Главные вкладки

    Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
    материал по теме

    Антипова Светлана Михайловна

    Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными педагогами и психологами в последние годы вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skolioz_i_ploskostopie.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №269 городского округа Самара

    Доклад

    «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету№2 «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

    Подготовила: Антипова С.М.

    Самара, 2009


    Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.

    А.С. Пушкин

    Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными педагогами и психологами в последние годы вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.

    В дошкольной педагогике семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда у дошкольников можно сформировать адекватное представление о семье. Детей нужно знакомить  с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста.

    Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии в помощи им. Если ребенка целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом.

    Уже в первой и второй младших группах имеет смысл составлять с детьми семейный альбом. Оформление его может быть различным: небольшие клеенчатые альбомчики на каждого или один большой на группу. Без понимания и активного участия родителей оформить такой альбом невозможно. Также необходимо, чтобы в группе были вещи, сделанные руками родителей.

    В средней группе продолжаем расширять представления детей о семье, о родственных отношениях. На занятиях, в процессе индивидуальных бесед, необходимо объяснить детям, что они одновременно являются сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих бабушек и дедушек, братьями или сестрами. Необходимо продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, учить разделять радость родных и друзей.

    Основой формирования представлений о семье должна стать социально одобряемая модель полной и благополучной семьи. Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, создается семейная история, которую принято называть родословной.

    Этнографические исследования, проводившиеся  в нашей стране свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до 7-9 колена. Термин «колено» символизирует рождение человека в череде предков и потомков. Если отсчитывать колена по линии прямого кровного родства, то этот термин будет синонимичен понятию «поколение».

    Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. В народной культуре, фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далекие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети и внуки. Корни дерева находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа жизни, бытовавшее в русской традиционной культуре, составил А.Н.Афанасьев.

    Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие свое начала от одного общего предка – родоначальника, объединенные общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки (сыновья), так и женские (дочери). Однако потомки дочерей в состав рода уже не входят, потому что являются членами родов своих отцов.

    Существует два основных способа ведения родословной – по восходящей и нисходящей линии. При составлении нисходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия идет от данного лица к его предкам.

    Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Согласно российской традиции составления родословных таблиц, в верхней строке помещают имя родоначальника, а далее располагаются поколения его потомков каждое строго на своей горизонтали.

    Родословное дерево - это перевернутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской.

    Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для различных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней группе таким проектом может стать составление семейного альбома.

    В старшей и подготовительной группах целесообразно обратиться к родословной. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий  совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной. Основное внимание следует уделить расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными, закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но дедушек и бабушек. Работу следует проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов, представлений детей играют изобразительная деятельности, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимся к жанру семейного портрета.

    На втором этапе, в подготовительной группе ребенок выполнит творческую работу – самостоятельно создает образ своей семьи.

    Успешное формирование представлений о своей родословной у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает модель семьи, отнесенная в прошлое.


    Литература

    1. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной, М., 2008
    2. Ривина Е.К. Родословная в детском саду: история и образ семьи// ж. Дошкольное воспитание №12, 2008, с.37
    3. Миронов Ю.Ф. Главная книга семьи // ж. Дошкольная педагогика № 4,5, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

    «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...

    Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

    Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

    Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

    Информация в помощь родителям по возникновению и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей....

    Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

    Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят...

    Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей раннего возраста"

    Консультация для родителей  "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей раннего возраста", причины их возникновения....

    Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

    Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста....

    Презентация "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

    Сегодня каждый второй школьник и каждый третий дошкольник имеет плохую осанку и плоскостопие. Это не только косметическая проблема, но и функциональная, потому что состояние позвоночника по принципу о...