Главные вкладки

    «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей 5 – 7 лет»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Васильева Александра Капитоновна

    «Дидактические игры

    по социально-нравственному воспитанию

    для детей 5 – 7 лет»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_po_sotsialno.docx22.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида  № 38 города Кузнецка

    «Дидактические игры

    по социально-нравственному воспитанию

    для детей 5 – 7 лет»

                                                                                        Воспитатель. Васильева А.К.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «НАУЧИ ПОСЛУШАНИЮ»

    ЦЕЛЬ: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

    Ход ИГРЫ:

    Игра проводится с 2 - 10 детьми.

    Воспитатель предлагает детям краткий рассказ:

    Ваши родные и близкие любят вас, помогают вам, заботятся о вас. А где и когда вы встречаетесь с незнакомыми взрослыми людьми?

    Взрослые люди бывают разные, и намерения у них не всегда добрые. В передаче «Жди меня» вы видели, как люди показывали фотографии своих пропавших детей. Но ведь ребёнок не мог пропасть сам по себе. Скорее всего, он доверился чужим взрослым, а они его похитили. Чтобы совершить что-то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает конфетами, гладит по голове.

    Конечно, в мире больше добрых людей, чем плохих, злых. Но надо быть осторожными, внимательными, уйти от знакомого человека. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее, и никто из плохих людей не будет вам страшен. А пока ваши близкие – ваши защитники.

    А сейчас вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.

    Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

    Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:

    «Красная Шапочка»;

    «Волк и семеро козлят»;

    «Заинькина избушка»;

    «Жихарка»;

    «Буратино»;

    «Гуси-лебеди»;

    «Курочка ряба»;

    «Колобок»;

    «Три поросёнка»;

    «Буратино»;

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

    «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.

    Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «НУЖНО – НЕЛЬЗЯ»

    ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.

    учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

    Ход ИГРЫ:

    Игра проводится с 2 - 10 детьми.

    Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома) .

    Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации) .

    За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

    Другой вариант:

    дети делятся на две команды: первая «НУЖНО» и вторая «НЕЛЬЗЯ».

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «ОБЪЯСНИ, ЗАЧЕМ?»

    ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями;

    закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь;

    развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

    воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

    Ход ИГРЫ:

    Игра проводится с 1 - 4 детьми.

    Воспитатель предлагает детям правила игры:

    - Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

    Например«Я надела тёплую шубу, чтобы…».

    Дети дополняют:

    - чтобы было тепло.

    - чтобы пойти гулять.

    - чтобы не замёрзнуть.

    Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке…»;

    по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы…»,

    «Сын помогает маме нести сумку, чтобы…»«Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы…».

    За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «КАК МОЖНО?»

    ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь;

    развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

    воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, культуру поведения в общественных местах.

    Ход ИГРЫ:

    Игра проводится с 1 - 4 детьми.

    Воспитатель предлагает детям правила игры:

    Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.

    - Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями).

    - Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго).

    - Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно).

    - Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно) .

    - Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко).

    - Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро).

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Добрые картинки»

    Цель. Повторить изученное по теме «Доброта»; стимулировать детей к высказыванию собственного мнения; активизировать словарь нравственных категорий.

    Ход ИГРЫ:

    Из группы сюжетных картинок выбрать те, на которых изображены хорошие поступки детей и взрослых, и точно обозначить словом нравственную категорию: доброта, забота, щедрость, вежливость, справедливость, смелость, трудолюбие и т.д.

    Дети делятся на микрогруппы, поощряется инициативность и самостоятельность в коллективном обсуждении, совете, принятии общего решения, умение высказывать собственную точку зрения, отличную от других.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Ежели вы вежливы…»

    Кто больше назовёт: слов благодарности; слов, выражающих просьбу; приветственных слов при встрече со взрослыми, сверстниками; слов, выражающих просьбу о прощении?

    За каждое правильно названное слово играющий получает жетон. В конце игры дети самостоятельно определяют победителя и присваивают ему титул «Знаток вежливых слов»

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Попроси игрушку»

    Цель. Закрепить эффективные способы общения.

    Группа детей делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой – либо предмет. Например игрушку. Другой должен попросить этот предмет.

    Инструкция участнику №1: ты держишь в руках игрушку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему другу. Он будет просить её у тебя. Постарайся оставить её у себя и отдать только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать.

    Инструкция участнику №2: подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Цепочка слов»

    Детям предлагается, поймав мяч, назвать слова, обозначающие просьбу, вежливое приветствие и прощание, дружеское обращение, комплименты. Водящий самостоятельно определяет направленность заданий и может чередовать в ходе игры по своему усмотрению.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

    Цель. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские взаимоотношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

    Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

    Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие…

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Поиски добрых слов»

    Цель. Раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

    Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «И я…»

    Цель. Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

    Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том месте, где он остановился, дети говорят: «и я…», если эти слова подходят по смыслу.

    «Я пришла в магазин. Там очень много товара, я решила купить себе игрушку, а платить не стала…»

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    «Какой подарок (букет) ты хотела бы подарить маме, бабушке…»

    Цель. Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

    Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников и праздничных подарков.

    Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

    Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

    СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

    На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

    Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

    В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

    Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы.     ...

    Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного

    Картотека дидактических игр по воспитанию социально-гравственного поведения детей старшего дошкольного возраста...

    Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей 5 – 7 лет

    Дидактические игры  по социально-нравственному воспитанию  для детей 5 – 7 лет...

    Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного

    Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного...