Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ветюгова Ольга Юрьевна

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.

В теоретических работах основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривается психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность

в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Лидией Ильиничной  Божович "внутренней позицией школьника" (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsionnaya_gotovnost_k_shkole-zanyat_s_rodit.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект практического занятия с родителями
«Мотивационная готовность к школе»

 

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.

В теоретических работах основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривается психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность

в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Лидией Ильиничной  Божович "внутренней позицией школьника" (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Практическое занятие с родителями

«Мотивационная готовность к школе»

Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.

Содержание занятия.

  1. Приветствие. Упражнение «Зеркало».

Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Сейчас один будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «да, я такая (ой), а еще я … (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.

  1. Разминка. Упражнение «Подари улыбку».

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

        3. Основная часть.

а) Информационный блок.

        Ведущий предоставляет информацию о важности мотивационной готовности для будущего первоклассника, методах развития мотивационной сферы, влиянии стиля воспитания на формирование мотивации ребенка в ходе подготовки к первому классу.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности.  

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

-  на доступных примерах покажите важность уроков, уроков, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.

- организуйте экскурсии в школу, знакомьте с атрибутами школьной жизни;

- подбирайте развивающие игры и упражнения.

 б) Практический блок.

  1. Упражнение «Мусорная корзина».

Инструкция: на листочках бумаги напишите все те качества, которые мешают Вам эффективно общаться с ребенком, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумайте, какие качества Вы бы хотели получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Запишите желаемые качества на бумаге.

Записки с ненужными качествами выбросить в корзину. А с желаемыми качествами оставить у себя.

А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе.

  1. Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник».

 Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие   на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает  мяч. Затем, первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.

  1. Упражнение «Что лежит в портфеле?».

Инструкция. Родители  стоят в кругу. Ведущий бросает одному родителю мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если,  по мнению взрослого, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.

  1. Упражнение «Я хочу в школу, потому что…». 

Инструкция. Вы можете рассказать детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу и поиграть в эту игру с ребенком дома.

  1. Упражнение «Собираем портфель».

Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные  предметы.

  1. Упражнение «Громко – тихо».

Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!»,  или прошептать: «Тихо!».

  1.   Упражнение «Урок и перемена».

Инструкция. В начале игры ведущий называет различные формы деятельности: «Играем, читаем, пишем, считаем…», а родители отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке» или «На перемене».

Затем правила игры меняются. Ведущий обращается по очереди к каждому родителю, говорит: «На уроке…», «После уроков…», «На перемене…»…, а взрослый называет виды деятельности,  которыми ребенок может заниматься в обозначенное время, например: «На уроке» - «Я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу» и пр.

  1. Рисуночное упражнение «Кто где?». 

Инструкция. Предложите дома ребенку выполнить следующее задание: на листе бумаги, сложенном  пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. Ведущий предлагает выполнить данное упражнение родителям. По завершении работы все садятся в круг. Родители обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок  догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает.

        Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе, можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад - Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируется цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и пр.

    4. Обмен впечатлениями.

Участники делятся своими впечатлениями.

5. Прощание.

Упражнение «Пожелание соседу справа».

Инструкция. Участники по кругу (против часовой стрелки) передают мяч и говорят пожелание своему соседу справа.

Список использованной литературы

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, «Речь»; 2002.
  2. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1998
  3. Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников. – Школьный психолог, №11; 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям "Мотивационная готовность к школе"

Консультационный материал для родителей на тему "Мотивационная готовность к школе"...

консультация для родителей "Мотивационная готовность к школе детей 7-го года жизни"

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако ...

Конспект занятия по развитию мотивационной готовности к школе "У Лукоморья"

Занятие по развитию мотовоционной готовности к школе детей подготовительной группы....

Консультация для родителей: Мотивационная готовность к школе

Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый кр...

Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»

Конспект практического занятия с родителями«Мотивационная готовность к школе»...

Коррекционно-развивающие занятия по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ

Коррекционно-развивающие занятия  по формированию мотивационной готовности к школе в ДОУ...

Всеобуч для родителей "Мотивационная готовность к школе"

Начало школьного обучения закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник достигая определенного возраста, идет в школу!...