Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кувина Светлана

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В детском саду детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, в первую очередь, формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль экологического воспитания в  развитии личности ребенка дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В. А. Сухомлинский

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт  нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. [1]

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В детском саду детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, в первую очередь, формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Также, в процессе взаимодействия с природой, ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные  выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает ребенку систематизировать информацию, поступающую из окружающего мира.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение и активизация словарного запаса.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

В непосредственном соприкосновении с окружающим миром развивается наблюдательность и любознательность.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Таким образом, природа выступает как средство нравственного воспитания.

Также, природа является естественным средством трудового воспитания. Дошкольники в детском саду овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем дворе, совместно с родителями,  наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов, гербарий. На основе сочетания умственного и физического труда у детей развиваются такие  личностные качества, как, трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

 Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к  гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения, игры на свежем воздухе, труд развивают мышцы и укрепляют нервную систему, у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Таким образом, мы считаем, что в процессе экологического воспитания детей  осуществляется всестороннее  и гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Свою работу кружка «Почемучка» по экологическому воспитанию мы начали в средней группе,10 детей посещали занятия.  Мы разработали программу, конспекты занятий, беседы, подвижные и дидактические игры экологического  характера, определили цели нашей работы: создание условий для формирования у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу; закреплять и углублять знания детей, полученные в результате непосредственно-образовательной деятельности. В соответствии с  основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», мы поставили следующие задачи:  способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.[2] 

Первым этапом  работы кружка было знакомство с домашними и дикими животными. Провели занятия на тему  «Как дикие животные готовятся к зиме», «Беседа о домашних животных» и др. Собирали пазлы с изображением животных. В свободной изобразительной деятельности дети пытались изображать своих любимых животных, была организована выставка рисунков  «Моё любимое домашнее животное».

Следующий этап  работы кружка «Почемучка» мы посвятили знакомству с комнатными растениями в уголке природы. Конечно, с некоторыми растениями дети были знакомы еще в младшей группе, а в средней группе  уже мы учили детей ухаживать за ними - рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делали акцент на необходимости заботы о них, помощи им, объясняли детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

С переходом в старший дошкольный возраст мы включили в программу кружка наблюдения за объектами живой и неживой природы. Это  такие занятия, как «Знакомство с воздухом», «Ветер-невидимка», «Свойства льда и снега»,  «Камни. Свойства камней», «Цикл наблюдений за ветками в вазе» и т.д. В старшей группе нами был создан уголок экспериментирования, в нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность. Так  в уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов она использует бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля. В уголке по экологии хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, камни, магниты, семена растений, шишки, мох. Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

•«Удивительные свойства воды»;

•«Воздух-невидимка»;

•«Его величество огонь»;

•«Чудеса под ногами»;

•«Волшебный магнит»

Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, что ухудшение экологических условий  сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему  миру.

Была проведена акция «Покорми птиц зимой». Дети делали своими руками кормушки из бросового материала,  использовали пакеты из под сока, молока,  пластиковые бутылки. На прогулках мы с детьми наблюдаем за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Очень нравятся детям игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных и  растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов.  Дети очень любят играть  с игрушками, приводимыми в движение ветром,  определять силу и направление ветра, его контрастность.

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом на период завершения дошкольного возраста как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания»[3]. Под эти формулировки и развертывается  система экологического воспитания.

Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Дети стали  более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.

Список литературы:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016
  5. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)


[1] Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

[2] Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят заро...

Доклад «РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства....

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...

СТАТЬЯ «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

СТАТЬЯ«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

Доклад «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

Статья "Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста"

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное зн...