Детское плоскостопие и косолапость. Профилактика у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Архипова Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ploskostopiya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Детское плоскостопие и косолапость.

 Профилактика у детей дошкольного возраста.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие и косолапость. Это отрицательно влияет на функции позвоночника, следовательно, общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спорта. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно – связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижными, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержание свода. Причиной может стать и тесная обувь, особенно с узким носом и высоким каблуком, с толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна. В дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться. При этом ноги ребенка принимают «0» - образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву одностороння и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Дети быстро устают, жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все – таки появилось, своевременно проводить лечение. Распространенным видом деформации стопы является и косолапостью Вследствие этого нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходиться на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна «гусиная ходьба».

При организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении необходимо уделять внимание вопросу профилактики детского плоскостопия и косолапости, осуществляя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

  1. Ежегодная диагностика состояния свода стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
  2. Создание полноценной физкультурно – оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
  3.  Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.
  4. Регулярное применение природно – оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, хвойным иголкам.
  5.  При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.
  6.  Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.
  7.  Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.
  8.  Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.

Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных. Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения. В основной части дети выполняют специальные упражнения. Упражнения проводятся в три этапа. На первом этапе выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом.

Например: повороты стопы вправо, влево. И.п. – сед на гимнастической скамейке – повороты стоп вправо, влево («Караси»).

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы рыбок нам догнать,

     Нужно хвостиком махать.

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики. На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов. В заключительной части занятия целесообразно выполнить дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию или организовать подвижную игру малой активности. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения лучше выполнять под музыку, использовать наглядные пособия, художественное слово. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, качественному выполнению упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста.

Презентация содержит краткие рекомендации по профилактике детского плоскостопия, может быть использована на семинарах для родителей...

Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

laquo;Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста»...

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Презентация для родительского собрания о профилактике  плоскостопия...