Доклад « Азбука театра» художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе театрально - игровой деятельности
статья на тему

Кубышина Татьяна Михайловна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБДОУ « Детский сад №7»

Доклад

Тема выступления: « Азбука театра»

 художественно-эстетическое развитие дошкольников

в процессе театрально - игровой деятельности

Выполнил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Кубышина Т.М.

МБДОУ « Детский сад №7»

Кашира  2017 г

   

       Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе и живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребёнка, она неисчерпаемый источник развития чувств и эмоциональных открытий. 

Однако, в дошкольных учреждениях,  развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций  и способах её организации. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего « зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения. Освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторую  тенденцию в организации театрализованной игры  можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены сами себе, а воспитатель  только готовит атрибуты для  «театра». Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. Преодоление этих противоречия возможно только  

 при правильной организации театральных игр.

Основными  требованиями   являются:

— содержательность и разнообразие тематики;

— постоянное, театрализованное включение игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно – ролевые игры;

— максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой  возрастной группы детского сада. 

 Так же огромную роль в организации театрализованной деятельности играет

сотрудничество детей друг с другом и  с  воспитателем, умело управляющим данным процессом. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому   «превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.

Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. Соблюдение данных правил воспитателем и приведет к повышению  творческого потенциала каждого ребенка  и поможет  совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Основные направления развития театрализованной игры у детей младших групп состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной         постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и « игры рядом» к игре из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоции         героя и освоению роли как созданию простого

«типичного» образа в игре - драматизации..

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки спектакля. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр - драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:

- Игра – имитация отдельных действий человека, животных, птиц

( дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями), и имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя

(веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

-Игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

- Игра – импровизация под музыку

( « веселый дождик», « листочки летят по ветру и падают», хороводные игры)

- Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель

(« Катя, Катя маленька….», « Заянька попляши», и тд)

- Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов, которые рассказывает воспитатель

( З. Александрова « Елочка», К. Ушинский « Петушок с семьей», « Васька»,

Н. Павлова « На машине», « Земляничка», Е Чарушин « Утка с утятами»).

- Ролевой диалог героев сказок

( «Рукавичка», « Заюшкина избушка», « Три медведя»).

- Инсценирование  фрагментов сказок о животных

( « Теремок», « Кот, петух, и лиса»).

- Однотемная игра- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам

( « Колобок», « Репка». В. Сутеева « Под грибом»,

К Чуковский « Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, магнитного театра, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини – постановки по знакомым данному возрасту текстам сказов, рассказов, стихов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать совместно с взрослым импровизации на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

1-я группа умений связанна с освоением позиции « зритель» ( умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть, дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо « артистам»)

2- я группа умений обеспечивает первичное становление позиции « артист»,

включающий умение использовать некоторые средства выразительности

( мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоции и переживания. Правильно держать и « вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

И 3-я группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями.

   В моей практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры пользуются у ребят неизменной любовью. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Театрализованные игры помогают создать в группе радостную обстановку.«Кукла» является моим главным помощником, она устанавливает контакт  с закрепощенным, эмоционально зажатым ребенком.

От своего лица дает адекватную оценку продуктивной деятельности детей.

Корректирует реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показывая со стороны последствия и переживания участников.

Решая тем самым многие педагогические задачи.

Для проведения большинства игр не надо специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает – может  превратиться в любые сказочные элементы.

    В нашем саду стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей воспитанников. Подготовка                    к спектаклю начинается с выбора литературного произведения- как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.

Для детей театр – это игра, для родителей - праздник, для нас педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

Безусловно, в будущем не каждый ребенок  станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созреют в его художественно-творческой деятельности.

Главное же, чего удается достичь, организуя работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе  театрально - игровой деятельности, это  развитие умений соотнесения творческих навыков в реальную жизнь, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Зворыгина Е.В. - М., 2000.
  3. Карпинская Н.С. Игры – драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 1972.
  4.  Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Книга.ру, 2013.
  5. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Слепович Е.С. – М., 1989.
  6. Вильсон Гленн Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2001.-384 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов) Креа...

Выступление на педсовете "Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности"

ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…&rdquo...

Консультация (стендовый вариант) "Обогащение словаря ребёнка в процессе театрально-игровой деятельности"

Консультация в краткой форме раскрывает роль театрально-игровой деятельности в коррекции речевого развития в раннем и дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"

Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития  связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...