Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Устинова Евгения Борисовна

Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю, в итоге, делают ребенка успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Использование кинезиологических методов

в физическом развитие дошкольников»

Устинова Евгения Борисовна, инструктор по физической культуре

СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

     Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю, в итоге, делают ребенка успешным.

     Целевая аудитория: инструкторы по физической культуре, воспитатели дошкольной образовательной организации.

     Цель:  распространение педагогического опыта работы по использованию кинезиологических методов, как одну их форм двигательной активности с детьми дошкольного возраста.

     Задачи:

      1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения  кинезиологических упражнений  в работе с дошкольниками.

    2.  Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов.

      3.  Распространить опыт использования игр и упражнений с элементами кинезиологии в  двигательной деятельности дошкольников.

      Ожидаемый результат мастер-класса:

- расширение знаний о возможностях использования кинезиологического метода в работе с дошкольниками;

- получение участниками практических навыков использования названного метода в образовательном процессе.

     Методическое оснащение:

- методы: демонстрация иллюстраций, рассказ, беседа, упражнения;

- приемы: показ, вопросы, показ упражнений с комментариями, рефлексия;

- материалы и оборудование: аудио проигрыватель, информационные буклеты для участников.

           1. Вводное слово:

        Хочется начать мастер-класс  со слов выдающегося  итальянского  поэта Торква́то Та́ссо "Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения."

      Что может быть важнее собственного здоровья? Наверное, только здоровье наших детей. Наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира.

      Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.  На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения.

     Цель моего мастер-класса: распространение педагогического опыта работы по использованию кинезиологических методов, как одну их форм двигательной активности с детьми дошкольного возраста.

   Задача: передать и освоить с Вами способы применения  кинезиологических упражнений  в работе с дошкольниками, познакомить с собственным  опытом использования игр и упражнений с элементами кинезиологии в  двигательной деятельности дошкольников.

     Итак, что же такое кинезиология?

     Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение.

     Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные связи, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.

      2. Теоретическая часть.

       Как Вы думаете, когда возникла кинезиология?

     Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

     Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума.

     Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н.э., также пользовался кинезиотерапией.

     Основателем кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

    Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий.   Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребенку дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребенка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения.

     3. Практическая работа участников.

      Рассмотрим актуальность использования «гимнастики мозга» в работе с детьми.

      Огромная польза и привлекательность «Гимнастики мозга» состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Главная идея, этих упражнений – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

     Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей, приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

        Предлагаю всем вместе выполнить несколько упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с детьми 4 – 7 лет. (Информационный буклет: «Кинезиологические упражнения направленные на развитие трех видов сенсомоторных навыков»)

     Все упражнения кинезиологические разделены на 4 группы:

     1. Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела.

     Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым для улучшения координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве. Данные упражнения способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил.

        Выполняем вместе со мной…

        Упражнение «Перекрестные шаги»: встаньте прямо, голова находится по средней линии тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте.

     2. Упражнения, повышающие энергию тела.

     Вторая группа  – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Данные упражнения улучшают внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.

     Упражнение «Кнопки Мозга»: положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. 

      3. Упражнения, растягивающие мышцы тела.

     Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

       Упражнение «Активизация рук»: Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой.

    4. Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение.

     Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков.

     Упражнение «Крюки»: упражнение состоит из двух частей.

     Первая часть: крестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

     Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.

     Вот такие, простые на первый взгляд,  упражнения оказывают эффективное влияние на оздоровление и развитие мыслительной деятельности человека.  

     Как вы думаете, где и когда мы можем использовать эти упражнения в работе с детьми? (Ответы участников мастер-класса.)

     Кинезиологические упражнения можно использовать в комплексах  утренней гимнастики, на занятиях по физическому развитию, как пятиминутку между занятиями, динамических паузах все будет зависеть, от того какой конечный результат планируете получить.

     Отдельные кинезиологические упражнения можно объединять в комплексы.

     При проведении комплексов кинезиологических упражнений специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

1.  Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.

2. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

3. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены в спортивном зале, а завтра на улице.

4. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.

5. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.

6. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. 

    Особенно, нравятся детям комплексы кинезиологических упражнений выполнять под музыкальное сопровождение. Знакомый, хорошо разученный детьми комплекс, объединяется с музыкой. А, как известно, музыка и движение – делают детей счастливыми.

     Выполнение комплекса кинезиологических упражнений под музыку.

     Предлагаю Вам всем вместе выполнить один из таких комплексов под музыкальное сопровождение (Приложение 1).

    Мне очень нравиться заниматься с вами.

     Хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.

     И в заключение своего выступления хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

     4. Обратная связь (рефлексия).

   Участникам предлагаются кружочки - «смайлики», с помощью которых они могут выразить свое мнение о мастер-классе (понравилось, не понравилось).

  Участники голосуют, при желании пишут отзывы на другой стороне «смайлика».

   Спасибо за внимание!!! Будьте здоровы!!!

     Литература:

1.Гейл Е. Деннисон,  Пол Е. Деннисон   «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. - Санкт-Петербург: Весь, 2015

2. А.Л.Сиротюк Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ, 2010

3. А.Л.Сиротюк Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008

4. Обучение на основе движения: методические рекомендации для специалистов образования и родителей/ (под ред. А.В.Бояринцевой). – М.: Линка-Пресс, 2019

     Электронный ресурс

1. https://aneks.center/index.php/services/master-classes/1067-gimnastika-mozga-ili-prakticheskaya-psikhokineziologiya-dlya-vsekh-i-kazhdogo
2. https://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga

3. http://www.deti-budushego.com/node/217.

Приложение 1.

«Con calma»

Исполнитель  Daddy Yankee

Текст песни

Движения

Con calma

Cómo te llamas baby?                                                

Desde que te vi supe que eras pa’ mi                          

Dile a tus amigas que andamos ready                      

Esto lo seguimos en el after party

 

Cómo te llamas baby?                                                  

Desde que te vi supe que eras pa’ mi

Dile a tus amigas que andamos ready

Esto lo seguimos en el after party

 

Con calma yo quiero ver como ella lo menea              

Mueve ese “poom poom” girl

Ese un asesina cuando baila quiero que to’ el mundo la vea

I like your “poom poom” girl

Con calma yo quiero ver como ella lo menea          

Mueve ese “poom pomm” girl

Tiene adrenalina en medio de la pista vente hazme lo que sea

I like your “poom poom” girl

 

Ya vi que estás solita acompáñame                              

La noche es de nosotros tú lo sabes

Que ganas me dan dan

De guayarte mami es rampampam! Yeah!

Esa criminal como lo mueve es un delito                      

Tengo que arrestarte porque empiezo y no me quito

Tienes criminality pero te doy fatality

Vívete la película flotando en mi gravity                        

Daddy pone las reglas tienes que obedecer

Mami no tiene pausa qué es lo que vas hacer?

Échale échale échale pa’ tras

Échale échale pa’ lante y pa’ tras

 

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                  

Mueve ese “poom poom” girl

Ese un asesina cuando baila quiere que to’ el mundo la vea

I like your “poom poom” girl

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                  

Mueve ese “poom pomm” girl

Tiene adrenalina en medio de la pista vente hazme lo que sea

I like your “poom poom” girl

 

Tú tienes candela y yo tengo la vela                                

Llama el 911 se están quemando las suelas

Me daña cuando la faldita esa me la modela

Mami estás enferma pero tu show no lo cancelas

Te llaman a ti la reina del party

Mucha sandunga tiene ese body                                        

Tírate un paso no no pare wow dale dale!

Somos dos bandidos entre la rumba y romance

Zúmbale dj otra vez pa’ que dance

Échale échale échale pa’ tras

Échale échale pa’ lante y pa’ tras

 

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                    

Mueve ese “poom poom” girl

Ese un asesina cuando baila quiere que to’ el mundo la vea

I like your “poom poom” girl

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                    

Mueve ese “poom pomm” girl

Tiene adrenalina en medio de la pista vente hazme lo que sea

I like your “poom poom” girl

 

Come with a nice young lady                                  

Intelligent, yes she gentle and irie

Everywhere me go me never lef' her at all-ie

Yes-a Daddy Snow me are the roam dance man-a

Roam between-a dancin' in-a in-a nation-a                  

You never know say daddy me Snow me are the boom shakata

Me never lay-a down flat in-a one cardboard box-a

Yes-a daddy yankee me-a go reachin' out da top,

 

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                

Mueve ese “poom poom” girl

Ese un asesina cuando baila quiere que to’ el mundo la vea

I like your “poom poom” girl

Con calma yo quiero ver como ella lo menea                

Mueve ese “poom pomm” girl

Tiene adrenalina en medio de la pista vente hazme lo que sea

I like your “poom poom” girl                                             .

Шаги на месте с высоким подниманием колен.

---\\----- интенсивные хлопки в ладоши

Перекрестные шаги «Ладошка + колено»

Перекрестные шаги « Локоть + колено»

Перекрестные шаги спереди «Ладонь +ступня»

Перекрестные шаги сзади «Ладонь +пятка»

«Фонарики» - зажглись, потухли.

«Фонарики» - высокие, зажглись, потухли.

«Слон» - рисуем левой рукой.

«Слон» - рисуем правой рукой.

« Ленивая восьмерка» - рисуем двумя руками.

«Ухо, нос»

Перекрестные шаги «Ладошка + колено»

Перекрестные шаги « Локоть + колено»

Перекрестные шаги спереди «Ладонь +ступня»

Перекрестные шаги сзади «Ладонь

+пятка»

Перекрестные шаги «Ладошка + колено»

Перекрестные шаги « Локоть + колено»

«Фонарики» - высокие , зажглись, потухли.

Руки вверх, пальчики разомкнуты.

https://lyricstranslate.com

Приложение 2

    Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела

     Упражнение «Перекрестные шаги»

    Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте (Рис. 1).

Перекрестные шаги

Рис. 1. Упражнение «Перекрестные шаги»

     Упражнения, повышающие энергию тела

     Упражнение «Кнопки мозга»

     Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки (Рис.2).

Кнопки мозга

Рис.2. Упражнение «Кнопки мозга»

     Упражнения, растягивающие мышцы тела

     Упражнение «Активизация рук»

     Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой (Рис.3).

Активация рук

Рис.3. Упражнение «Активизация рук»

     Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение

     Упражнение «Крюки»

     Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: крестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе. (Рис.4).

Крюки.jpg

Рис.4. Упражнение «Крюки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Степановой О.А. на тему: «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....

Мастер – класс для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Конспект мастер-класса для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,  направленной на профилактику нарушения осанки&r...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Консультация для педагогов на тему: «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников.»

что такое «скрайбинг»;какое оборудование необходимо для создания скрайбинга;мастер-класс поможет участникам познакомиться с технологией скрайбинга, с вариантами использования данной технол...


 

Комментарии

Устинова Евгения Борисовна

Хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят её вместе с вами.