Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
учебно-методический материал
«Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью, все человечество, чтить семейные традиции и прививать это все своим детям». А.Н.Захлебный
В настоящее время ученые предупреждают об экологической угрозе, нависшей над нашей планетой. Виной этому служит игнорированное отношение человека с природой: неразумное использование человеком природных ресурсов, истребление некоторых видов животных, опасные химические вещества, которые выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озера. Именно поэтому надо приучать детей с раннего возраста любить и понимать красоту природы, сформировать у них экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 58.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Августовская конференция педагогических работников
«Национальный проект «Образование»:
от стратегических идей и задач к успеху каждого ребенка»
Опыт работы по теме:
«Формирование предпосылок экологической культуры
у детей дошкольного возраста
в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Подготовила:
воспитатель
Е. И. Сергеева,
I квалификационная категория
Зима, 2020
В настоящее время ученые предупреждают об экологической угрозе, нависшей над нашей планетой. Виной этому служит игнорированное отношение человека с природой: неразумное использование человеком природных ресурсов, истребление некоторых видов животных, опасные химические вещества, которые выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озера. Именно поэтому надо приучать детей с раннего возраста любить и понимать красоту природы, сформировать у них экологическую культуру.
«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня» - горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев.
Это золотые слова и я с ними согласна. И хочу, чтобы дети, наше будущее, тоже научились их понимать.
Главное в моей педагогической деятельности – совместная работа с детьми. Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – это приоритетные направления, которые я определила в экологическом воспитании детей.
Целью для себя поставила следующее: создание условий для формирования у детей предпосылок экологической культуры, экологического сознания и гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны, и даже к самому себе.
Для того чтобы воспитывать детей, обучать родителей, мы сами должны быть компетентны в вопросах экологической культуры. Этой проблемой я занимаюсь уже не первый год, изучила много методической литературы. Мое внимание привлекли взгляды на экологическое образование доктора педагогических наук, профессора Захлебного А.Н. Он призывает всех нас, педагогов к тому, чтобы мы, взрослые, умели беречь свое здоровье и научили этому наших детей, занимались экологическим просвещением и внедряли теоретические знания в практическую деятельность. Изучив подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста, мы отобрали основные методы и приемы работы с детьми, сделав основной аспект на экологическое образование через ознакомление с природой Сибирского края.
В нашем детском саду функционирует уголок «Эколята – Молодые защитники природы». Он включает в себя информационный стенд, живой уголок, цветочную полянку, место для выставок. Стенд «Эколята-Дошколята» выполняет главную роль в уголке природы, потому что отражает нашу работу по экологическому воспитанию детей, а также служит его украшением. Он разбит на несколько интересных и увлекательных рубрик. И так как наша группа ответственные за уголок, мы обновляем его каждый месяц новой информацией.
Дети и взрослые с помощью сказочных героев – «Эколят», расположенных на стенде (хочется отметить, что куклы-образы сказочных героев сделаны своими руками), имеют возможность познать тайны природы, стать ее друзьями и защитниками. Наши воспитанники знают, кто такие «Эколята» и уже давно подружились с ними.
Представив опыт работы нашего стенда на региональном конкурсе, организованном Центром дополнительного образования среди школьных и дошкольных учреждений Иркутской области, мы заняли 3 место.
На протяжении многих лет используется в образовательном процессе с детьми в рамках регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 56», программа «Я живу в Прибайкалье».
В нашей группе осуществлена идея создания центра познавательно-исследовательской деятельности, где мы с детьми экспериментируем и познаем что-то новое, наглядно и в интересной форме знакомим детей старшего дошкольного возраста с экосистемой озера Байкал. Углубляясь в работу по экологическому просвещению воспитанников, из бесед с ними я столкнулась с проблемой: не все дети знают о таком уникальном озере, и жаль, что не у всех есть возможность побывать на Байкале, увидеть все его красоты, многие не знают обитателей воды и суши озера. Я сделала вывод, что дома родители тоже не знакомят своих детей с этой информацией.
Экологические проблемы на Байкальской природной территории усложняются, происходят утечки загрязняющих веществ. С помощью опытов и экспериментов мы с детьми очищаем воду и помогаем обитателям воды выжить.
В работе по формированию экологической культуры детей в группе мне помогает развивающая предметно-пространственная среда, которую мы создаем сами. В этом году мы вместе с детьми осуществили свою идею – создали мягкую Красную книгу Иркутской области. Работая с Книгой, дети узнают о редких обитателях Прибайкалья и многих других животных, птицах, рыбах и растениях. Книга является результатом совместной деятельности детей старшей группы ДОУ, родителей и педагогов. Хочется отметить, что книга ручной работы, имеет приложение в виде альбома, в котором кроме качественных изображений есть рисунки, выполненные детьми вместе с родителями.
Центр познавательного развития я пополнила методическим пособием – перфокартами «Мы познаем мир». Пособие имеет здоровьесберегающее, развивающее, обучающее и воспитывающее значение, предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе деятельности с данным пособием систематизируются знания детей об объектах живой и неживой природы, развивается их логическое мышление и мелкая моторика рук.
Детям дошкольного возраста в силу возрастных особенностей еще сложно представить, что в году четыре времени года, каждое время года состоит из трех месяцев. Чтобы помочь детям разобраться в этом, мы изготовили наглядно-дидактическое пособие «Четыре времени года». Пособие прекрасно работает как наглядный материал. При его создании мы учитывали яркость, красочность и привлекательность, а еще то, чтобы одновременно могли играть несколько детей. Макеты мы сделали двухсторонними, поэтому при игре у детей есть право выбора, они могут играть по своим интересам.
Изучать мир природы можно и на участке детского сада. В июле мы начали разрабатывать и реализовывать новый экологический проект «Экологическая тропа». Тропа выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Этот проект дал нам возможность благоустроить территорию нашего учреждения, еще более привлечь всех участников образовательного процесса к одному из самых актуальных направлений в современном образовании – экологическому.
Остановлюсь подробно на этом проекте.
Экологическая тропа имеет несколько маршрутов и включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира. Маршрут представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, наглядно показан нумерацией на карте-схеме и нумерацией около каждого объекта тропы. В начале маршрута встречает путешественников Мудрая Сова – хозяйка тропы.
При обследовании какого-либо объекта тропы или экскурсии приучаю детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.
Думаю, что у нас получился новый развлекательно-образовательный продукт для детей, направленный на развитие их познаний о природе, о том, как можно и нужно сохранять свое здоровье. В дальнейшем тропа будет пополняться новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения, уже есть несколько таких идей.
Важным аспектом в воспитании экологической культуры является работа с родителями, она ведется непрерывно. Только опираясь на семью, мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Вся наша педагогическая работа не была бы столь качественной, если бы мы не привлекали их к совместному взаимодействию. Поэтому в работе с родителями мы используем все методы, традиционные и нетрадиционные формы, которые ведут нас к положительному результату.
Также хочу представить вам свои картины в технике «Алмазная мозаика», которые, как вы видите, тоже отражают тему моей работы. Я увлеклась работой над картинами и приучаю своих воспитанников. Это очень сложный процесс, но в то же время увлекательный.
Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей интерес к проблемам экологии, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы.
Сейчас детям нашей группы по 6 лет. Данную работу мы ведем с 3-х летнего возраста. Беседуя с детьми, наблюдая за их деятельностью, я вижу эффективный результат нашей работы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Они стали более ответственными, заботливыми по отношению к животному и растительному миру. Наши воспитанники экспериментируют, анализируют и делают выводы.
Хочется обратиться к вам словами А.Н. Захлебного:
«Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью, все человечество, чтить семейные традиции и прививать это все своим детям».
На этом мы не останавливаемся и будем продолжать искать новые эффективные приемы экологического воспитания дошкольников, целенаправленно развивать экологическую культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....
Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»
Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к детям с ОВЗ....
Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...
Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе...
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность» Мастер – класс для педагогов.
laquo;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»Мастер – класс для педагогов....