Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
презентация

Татьяна Васильевна Галкина

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.01 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx954.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке"

(практическая часть).

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по по исследовательской деятельности  на пррогулке.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке.

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается малышу через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Педагоги-практики утверждают: "Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками". Поэтому я вам предлагаю от слов перейти к делу.

Итак, действие проходит на прогулке. Я -воспитатель,  вы, уважаемые коллеги- дети.

(На экране изображение воздушногот змея)

 Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).

(Ответы детей).

Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух).

Что это?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

(Ответы детей).

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)

(Ответы детей)

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).

(Ответы детей)

Опыт 2. Ветер и кораблики.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте подуем на них.  Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?

Ответы детей.

Опыт 3. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. Воздушные шары.

Воспитатель: Ребята, воздушный змей прислал нам ещё подарок.  Что это?

Дети: Водушные шары.

Воспитатель:  Они могут сейчас  полететь?

 Что надо сделать, чтобы мы могли с ними поиграть?

Дети: Их надо надуть воздухом.

Воспитатель: Давайте попробуем!

Вывод: значит, воздух есть  и внутри нас. Мы дуем , и воздух наполняет шарик. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его в шарик.  Чем больше воздуха, тем больше наш шарик.  

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

Что воздух легче воды.

Что воздух есть внутри людей.

А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

Заключение.

"Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают спрособность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл" - К.Е. Темирязев.

Рефлексия.

 Уважаемые коллеги! прошу вас высказать своё мнение по поводу услышанного, увиденного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления,  предложения, что нового и интересного для себя вы нашли, что примените в своей работе с детьми?

Спасибо за активную помощь! Творческих вам успехов!

Презентация

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке".

Слайд1. ФГОС рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельтности взрослых и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, нои при проведении режимных моментов.

Слайд2. Одним из режимных моментов  является прогулка.

Прогулку можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активностим, а также для  закрепления знаний, полученных в группе в ходе совместной деятельности педагога с детьми, на практике.

Слайд 3. Познавательно-исследовательтская деятельность.

Основная цель: создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок.

Непосредственное участие ребёнка в ходе исследования позволяет ему увидеть процесс и результаты.

Слайд 4.  Ребёнок от природы исследователь: он хочет всё трогать, пробовать, экспериментировать.

"Расскажи -  и я забуду, Покажи - и я запомню, дай попробовать -и я пойму"- гласит китайская пословица.

Слайд 5.  Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представления о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна изобразовательных задач.

Задача взрослых - помочь детям в проведении этих исследований.

Слайд 6.  Важность исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе эксперимента:

*Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаиоотношения с другими объектами и со средой обитания.

*Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслителтный процессы.

*Развивается речь.

*Происходит накопление фонда умственных умений.

*Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

*Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигателтной активности.

Слайд 7. Направления опытно-экспенриментальной деятельности:

*Живая прироода: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

*Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

*Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Слайд 8. Условия успеха в познавательно-исследовательской деятельности:

*интерес дошкольника к содержанию деятельности;

*доступный для возраста материал;

*дозировка активности взрослого;

*доброжелотельная обстановка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации по внесению изменений в развивающую предметно-пространственную среду старшей группы детского сада Разработала: воспитатель ДОУ «Детский сад №40» г. Ярославля Галкина Т.В.

Слайд 2

Выявленные проблемные зоны Изменения (ближайшие перспективы) Изменения (отдалённые перспективы) 1.Дети не могут реализовать свою потребность в самостоятельной двигательной активности. У них нет возможности свободно использовать спортивный инвентарь и закреплять разные виды движений. Попробовать прилавок и витрину для игры в «магазин» переделать в уголок двигательной активности, оснастив его мячами, кеглями, обручами, ленточками, дугами и др. 2. В шумном пространстве игровой комнаты у детей нет возможности уединиться, получить психологическую разгрузку, побыть в тишине, помечтать, побеседовать. Часть кукольного уголка отгородить ширмой, тем самым создав уголок уединения для обеспечения эмоционального благополучия детей.

Слайд 3

3. Прилавок и витрина для игры «Магазин» занимает много места, при этом детьми в полной мере не используется. Поскольку дети ограничены в выборе места игры, их интерес угасает или используется этот центр для других игр. Обсудить с детьми, как можно использовать витрину. 2. Переделать под что-то другое. 3. Перенести в другое место. 4. Игру «Магазин» сделать выносной с использованием зон-дублёров. 4.У детей нет возможности наглядно увидеть то, о чём рассказывает воспитатель, услышать звуки животных, увидеть природу других регионов, тем самым ограничен в возможности эффективно усвоить материал. В учебной зоне создать уголок ИКТ.

Слайд 4

5.Некоторые дети испытывают скованность и даже страх перед аудиторией, другие имеют проблемы со звукопроизношением; монологическая и диалогическая речь третьих скудна и монотонна. Продумать и дополнить структуру и содержание театрального уголка. Создать полноценный театральный уголок для реализации конкретных целей: -работа над выразительностью реплик персонажей; -расширение активного и пассивного словаря ребёнка; -совершенствование звуков речи ребёнка, а также интонационного строя.

Слайд 5

ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 6

Уголок уединения.

Слайд 7

Уголок физического развития

Слайд 8

Уголок ИКТ

Слайд 9

Ширмы для театральной деятельности

Слайд 10

Предметно-пространственная среда для хранения сюжетных игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...

Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...

Мастер-класс для родителей на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста на улице и дома»

Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.Задачи:- раскрыть важность познавательного развития детей;- научить родителей осущ...