Проект птицы зимой
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кристина Сергеевна Давыдова

Как живут птицы зимой, чем питаются?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx87.53 КБ
Файл vid_proekta.docx15.7 КБ
Файл nod_na_temu.docx16.36 КБ
Файл nod_soroka_na_vetke.docx15.23 КБ
Файл applikatsiya_na_temu.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе на тему:

C:\Users\User\Desktop\img9.jpg

Воспитатель: Давыдова К.С.

2018г.



Предварительный просмотр:

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 9 по 23 января).

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Актуальность:

Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.

Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.

Задачи проекта: - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;

- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять развивающую среду по теме проекта;

- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;

- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;

- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;

- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;

- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;

- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.

Этапы проведения проекта:

1 этап – подготовительный: (создание благоприятных условий для реализации проекта).

- познакомить родителей с целью и задачами проекта;

- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;

- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;

- подборка книг и познавательной литературы о них.

2 этап – практический.

- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».

Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»

Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».

НОД «Жизнь птиц зимой»

- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.

Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя».

Чтение художественной литературы:, Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы), сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

физическая деятельность: подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару».

- художественно-эстетическая деятельность:

НОД по рисованию на тему: «Сорока на ветке».

Коллективная аппликация "Зимующие птицы".

- трудовая деятельность:

•кормление птиц (труд в природе).

сотрудничество с родителями:

Рисование совместно с родителями «Птицы наши друзья».

Рекомендации «Как и из чего сделать кормушку для птиц.

рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям,

оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».



Предварительный просмотр:


НОД на тему: «Жизнь птиц зимой».

Цель занятия:

Уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц, нацелить детей на помощь им.

Оборудование:

-картинки с изображением птиц (дятел, клёст, снегирь синица)

-елочки, корм для птиц в баночках

-готовые кормушки (2-3 видов) из бросового материала изготовленные воспитателем.

Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением птиц, чтение книг о жизни разных птиц, прослушивание записи с голосами птиц, игра «Кто как кричит?», «Узнай по описанию».


Ход занятия:

I.Воспитатель: На деревьях нету листьев,

Тихий, строгий лес стоит.

Только ягод красной кистью

Куст калиновый горит.

Под лед ручьи нырнули,

Под снегом спит земля.

Луга, сады уснули

И рощи и поля… .

Зима. Мороз трескучий.

Холодный наш блестящий.

Из низкой, темной тучи,

Колючий снег летящий.

Воспитатель: Ребята, кто знает, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ответ детей: О зиме.

Воспитатель: А как вы догадались, что это зима?

Ответ детей: Лежит снег. Холодно. На деревьях нет листьев. Люди одевались в теплые шубы, шапки, варежки и т.д. Медведь залег в берлогу, птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься зимой?

Ответ детей: Кататься на лыжах, санках, играть в снежки, т.д.

Воспитатель: Да, ребята, по хорошему снежку легко катятся лыжи, санки. А сколько построек из снега можно сделать…. Нам, людям, зимой весело и интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, кому зимой живется трудно, не легко?

Ответ детей: Птицам.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Ответ детей.

Воспитатель: Да, ребята, птицам зимой живется очень тяжело. Самое страшное для птиц, это не холод. У них к зиме под пёрышками вырастает подпушек. А самое страшное для птиц - это голод.

-Ребята, вспомните, чем питаются птицы? Где они добывают себе корм зимой?

Ответ детей: Ягоды рябины, семена растений.

Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в зимний лес на прогулку. Посмотрим, как живется птицам зимой в лесу. Но для этого нужно надеть на себя теплые вещи. Что мы с вами оденем, чтобы не замерзнуть?

Ответ детей: штаны, кофты, валенки, шапки, шубы, варежки.

Воспитатель: Ребята, в лесу сейчас много снега. Как же мы пойдем?

Ответ детей.

Воспитатель:  А ещё, хочу напомнить вам правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу, чтобы не испугать лесных жителей?

Ответ детей. Не шуметь, не кричать.

Воспитатель: Зима навела строгий порядок и в лесах, и на полях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. Подула она свежими морозными ветрами, спрятала быстрые реки под толстый голубой лед….

- Лесные обитатели держатся в основном в ельнике. Там ветер дует меньше, да и за еловые ветки можно спрятаться от холода и ветра. В лесу тишина.

Воспитатель: Вы, слышите, ребята, кто это так громко стучит по дереву?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вон там, на большой сосне сидит дятел. Расскажите, какой он?
Ответ детей: Спинка у дятла чёрная, крылья тоже чёрные, но с белыми крапинками. На голове у дятла ярко-красная шапочка. У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. Зимой красавцы дятлы из наших краев не улетают, им хватает корма в лесу. Дятел срывает с ветки сосновую или еловую шишку и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семечки.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно рассказали о дятле. Но нам пора идти дальше. Дойдем вон до той горки…

-Ребята, тихо, прислушайтесь! Вы слышите, вон с той берёзы слышны какие-то мелодичные посвистывания. Давайте, тихонечко подойдем, и посмотрим, что же там?

(Дети на цыпочках идут к воображаемой берёзе, воспитатель читает стихотворение)

Воспитатель: Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо? На березе, яблоки поспели.

Подойдем поближе к ней, и глазам не верится:

Стайка алых снегирей облепила деревце!

Воспитатель: Вы узнали, ребята, про каких птиц я рассказала вам стихотворение?
Ответ детей: Это снегири.

Воспитатель: Как вы узнали, что эти птицы, снегири?

Ответ детей: У снегирей красная грудка, спинка синевато-чёрная.

Воспитатель: С наступлением первых заморозков к нам, на Урал прилетают снегири. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к людям. Залетают в сады, огороды, и отыскивают ягоды рябины, облепихи, и этим питаются.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Пойдем дальше?

Ответ детей.

Воспитатель: Ой, ребята, а это что за птичка? Смотрите, птичка похоже нарядилась в желтую рубашку. Обратите внимание, как птичка всем интересуется. Всюду суёт свой любопытный носик… Легко прыгает по веткам с помощью своих острых и цепких коготков.

-Ребята, вы узнали, что это за птичка?

Ответ детей: Синичка.

Воспитатель: Верно, ребята. Это птичка синичка. В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью. В ноябре люди отмечают «Синичкин день»- укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Тем самым помогают птицам зимой.

-Ребята, вот мы с вами и не заметили, как пришли на участок своего детского сада. Посмотрите, на нашу с вами кормушку прилетело много птичек. Давайте мы сейчас с вами тихонечко подойдем к кормушке, чтобы не спугнуть их, и узнаем, какие птички прилетели?

(Воспитатель вместе с детьми рассматривают кормушку и птичек)

Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которые прилетели к кормушке.

Ответ детей: Снегири, синички, воробьи, голуби.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и назовите части тела у птиц.

Ответ детей: Голова, туловище, крылья, лапки, крылышки. Носиком-клювом птички клюют семена.

Воспитатель: Ребята, хотите, я загадаю вам загадку про птиц, а вы попробуйте угадать есть ли такие птички на нашей кормушке.

(Воспитатель загадывает детям загадки о птицах)

Воспитатель: Чаще всего в это зимнее время года птиц можно увидеть с жильём человека. Ребята, как вы считаете, как и чем люди могут помочь птицам?

Ответ детей: Люди могут смастерить кормушки.

Воспитатель: Правильно, молодцы! О чём мы с вами сегодня говорили?



Предварительный просмотр:

НОД на тему: «Сорока на ветке»

Цель:

  1. Воспитывать у детей чувство любви к природе
  2. Учить видеть красоту формы и цвета.

 Задачи:

  • упражнять детей в рисовании наброска простым карандашом и последующим закрашиванием красками.
  • Учить выделять особенности в форме и пропорциях тела воробья и сороки.
  • Упражнять детей в рисовании сидящей птицы.

 

Материал к занятию:1)иллюстрации воробья и сороки;

2)бумага для показа приемов изображения;

3)у детей листы бумаги (18Х15 см);

4)карандаши.

 

     Ход занятия

Сначала воспитатель загадывает детям загадку:

       « Эта хищница болтлива,

         Воровата, суетлива

         Стрекотунья, белобока,

         А зовут ее… (Сорока)

 

Воспитатель: - Верно. Отгадали.

Сорока очень интересная птица. Про неё можно сказать, что она заботливая хозяйка и большая модница. Как вы считаете, почему? (Она собирает всё блестящее и тащит в своё гнездо). Есть потешка про сороку, где она всех накормила кашей. Вспомните. А ещё про сороку говорят, что она очень болтлива. На самом деле сорока может спасти многих лесных жителей от опасности, предупредив их своим стрекотанием.

А почему ее называют сорокой-белобокой?

(Ответы детей):

-У сороки в оперении два цвета: черный и белый и это не кажется скучным. Посмотрите какое яркое и выразительное оперение у птицы.

Воспитатель:- Какие части тела у сороки черные?

Дети:- Голова, грудь, хвост, крылья.

Воспитатель:- Какие части белые?

Дети: - Бока и верхняя часть крыльев.

Затем воспитатель предлагает обратить внимание на воробья. Предлагает сравнить его с сорокой, но сравнить не по цвету, а по размеру.

Воспитатель: - Какие у них клювы? Какие хвосты?

Подводим итог сравнения двух птиц.

Воспитатель: -Мы сравнили воробья и сороку, и заметили, что сорока сильно отличается от воробья не только окраской перьев, но и формой, размером частей тела. У сороки длинный клюв и длинный хвост, небольшая, по сравнению с телом голова.

Воспитатель предлагает детям нарисовать птицу в положении. Объясняет, что нужно сделать сначала набросок сороки, а затем раскрасить.

Затем воспитатель объясняет, как нужно нарисовать сороку.

Перед началом работы педагог уточняет у детей последовательность изображения птицы.

 



Предварительный просмотр:

Аппликация на тему «Снегири на ветках»

Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

Развивающие: развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.
Образовательные: продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой; закреплять названия геометрических фигур;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, снегирей. Образец, выполненный воспитателем.
Материалы к занятию: большой лист бумаги светлого тона с нарисованным деревом с широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.
Методические приемы: загадывание загадок, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Снегири», продуктивная деятельность, подведение итогов.

Ход занятия

1.Беседа
- Скажите, ребята, какое сейчас время года?
- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем  мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине 
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы! Знакомьтесь - это снегирь. Показ иллюстраций.  Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.  Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.
2. Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
3. Рассматривание образца. Уточнение последовательности и приемов выполнения работы.
4.Продуктивная деятельность детей. Составление коллективной работы.
5. Итог.
- Как называется эта птица? (Снегирь)
- Назови, что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова)
- Какого цвета перышки у снегиря? (Красные и черные)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Птицы-зимой"

Реализация проекта «Птицы – зимой»!  послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Очень важно, что...

ПРОЕКТ "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Краткосрочный (неделя) групповой проект, направленный на знакомство с птицами, зимующими в наших краях, воспитание заботы о птицах, вызвать желание создать коллективную творческую работу....

Краткосрочный проект "Птицы зимой". Совместная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, голубь). Формирование знаний о внешних признаках птиц и особенностях поведения. Обогащение и активизирование словаря дете...

Проект "Птицы зимой!"

Познание окружающего мира. Художественное творчество. Работа с родителями....

методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"

В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...

Познавательно-творческий проект "Птицы зимой" для старших дошкольников.

Проектная деятельность со старшими дошкольниками очень увлекательная и познавательная деятельность, как для самих детей, так и для педагогов. А если увлечь родителей, то и для них....