"Девочки и мальчики в семье и в детском саду"
статья на тему

маслова оксана васильевна

В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема гендерного воспитания в семье и в детском дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochki_i_malchiki_v_seme_i_v_detskom_sadu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Девочки и мальчики в семье и в детском саду.

К двум годам ребёнок узнаёт, что существуют два пола, и начинает понимать, что он девочка или мальчик         В         возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами. И эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что  формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери, отца к ребёнку, так и ребёнка к матери и отцу, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Период дошкольного возраста – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ растерявших преимущества своего пола.

Наша группа сформирована  так, что в ней 11 мальчиков и 4 девочки. В группе есть неполные семьи (4 семьи) и это семьи мальчиков. В двух семьях мальчиков воспитывают отчимы. Наблюдая за поведением детей, анализируя результаты диагностики, проведя анкетирование родителей, пригласив психолога на занятие по теме « Моя семья», ( где в предварительной работе мы попросили родителей вместе с детьми дома сделать коллаж по данной теме), педагогами группы были сделаны выводы: в семьях наших воспитанников размыто представление об эталонах мужского и женского поведения. Знания родителей об особенностях воспитания девочек и мальчиков минимальны. Дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».  Переориентация деятельности женщины с семьи на профессиональный рост, усекает роль матери. Женщина активно берёт на себя мужскую социальную властность, диктат в решении конфликтов, считая, что именно таким примером воспитываются настоящие мужчины. В этой ситуации глава семьи – папа - нередко лишается внутри свободы, уверенности в себе, а проявляется пассивность, уход от трудностей, из добытчиков он постепенно превращается в потребителя, а все обязанности по воспитанию детей он перекладывает на женские плечи. Заметно  наличие в семьях третьего, « виртуального  родителя».

 На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки агрессивны, лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя( чуть, что бегут жаловаться), слабые физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, (уже сейчас говорят, что в армию служить не пойдут, там трудно), у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей, так же вызвало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка( в игре вообще отсутствовала роль отца, мальчики придумывали для  себе роли: водителя, официанта, продавца, врача), не умели договариваться, распределять роли.

Проведя с родителями воспитанников круглый стол «Мальчики и девочки. Почему они такие разные», мы раскрыли родителям проблемы гентерного воспитания дошкольников. Вместе с родителями мы наметили план работы в этом направлении.

Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Основные задачи:

расширение возможностей личности( мальчика, девочки),

 накопление положительного опыта,

 овладение идеалами ( женственности, мужественности) принятыми в обществе,

 осознание многогранности мужских и женских проявлений,

 развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно- бытовой и нравственно- эстетической культуры,

 умение самостоятельно решать возникающие проблемы, связанные со взаимоотношениями полов.

 расширение знаний родителей об особенностях воспитания детей разного пола.

 повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей.

В этом году мы провели такие мероприятия, как:

1. Круглый стол для родителей по теме: «Мальчики и девочки. Почему они такие разные».

2. Вернисаж коллажей по теме «Моя семья»

3.Выпустили поздравительные  газеты: «Наши мамы», «Наши папы и дедушки).

4. Провели в группе беседу «Легко ли быть мамой?» Дети рассказывали о своих мамах, читали стихи о маме. Приглашенные мамы рассказали о своих профессиях( оперная певица, продавец женской одежды), поделились своими мнениями по данной теме, рассказали как им помогают дома их дети, и какую помощь они хотели бы получить от них)

5. Досуг по теме: «Тайна имени моего», (в предварительной работе , дети дома с родителями заполняли анкету и готовили рассказы о тайнах своего имени по предложенному плану).

6. Провели вечер досуга вместе с родителями: «Курс молодого бойца»

7. Подготовили праздничный концерт к  Дню защитника отечества.

8. Вечер досуга: «А-ну-ка девочки или легко ли быть мамой».

9. Досуг совместно с родителями по теме: «Ура я родился», в предварительной работе сочинения родителей по теме: « Наш малыш».

При организации и проведении занятий нами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции, а  мальчикам, лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваем их знания, а не поведение. Знакомим детей с русскими народными сказками, играми, заучиваем  пословицы и поговорки о труде, о женских и мужских качествах, о семье, ведь накопленная народом педагогическая мудрость способствует овладению ребёнком ценностями и способом полоролевого поведения.

 И всегда помним, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности, что для них важно, чтоб ими восхищались в присутствии родителей и других детей. А для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чём –то конкретном: научился конструировать, завязывать шнурки…

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно- развивающей среды. В нашей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство. Игрушки для девочек помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества( кукольный уголок, уголок доктора, кухня, спецодежда для этих игр). Игрушки и игры для мальчиков (разнообразные конструкторы, настольный хоккей, футбол, мягкие модули, сборная железная дорога, автодром с машинами, спецодежда для военных, пожарных игр, настольно-печатные игры по ПДД), побуждают их к изобретательности, преобразованию окружающего мира, помогают развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей. Поощряем у мальчиков независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Вся проделанная работа , принесла положительные результаты. Повторная диагностика  воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился оббьем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Повысилась культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к мальчикам. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей.

Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Консультация для родителей по гендерному воспитанию детей...

как воспитывали девочек и мальчиков в семьях казаков

Мы предлагаем конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с традициями казачества....

Открытый показ для родителей по полоролевому воспитанию детей «Девочки и мальчики в семье»

Целью является закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек:  их поведении, любимых игрушках, занятиях....

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Советы для родителей о подходе к воспитанию девочек и мальчиков....

Девочки и мальчики в семье

Детство-важнейший период человеческой жизни И от того как прошло детство  кто вел ребенка за руку  что вошло в его разум  и сердце –от этого зависит  каким человеком...

Методические рекомендации для родителей " Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье"

методические рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье...

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.

  От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами...