эссе "Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка"
статья (старшая группа) на тему

Никитина Диана Анатольевна

В своем эссе я попыталась донести до воспитателей и родителей о важности формирования характера и личности в целом в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pedagogika.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

        Эссе на тему

 «Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка»

        Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

        «Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» Л. С. Выготский.

        Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.         Детство – одна из самых важных, ярких и запоминающихся страниц на жизненной дороге любого человека. Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда мы были маленькими - не ценили его, хотели побыстрее стать взрослыми, а когда становимся родителями-рассказываем о нем и приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, в преклонном возрасте воспоминания детства приходят все чаще и становятся все острее, и все отчетливее мы проживаем мгновения своего детства.

        Детство у всех  разное. У кого-то веселое, доброе, звонкое,  у кого-то наоборот. Кто-то вспоминает свое детство с ностальгией, а есть и такие, которые радуются, что они стали взрослыми и не хотят про это вспоминать. Но все проходят через этот период становления личности человека.

        Вспомним русскую пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь!» С этой мудрой истиной я  полностью согласна.  Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека. В период детства закладываются все его будущие качества,  происходит первичное познание мира, появляются первые взаимоотношения с близкими людьми, со сверстниками,  с социумом, формируются нравственные привычки, закладывается базовая основа культуры поведения.

        За что мы любим свое детство и вспоминаем его с теплотой? За то, что в семье и в детском саду в этот период дарят ласку и любовь, доброту и заботу, внимание и понимание находящиеся рядом с ребенком взрослые и авторитетные люди? А может за то, что этот период беззаботный, эмоционально искренний, чистый в  переживаниях, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и мир вокруг красив и прекрасен? Но нужно быть уверенным, что все поступки взрослых, их мнения, высказывания в детстве вольно или невольно влияют на развитие ребенка, становление его как личности. 

        Я работаю в дошкольном учреждении 18 лет. На своем примере могу сказать с уверенностью, что на выбор моей профессии и становление моих профессиональных и личных качеств огромное, если не единственное влияние, оказали мои воспитатели и первая учительница. Никогда не забуду, как в детском саду мы надевали костюмы и инсценировали сказки, какие незабываемые, просто волшебные были утренники и развлечения, какими терпеливыми и спокойными были воспитатели, не смотря на то, что в группе нас было около сорока ребят.

        Моя первая учительница – это олицетворение добра, терпения, любви и уважения к ученикам и родителям. Родители были полноценными участниками школьной жизни: проводились КВНы, организовывались походы и экскурсии, а стадион был для нас родным домом. Мы приходили к Тамаре Витальевне (так звали мою первую учительницу) домой, не спрашивая разрешения. Возможно, это было не правильно с нашей стороны, но нам так хотелось ответить добротой на добро! Никогда Тамара Витальевна не отправляла нас обратно домой, (хотя наверняка у нее были свои планы на выходные). Пока она пекла нам пирожки, мы помогали навести у нее дома порядок, поработать в огороде или поиграть с ее маленьким сыном – все было в удовольствие! Сейчас ее вспоминая, мне кажется, что она нас знала лучше, чем наши родители!

        Семья, по моему мнению, оказывает  важное значение в становлении и развитии личности ребенка. Мое детство отличается от детства моих воспитанников. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад; играли  в «Казаки – разбойники» весь день во дворе, возвращаясь уже, когда было темно.

        У нас не было игровых приставок, компьютеров, спутникового телевидения, сотовых телефонов, Интернета - у нас были друзья! Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на велосипедах, пускали кораблики по весенним ручьям, прыгали на скакалке; гоняли мяч так, что иногда попадали и висевшее на веревках белье; кричали, когда хотелось кричать, пели, когда хотелось петь; сидели на лавочке или в школьном дворе, и говорили обо всем на свете! Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили в гости. Наверное, вы тоже это помните? Без спросу! Сами! Наши родители спокойно относились ко всему происходящему, так как у них было такое же, свое, босоногое детство.

        Что происходит в наше время?  Чем заняты наши дети? С кого берут пример и кому подражают? Родители заботятся только о собственном благополучии, им вечно некогда, они стараются работать на трех работах, потому что  «не хватает денег». Они порой не знают, забрали с детского сада их ребенка или нет?

        У меня был такой случай. В конце рабочего дня у меня остался один ребенок. Детский сад закрылся, родителям не дозвонилась. Девочку я забрала к себе домой, и она  осталась у меня ночевать. Утром мы пошли с ней в детский сад и только вечером следующего дня родители об этом узнали, но только после того, когда я им все рассказала. Что самое удивительное, родители даже не извинились, а самое страшное ничему не удивились! А ребенок с такой радостью рассказывал, как хорощо было у Дианы Анатольевны. Реакция родителей на эти слова девочки меня просто поразили, мама сказала: «Может ты останешься у нее жить?»

        Многие родители у детей  с раннего детства начинают  вырабатывать качества, помогающие добиваться поставленных целей любыми способами. В таком детстве ребенок не усваивает традиционные этические нормы поведения.  С  годами  дети начинают сталкиваться с пропагандой насилия в самых разных сферах: демонстрируются безобразные мультфильмы с монстрами-уродцами, и даже добрые герои чаще всего принимают нечеловеческий образ, игрушки – трансформеры, роботы, мало детских печатных изданий и т. д.

        Мне кажется, чем раньше дети встанут на путь доброты и человеколюбия, тем благополучнее сложится их дальнейшая жизнь. И  в первую очередь родители должны подкреплять свои слова и  действия  личным примером.  

        В нашем современном мире многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, а заниматься этим должен воспитатель.         Некоторые родители начинают подготовку к школе, едва их ребенок начинает разговаривать. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства. Дети хотят играть, а их принуждают учить буквы и читать «на скорость». Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное.

        Игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. И главное, в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.

        Я считаю, надо играть вместе с детьми, поддерживать их в любых начинаниях, трудиться вместе с ними, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

         Детство должно запомниться детям как период открытий и познаний мира, период чудесных превращений и бесконечного удивления от новых игр, друзей, предметов, игрушек, книжек, обстановки.  Ребенок дошкольного возраста не понимает, что он проживает детство, что детство его рано или поздно закончится – он радуется и огорчается тому, что происходит с ним здесь и сейчас - в этом уникальность детства.

        Ответственный и трудный этот этап под названием детство и для педагогов и для родителей! Когда ребенок изо дня в день учится узнавать новое, думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками, правильно использовать предметы, окружающие его, ориентироваться в условиях, созданных для него взрослыми, которые еще должны и оценить и предвидеть, как это повлияет на дальнейшее развитие детей.

        Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Детство - это сказочный мир.  Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке.

        В своей профессиональной деятельности я стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

        От того, как и чем будет наполнено детство ребенка, кто окажется рядом с ним и будет заполнять его сердце, душу и ум, будет его любить, играть с ним, развивать его, уважать, научит выстраивать взаимоотношения, будет создавать для него ситуации, позволяющие делать выбор между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью, кто научит отличать это друг от друга, и наконец, какие создадут психолого-педагогические, средовые, образовательные и иные условия для его развития, зависит дальнейшая – успешная или не очень, жизнь человека.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие личности ребенка посредством совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Исходя...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Статья о экологическом воспитании  ребёнка дошкольного возраста.   Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...