Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»
консультация на тему

Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gorod.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»

Подготовила и провела

Воспитатель: Суханова С.П.

Слайд 1. «Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека»

К.Д. Ушинский.

Слайд 2. Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Слайд 3. В младшей группе воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. На познавательном развитии необходимо знакомить детей с понятием, что такое город: надо рассказывать, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учить детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.

При знакомстве с городом можно провести игру "Путешествие по городу", а в продуктивной деятельности сделать аппликации "Дома", рисовать "Дорожки в парке", "Улицы города".

Слайд 4. В средней группе  дети понимают значение слова Город, но им  ещё трудно представить себе большой город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего надо знакомить детей с близлежащими улицами (обратить внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес). Обращать внимание детей на всё положительное, что происходит вокруг- построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города - это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и.т.д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым. Ребенок должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома, детские сады, магазины и т.д.). Также рекомендуется знакомить детей с достопримечательностями родного города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, проспект Ленина и.т.д. Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие большой город. Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Слайд 5. В старшем дошкольном возрасте детей нужно привлекать  к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Ребенок должен знать название города, своей улицы, квартал, микрорайон, улицу, в честь кого она названа.

Можно организовать поисковую деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, бабушек, дедушек об истории названия улицы и на занятии дети обмениваются полученной информацией.

Ребенку объясняют, что у каждого есть свой дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу: на почту, в библиотеку, аптеку, и т. д.

(рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей), экскурсии к памятникам, достопримечательностям, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. С привлечением родителей оформляется альбом, составляется иллюстративный рассказ "Где я был?". Они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо города, стараются сделать жизнь людей удобнее, интереснее.

Слайд 6. Очень ценны развивающие игры:

  • Лото "Прогулка по городу", в которой ребенок узнает, что есть в городе, для чего предназначены кафе, оптика, ателье.
  • Иры по Правилам дорожного движения помогут в обучении безопасному поведению при переходе дороги и на пешеходной части.
  • Подбор стихов башкирских писателей и поэтов.
  • Оформление фотоальбом по временам года  "Мой город летом", "Осень в моем городе" и т. д.,
  • В продуктивной деятельности можно сделать выставку рисунков, например: "Я люблю этот город заснеженный".

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины.

Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Рассматривание фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате у детей появится познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

Слайд 7. Формы взаимодействия с родителями по данной теме:

  • Совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей  дома, в котором  живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов       домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением              фотогазетыотчета о прогулке и т.д. Кроме  этого, на данном этапе  нравственнопатриотического воспитания возможно проведение  семейных викторин и конкурсов на    знание истории родного города, его достопримечательностей,  памятников, а также   происхождения названий улиц и площадей. 
  • Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема    микрорайона,  на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из    дома в детский сад, на схеме  обозначаются названия улиц, места перехода через        дорогу, достопримечательности. При этом  дети запоминают адрес детского сада, 

свой домашний адрес, уточняют правила безопасного  поведения на улице. 

  • Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало  формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве,  истории,      достопримечательностях и памятниках.

Слайд 8 - 20. Угадай игру «Угадай памятник»

Слайд 21. Инновационные технологии ознакомления детей с городом могут быть моделирование, проектная, исследовательская, компьютерная.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Башкирии, со столицей Башкортостана, с гимном, флагом и гербом республики.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь).

Слайд 22-32. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай город по старой фотографии»

Кроме этого, нравственно-патриотическое воспитание возможно проведение викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

Слайд 33-39.  А теперь я вам предлагаю угадать место в городе.

 Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

Слайд 40. Как сказал: В. В. Путин - Патриотизм. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Так что я вам желаю великих свершений уважаемые коллеги!

                                                                                                                                     

Темы проектов могут быть самыми разными.

Например:

  • "Народные праздники" (осенние, весенние, зимние, летние);
  • "Бабушкин сундучок";
  • "Дом в котором мы живем;
  • "Моя родословная";
  • "Награды моей семьи";
  • "Защитники Родины";
  • "Профессии нашей семьи»";
  • "Край родной, навек любимый";
  • "Города Башкортостана";
  • "Великие люди Республики Башкортостан".
  • "Мой родной город";
  • Месторасположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город.
  • "Улицы Моего города";
  • “Малая родина” – мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей.
  • Транспорт города.
  • Виды транспорта. История создания городского транспорта.
  • Природа родного края.
  • Флора и фауна. Беседа о сохранении природы.
  • Наше наследие.
  • Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Фольклор, ремесла, обряды, традиции, праздники. Архитектура города.
  • Защитники родной земли.
  • Славные подвиги защитников родной земли. Памятники воинам.
  • Исторические памятники. 
  • Краеведческий музей. История его создания.
  • История костюма. Своеобразие костюма, его детали, украшения. История его создания.

Памятка педагогу.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что      маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его         возникновения, достопримечательности.  

  • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами;  
  • Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;  
  • Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: "Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы";  
  • Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;  
  • Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом.

 

     Сентябрь

"Наш город в республике         Башкортостан"

Цель: уточнить знания детей о  

том, что у нашего города есть имя;  

как оно появилось; прививать чувство гордости за него.

  • Беседа "Имя города";
  • Чтение стихов о городе;
  • Рассматривание географической

карты города.

    Октябрь      

"История города"

Цель: познакомить детей с историей  

возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

  • Беседа "История города";
  • Рассматривание открыток города Октябрьского.

   Ноябрь      

"Достопримечательности города"

Цель: вызвать у детей интерес к  

истории возникновения исторических памятников города, воспитывать

чувства гордости за город.

  • Экскурсия по городу "Достопримечательности города";
  • Дидактическая игра "Достопримечательности города Октябрьского".

Декабрь

"Символика города"

Цель: познакомить с символикой города.  

  • Знакомство с гербом города;
  • Дидактическая игра "Символика города".

         Январь

"Известные люди города"

Цель: вызвать у детей интерес к жизни

города Октябрьского, чувство уважения

и гордости за знаменитых земляков.

  • Беседа «Знаменитые земляки: Анна Гааг, Г. Гиззат (писатели), Сергей мельник, Ф.Ф. Ислахов (художники);

(Ф.Ф.Исмлахов - автор государственного герба РБ);

  • Рассматривание репродукций художников города.

  Февраль

"Предприятия родного города"

Цель: познакомить с предприятиями города Октябрьского, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия

  • Дидактическая игра "Чей логотип";
  • Дидактическая игра "Предприятия октябрьского".

Март

          понятие о происхождении некоторых улиц города.

"Транспорт города Октябрьский"

Цель: дать представление о транспорте нашего города.

  • Дидактическая игра "Транспорт родного города";
  • Беседа о транспорте.

      Апрель      

"Вот моя улица"

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

  • Прогулка по микрорайону;
  • Викторина "Знатоки родного города"

          Май

"Боевая слава города"

Цель: познакомить с памятными местами города; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой отечественной войны, любовь к родному городу.

  • Экскурсия к памятнику "думы солдата";
  • изготовление открыток, поделок для ветеранов Великой отечественной войны.

 

Картотека игр по ознакомлению с родным городом.

Название:

Цель игры:

"Заколдованный город"

Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

 

"Достопримечательности города Октябрьского"

Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

"Узнай и назови герб города"

Закреплять знания детей о гербе города,  его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.

"Символика республики Башкортостан"

Познакомить детей с символикой РБ (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге, их расположение, значение.

"Транспорт родного города"

Закрепить представления о транспорте, способствовать возникновению чувства гордости за свой город.

"Предприятия города Октябрьского"

Познакомить с предприятиями города, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

"Чей логотип"

Закрепить знания о предприятиях города, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда.

Примерный перечень тем бесед по возрастам:

Задача воспитателя - научить дошкольника замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться историей своего города, ценить и беречь то, что нас окружает.

Младшая группа "Кто ты?", "Семья", "Где я живу?", "Дом городской и деревенский", "В гостях у бабушки в деревне", "Моя улица", "Экскурсия по микрорайону", "Вещи из бабушкиного сундука", "Мы идём в гости".

Средняя группа: "Расскажи о себе", "Экскурсии по территории детского сада, по микрорайону", "Наш город", "Работа родителей", "Город и Новый год", "Зимние забавы", "Открываем бабушкин сундук", "Праздник весны", "Лето на реке Ик".

Старшая группа: "Расскажи о своей семье", "Экскурсия по микрорайону", "Город, где я живу", "Царство растений", "Знаки вокруг нас" - геральдика, "Новогодний город", "Животные родного края", "Весна на Ангаре", "Здравствуй лето" - экскурсия на водоём, на луг, народные игры.

Подготовительная группа: "История родного края" - Знакомство с картами города и области, "Знаменитые люди города" "Города республики Башкортостана", "Животный мир родного края" - птицы, рыбы, животные, Красная книга Башкортостана, "Растения родного края" - Красная книга, лекарственные растения, растения, как средства косметики, "Как отдыхали" - детские игры, православные праздники, создание макета экологической зоны (леса, луга, водохранилища).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"                          ...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"

Презентация может быть использована  как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов  по патриот...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с родным городом Новомичуринском»

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с родным городом Новомичуринском»...

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"

Нравственно - патриотическое воспитание  детей дошкольного  возраста. Работа с родителями....

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с родным городом"...

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с родным городом.»

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом...Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести ...