ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК
статья на тему

Мельникова Екатерина Андреевна

Статья, в которой анализируется  влияние сказок на воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК

Мельникова Е.А.

Мельникова Екатерина Андреевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок».

Аннотация: в статье анализируется  влияние сказок на воспитание дошкольников.

Ключевые слова: сказка, воспитание.

«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений». [1. c.5].

Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого его рождения. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности. Благодаря тому, что сказка преподает уроки не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным. Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка.  Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких.

Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного отношения к жизни. Известный русский языковед              В.Я. Пропп отмечал: «Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому».[2,с.163]. Основоположник русской педагогической науки Д.К. Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.

В дошкольных учреждениях есть много форм и методов использования сказки в процессе воспитания:

  • чтение книг и прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
  • использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями;
  • организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
  • использование сказок при знакомстве дошкольников с художественными произведениям;
  • применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающей действительностью;
  • использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности;
  • коллективное сочинение сказок;
  • введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.

Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.

В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка – это зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». [3,c.97].

Список литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок.

В современном мире,мы все реже и реже обращаемся к классике,к русским традициям,сказкам.А ведь именно сказки нас воспитывают....

«Воспитание ребенка с помощью сказки»

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить...

Воспитание с помощью сказок

Всем известно, что стремление к чтению закладываться с самого раннего детства. Воспитывая любовь к книге, читая произведения художественной литературы каждый день, мы помогаем ребенку познавать окружа...

Папка-передвижка "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"

Папка - передвижка для родителей "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"...

Конспект занятия по воспитанию основ толерантности у детей старшей группы с помощью сказок.

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению ...