Консультация на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
консультация по развитию речи
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, в которых упоминается о необходимости развития речи детей. Большое внимание уделял развитию речи детей, чешский педагог Ян Амос Коменский, который писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать.
Также немецкий педагог Фридрих Фребель считал, что язык ребенка нужно развивать с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни ребенка. Задачу взрослого Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а взрослый давал ему необходимый словарь.
Речевое общение детей с взрослыми - это источник познания ребенка окружающего мира. К сожалению в современном мире дети живут в могущем, бурном потоке информации и живое общение детям все чаще заменяет компьютер и телевиденье. И это негативно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, огранчивает коммуникативные потребности дошкольников.
Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре. Игра - создает условия для самодеятельности детей в области языка. Язык развивается наглядным действенным путем.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети ступают в речевое общение и раскрываются.
Исследование по логопедической ритмике, проведенное Галиной Анатольевной Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активации разных сторон их речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога, – совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию способствует именно самостоятельная театрально - игровая деятельность. Ведь она включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, напевания и т. д.).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Пережитое и увиденное в самодеятельных театральных представлениях, играх, вызывает у ребенка желание поговорить, потребность рассказывать своим друзьям и родителям о пережитых эмоцыях. Все это, разумеется, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Театрально – игровая деятельность способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи, расширению словарного запаса. Так же ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличении словарного запаса, улучшении интонационной выразительности речи, в развитии монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие способности детей, повышается познавательная активность детей, повышается эмоциональная комфортность детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №9 «Солнечный»
Консультация на тему:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
Подготовила:
воспитатель Текля М.И.
Обнинск 2023 г.
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, в которых упоминается о необходимости развития речи детей. Большое внимание уделял развитию речи детей, чешский педагог Ян Амос Коменский, который писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать.
Также немецкий педагог Фридрих Фребель считал, что язык ребенка нужно развивать с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни ребенка. Задачу взрослого Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а взрослый давал ему необходимый словарь.[1]
Речевое общение детей с взрослыми - это источник познания ребенка окружающего мира. К сожалению в современном мире дети живут в могущем, бурном потоке информации и живое общение детям все чаще заменяет компьютер и телевиденье. И это негативно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, огранчивает коммуникативные потребности дошкольников.
Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре. Игра - создает условия для самодеятельности детей в области языка. Язык развивается наглядным действенным путем.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети ступают в речевое общение и раскрываются.
Исследование по логопедической ритмике, проведенное Галиной Анатольевной Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активации разных сторон их речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога, – совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию способствует именно самостоятельная театрально - игровая деятельность. Ведь она включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, напевания и т. д.).[2]
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.[3]
Пережитое и увиденное в самодеятельных театральных представлениях, играх, вызывает у ребенка желание поговорить, потребность рассказывать своим друзьям и родителям о пережитых эмоцыях. Все это, разумеется, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Театрально – игровая деятельность способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи, расширению словарного запаса. Так же ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличении словарного запаса, улучшении интонационной выразительности речи, в развитии монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие способности детей, повышается познавательная активность детей, повышается эмоциональная комфортность детей.
[1]См.: Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.— М.:2015.
[2] См.: Т.Н. Доронова Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. - М., 2014.
[3] См.: Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей дошкольного возраста в процессе художественно-конструктивной деятельности.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природн...

Консультация для педагогов "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания"
В консультации описываются средства и методы эмоционального развития....

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"
Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
консультация для педагогов...

Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования:«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности»
Представление опыта работы на педагогическом часе...
