Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
методическая разработка на тему

 

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, отдают детей в детские сады с 1,5 лет, а то и раньше, то именно современные дошкольные учреждения призваны формировать основы нравственной ориентации и поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya._proekt_uroki_dobroty.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

Городские педагогические чтения:

«Возможности использования педагогических технологий в воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ и школе»

Тема работы:

«Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

 «Уроки Доброты»

Подготовил:

Педагог-психолог

Шишкина Ю.В.

г.о. Электрогорск 2012 г.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, отдают детей в детские сады с 1,5 лет, а то и раньше, то именно современные дошкольные учреждения призваны формировать основы нравственной ориентации и поведения детей.

Ребёнку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

С целью воспитания и формирования социально-нравственных представлений  у детей дошкольного возраста был создан проект «Уроки Доброты» в подготовительной к школе группе.

За основу, мы взяли задачи по нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы Программы детского сада под редакцией Васильевой:
- формировать умение договариваться, помогать друг другу;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям (уважение к старшим, заботливое отношение к малышам);
- развивать эмоционально - волевые качества (выполнять установки взрослых, в своих поступках следовать положительному примеру);

- развивать в мальчиках и девочках качества свойственные их полу;
-  воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
- развивать игровую деятельность детей;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В работе проекта мы использовали следующие технологии:

гуманно-личностные;

личностно-ориентированные;

игровые;

развивающие;

технологию сотрудничества;

 Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка, совместно вырабатывают цели, содержание деятельности, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Игровые технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Для реализации поставленных задач, необходимым условием было выявить уровень социально – нравственных представлений у детей на начало проекта.

 С детьми проводились диагностические методики социально – нравственных представлений в виде бесед, интервью, наблюдений за поведением ребёнка, которые включали в себя следующие критерии:

1. Ребёнок и взрослые.

2. Ребёнок и сверстники.

3. Отношение к самому себе.

Было выявлено, что 20% детей имеют высокий уровень освоения это -  поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой;

у 50% детей средний уровень освоения - поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе);

и у 30 % низкий уровень сформированности социально – нравственных представлений - поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение.

Для привлечения родителей к работе над проектом, было проведено анкетирование, целью которого, было выяснить актуальность проблемы нравственного воспитания в семье.

Актуальной проблему нравственного воспитания считают 90% родителей; из их числа - 60% считают, что приоритетом в формировании нравственных качеств, является личный пример родителей; а 30% считают, что определяющим фактором является окружающая среда.

Для того чтобы проследить динамику развития эмоциональности, активности детей каждое занятие начиналось с заполнения протокола. Где отмечались присутствующие, активность, заинтересованность, любознательность, отзывчивость и проявление эмоций детей на протяжении всего занятия. Проводились занятия один раз в две недели, в группе, воспитателем и педагогом-психологом.

Начало занятия стало своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, что отличало бы эти занятия от других.

Во время ритуала взрослый находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Такие ритуалы « Приветствия» как: волшебный клубочек, доброе животное дружба начинается с улыбки, комплименты и другие…

Окончание занятия тоже стало своеобразным ритуалом ведь это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Такие ритуалы « Прощания» как: круг друзей, эстафета дружбы, солнечные лучики,  речевка.

 Когда ребенок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.

Для этого вместе с детьми мы ввели правила поведения на занятиях, такие как: не кричать, поднять руку, если хочешь сказать, не перебивать – это постоянные и  не обзываться, не щипаться – например, это изменяющиеся правила, актуальные на данный момент для ребёнка. Правила являются запрещающими и в тоже время оберегающими.

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста, мы использовали следующие методы:
 

 Беседа. Беседуя с детьми, мы побуждаем их думать и говорить,  высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.  Например:«О Дружбе», где дети высказывали своё представление о дружбе, понятиях «друг», «дружный», « дружить», «дружелюбный». В ходе беседы определив что такое – дружба, детям было предложено с помощью разрезных картинок собрать слово.

 « О добрых поступках»
(где героями были, любимые персонажи: Хрюша, Степашка, Каркуша, Филя).

 Где на примере героев у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами:  злом, трусостью, ленью.

 « О вежливости», «Цветик – семицветик», «Дерево вежливости»,  и «Вежливый зайчик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок».

Что такое вежливость? Кто такой вежливый человек? Почему и зачем нужно быть вежливым? Какие слова помогают быть вежливым?  - ответы на эти и многие другие вопросы искали мы с детьми. На лепестках цветика – семицветика были загадки в стихах, которые нужно было отгадать, назвав вежливые слова.

Беседа « Хорошо ли быть злым?»
( где дети смотрели и обсуждали мультипликационный фильм «Месть кота Леопольда»).

В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения:

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей

(« Скажи хорошее о друге», «Волшебные камешки»,  «Ладошки», «Подарок другу» ).

направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: (« Придумай, как победить злую гиену», «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» )

направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: («Узнай свою пару», «Зоопарк», «Скульптор»,)

направленные на развитие умения работать сообща, на сплочение коллектива:

( «Путаница», « Как нам быть», «Телефон»).

Один из методов это - чтение и анализ художественных произведений, например, СухомлинскогоВ.А. "Почему Олечка не сорвала цветок?", А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница". Эстетический фон нашим беседам создавали стихи, загадки, пословицы и поговорки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включали детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовали выставки работ.

Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь тогда, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому мы заинтересовали родителей перспективами нового направления развития детей, вовлекая их в жизнь детского сада, сделали союзниками в своей работе.

Сообщая родителям о достижениях и проблемах детей, консультируясь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, информируя родителей по приемам и методам нравственного воспитания в семье.
 

Используя следующие формы:

групповые родительские собрания;

консультации;

просвещение;

совместную продуктивную деятельность:

досуг;

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, мы иногда упускаем из виду эмоциональную и социальную готовность, включающую в себя учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Рассказать о школе в гости к детям приходила сестра одной из наших воспитанниц. Она рассказала детям о том, что важно в отношении с одноклассниками уметь дружить, помогать друг другу, слушаться старших и не обижать младших. В свою очередь дети не остались безучастными и задавали, волнующие их вопросы, например: Как школьники украшают класс к Новому году? Чем занимаются на переменах? Как проходят праздники? И другие.

Готовясь к каждому занятию, мы тщательно обсуждали методы и приёмы, форму проведения и название, при этом учитывая особенности детского развития, состояние внутригрупповой ситуации, которая иногда сама подсказывала тематику следующей беседы с детьми.    

На одно из занятий мы пригласили гостей – малышей, которым старшие ребята показали сказку – инсценировку
« Теремок». Ребята были очень довольны тем, что сделали хорошее дело - порадовали малышей и получили в ответ аплодисменты и неподдельные детские эмоции.

Весной (в марте-апреле), нами была проведена диагностика социально – нравственных представлений у детей, чтобы сравнить показатели с началом проекта и проследить целесообразность создания «Уроков Доброты».

У 30% детей высокий уровень освоения социально – нравственных представлений; у 60% детей – средний уровень; и 10% с низким уровнем освоением представлений.

Мы видим, что заметна динамика развития социально – нравственных представлений у детей и существует целесообразность продолжения работы проекта, но и потребность в накопление методического материала, особенно с учётом введения новых Федеральных государственных требований.

Таким образом можно сформулировать задачи на дальнейшую работу «Уроков Доброты» 2012-2013 учебного года:
- необходимо проводить работу с детьми чаще (один раз в неделю);
- продумать темы;
- активизировать работу с родителями;
- подобрать дидактический, наглядный материал к беседам;
- подобрать игры, упражнения, художественную литературу, музыку;
- продолжить работу самообразования по данной теме;

- активно использовать педагогические и психологические технологии.

«Зло без Добра ни сделает и шагу,

Хотя бы потому,

Что вечно выдавать себя за благо

Приходится ему.

Добру, пожалуй, больше повезло –

Не нужно выдавать себя за Зло».

Список литературы

1. Жучкова  Г.Н.«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» - М., «ГНОМ и Д», 2008 г.

2. Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей» - М., «Лада», 2010 г.

3. Антонова Ю. «Игры для всей семьи, или долой скуку» - М., «Лада», 2010 г.

4. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» - СПб., «Детство-Пресс», 2009 г.

5. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи» - СПб., «Сфера», 2008 г.

6.  Семенака С.И. «Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет» - М, «Аркти», 2005 г.

7.  Авторы-составители: Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П., «Система патриотического воспитания в ДОУ» -Волгоград, «Учитель» 2007 г.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г.

9. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки» - М., «Перспектива», 2011 г.

10. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., «Перспектива», 2008 г.

11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

13. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

15. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М.: 1984.

16. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А.Репиной. - М.: 1987

17. Субботский Е.В. Как рождается личность. - М.: Знание, 1978.

18. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991.

19.  Интернет – ресурсы (Статьи, рефераты, программы, конспекты занятий, сказкотерапия, и др.)

20. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Педагогические технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений у детей старшего возраста»

Современные  требования  индивидуального  подхода  к  формированию  личности  не  могут  быть  выполнены  без  учёта  специфики  п...

Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

«Использование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Презентация. Выступление на ГМО

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...