мира, она обеспечивает непрерывное исследование и является естественной формой самовыражения ребенка. Двигательные инсценировки (игры-драматизации) представляют собой одну из форм разыгрывания двигательного образа. Согласно А.В. Запорожцу, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым. Реальным отображением этого является вхождение ребенка в образ, условной постановки себя на место того, кто является носителем эталона. В двигательных инсценировках каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живет, с кем встречается, как двигается. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Передача характера персонажа возможна с помощью средств образной выразительности (мимики, жеста, позы, походки и т.п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Во многом это зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения. Проблемные ситуации – это особое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия. Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние знания, способы и средства выполнения деятельности недостаточны для разрешения задачи, но у ребенка несмотря на это возникает актуальная потребность решить ее (А.М. Матюшкин). Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, правильного выполнения поставленного задания. Невозможность выполнить задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые позволяют разрешить возникшее РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ противоречие. Н.Н. Поддьяков считает, что именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова. Возникновение задачи означает, что удалось предварительно разделить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между известным и неизвестным, становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное. Исследование, проведенное Л.А. Парамоновой, позволило выявить специфику решения дошкольниками проблемных задач. Выявлен уровень проблемности, доступный детям различного возраста. Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) могут самостоятельно найти определенные новые способы действия; дети среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) способны только выбирать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых задач. Последнее возможно, если при обучении младших дошкольников (3 – 4 года) им дают разные способы решений одной и той же задачи. В двигательной деятельности в ходе решения проблемной ситуации дети конструируют новые «моторные поля». Основной способ творческого преобразования моторных эталонов – их проблематизация (действие, привносящее в «готовый» двигательный эталон элемент незавершенности, неопределенности). Одним из элементов проблематизации выступает инверсия – перевертывание эталона (В.Т. Кудрявцев). Движения детей носят противоположный характер по отношению к тем, что демонстрирует педагог. Обучение на физкультурных занятиях. В развитии творческих способностей ребенка преимущество отдается сюжетно-игровым физкультурным занятиям, построенным на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Цель таких занятий – РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Игровое разрешение двигательных задач – это овладение «моторными полями», обширными корковыми зонами управления движениями (Н.А. Бернштейн). Они обеспечивают не простое копирование физических упражнений, показанных педагогом, а сотворяют в корковых проекциях собственный способ решения двигательной задачи. Игровой способ решения двигательной задачи – это работа творческого воображения, культуры движения, в которую внесена доля собственного миропонимания. В сюжетно-игровом физкультурном занятии двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки, процесс деятельности является одновременно и результатом. Дети дополняют, изменяют, преобразовывают знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов. В структуре сюжетно-игрового занятия выделяются три части: вводная – формирует эмоционально-положительное отношение и интерес ребенка к двигательной деятельности; основная – побуждает к самостоятельному решению двигательных задач; заключительная – решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления. Особенности содержания и методики технологии. Под содержанием понимается специальное построение процесса обучения творчеству, учитывающее результаты исследований, определяющих закономерности развития творческого воображения ребенка. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на ознакомление детей со способами выполнения движений, которые усваиваются ребенком вначале в готовом виде, а затем в проблемной форме – дети экспериментируют со способами выполнения движений. К экспериментированию побуждают: РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия), дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Двигательные инсценировки отличаются образным перевоплощением исполнителей. Привлекательность сюжета, разнохарактерность персонажей, их общение между собой создают своеобразная игровую ситуацию, побуждающую детей к творчеству. Основное взаимодействие педагога с ребенком при этом заключается в том, чтобы вызвать у последнего соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый «образ Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Возникновение замыслов побуждает к поискам средств их воплощения, позволяет относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В процессе использования двигательных инсценировок применяются следующие приемы работы: выразительный показ движения (педагогом или ребенком). Он задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе его выполнения; словесные пояснения. С их помощью обращается внимание детей на выразительные нюансы движений; образный рассказ. Он помогает детям представить какую-либо ситуацию, а затем воспроизвести ее в движениях.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. – Т.4: Детская психология. – 432 с.

2. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. М.: Знание. 1986. 96 с.

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагог. дошк. учреждений / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 158 с.

 4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1996. – 159 с.

5. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 71-78.

6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2001. – 368 с.

8. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

9. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практ. пособие / М.И.Меерович, Л.И.Шрагина. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

10. Парамонова, Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Парамонова; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2001. – 45 с.

11. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание.– 2001.– № 9.– С. 68-75.

12. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1996. 306 с.

 13. Художественное творчество и ребенок: монография / В.А. Езикеева [и др.]; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. –287 с.

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида «Надежда»

Детский сад комбинированного вида № 551

Использование эйдетических методов в физическом воспитании.

Из опыта работы инструктора физкультуры Черненко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые средства и методы в физическом воспитании дошкольников

В настоящее время в процессе физического воспитания особое внимание уделяют игровому методу, который позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимаю­щихся в двигательной деятельности и мень...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Использование подвижных игр в физическом воспитании детей "

Подвижные игры для детей – важный инструмент познания  этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого  ребенка. Ребенок, которому созданы условия для дви...

Комплексное занятия с использованием нетрадиционных методов по физическому воспитанию

Комплексное занятия с использованием нетрадиционных методов по физическому воспитанию для подготовительной группы...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»

Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...