Главные вкладки

    Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Королева Ольга Михайловна

    Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к  детям с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта

    на тему:

    «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»

    Выполнила воспитатель

    МБДОУ детский сад

    комбинированного вида

    №32 «Журавушка»

     Королева О.М.

    Проблема формирования социальной толерантности в настоящее время очень актуальна. Это аргументируется данными международной статистики, согласно которой число людей с ОВЗ во всех странах велико. В это число входит большое количество детей.

    Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – получение доступного образования.  

    Если понаблюдать за людьми на улице, в общественном транспорте, в магазинах, то можно заметить, что не все они, видя ребенка-инвалида, принимают его, а некоторые даже смотрят с отвращением или со страхом в глазах. Почему так происходит? Ведь дети-инвалиды — часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт.

    В настоящее время государство всерьез обратило внимание на эту проблему. С первого сентября 2016г. вступили в силу Федеральные Государственные Образовательные Стандарты для детей с ОВЗ согласно которому дети должны пойти в образовательные учреждения.

    И здесь возникает важный вопрос о толерантности, как о личностном свойстве каждого из нас.

    Как я уже сказала, работа над этим вопросом в нашем ДОУ проводится в рамках муниципального инновационного проекта, который включает в себя несколько этапов.

    Первый этап включил в себя посещение курсов “Федеральные Государственные образовательные стандарты специального образования и условия их реализации в г.Выкса как основа инклюзии”, изучение  материалов Аналитического Научно Методического Центра “Развитие и коррекция”, разработку графика проведения “Уроков доброты” по «Образовательной программе по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам…»

    На втором этапе нашей работы был проведен опрос  детей и их родителей на тему толерантности. Многие ответы нас, с одной стороны, порадовали, а с другой – огорчили. Например, больше половины родителей считают, что дети-инвалиды должны посещать детский сад наравне с другими детьми и что их дети могут дружить с ними. Однако немалое количество родителей затруднились ответить на эти вопросы.

    Очень большой процент родителей не знают,  какую помощь они могли бы оказать родителям детей-инвалидов в плане совместных встреч и бесед о воспитании.

    Некоторые родители высказали опасение в том, что если их дети будут посещать группу совместно с детьми-инвалидами, то они будут хуже воспринимать программу, беспокоясь о том, что педагог будет больше обращать внимание на детей с ОВЗ, а их дети будут упущены.

    Опрос детей подготовительной группы показал, что дошкольники имеют поверхностные представления о детях с ОВЗ. Находящихся рядом с ними сверстников с ограниченными возможностями здоровья они таковыми не считают.

            Ответы детей были интересными и необычными.

            На вопрос «Как ты думаешь, дети с ОВЗ нуждаются только в лечении, к ним надо относиться как к больным, или они такие же как все»? они отвечали, что - «К ним надо относиться как к больным (подлечить их, нельзя обижать)». Некоторые дети считают, что дети с ОВЗ «Такие же как мы, но за ними надо ухаживать».

            При ответе на вопрос «Что ты можешь сделать для ребенка, который не может посещать д/с, а вынужден быть дома?»  в основном ребята все хотели помочь детям с ОВЗ и сделать им различные сюрпризы, изъявили желание ходить к ним в гости, чтобы повысить им настроение. А один мальчик предложил  фрукты и овощи, чтобы укрепить кость.

            Дети считают, что для того, чтобы дети с ОВЗ могли находиться в детском саду вместе с ними необходимо их вылечить, сделать такими же, как мы, лавочки переставить, палки поставить.

            На вопрос «Как ты думаешь, какими правами могут пользоваться дети с ОВЗ?» они отвечали: поспать немножко, имеют права на всякие возможности, имеют право ходить в детский сад или школу, играть, гулять, играть в компьютер, друзей заводить, даже плохих, которые гуляют по дворам без мамы, чтобы за ними ухаживали, присматривали, всё приносили.

    На третьем этапе мы приступили к практической работе.  

    Ежегодно в ДОУ реализуется проект социальной направленности «Люди особой заботы». С 2012г. он проводился в рамках декады, посвященной Международному дню инвалидов, а в текущем учебном году в рамках инновационной площадки.  Цель проекта – формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью.

    Девизом проекта стала фраза «Смотри на меня как на равного», а символом стал «Цветик-семицветик», как наиболее доступный детям образ данной тематики.

    Работа в рамках проекта велась по двум направлениям:

    1. Расширение представлений о детях с ОВЗ.
    2. Формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, и их родителей так и со стороны семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.                            

             

            С детьми проводились мероприятия направленные на решение задач:

    -  Показать, в чем наше сходство, а в чем различие, что мы все разные, но все равные

    - Формировать эмпатию, умение понимать, что чувствует другой человек

    - Стимулировать на проявление добрых чувств, поступков таких как:  проявить заботу, поделиться радостью, отдать часть души

            В проект вошли следующие мероприятия:

    • Просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик-семицветик»
    • Тематические беседы: «Люди вокруг нас», «Поговорим о милосердии»
    • Решение проблемной ситуации «Какой путь выберете?»    

            

    • Рассматривание альбома о людях с ОВЗ «Добрый человек по взгляду поймет, в трудную минуту будет рядом», оформленного педагогами ДОУ.                                                                

            Также были проведены различные «Уроки доброты» из «Образовательной программы по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам…» разработанной АНМЦ «Развитие и коррекция» под руководством Е.Д. Худенко.

             Такие «Уроки доброты» как: «Давайте дружить», «Я и Ты»,  «Мостики дружбы»,

            «Можно и не ссориться», «Учись делать добро»  были направлены на    формирование доверительной обстановки в группе.

    На  развитие умения  управлять своим настроением были направлены «Уроки доброты»:  «Слезами горю не поможешь»,

     «Мое настроение»,  «Мысли и настроение».    

    Большой раздел в данной программе посвящен  формированию представлений о детях-инвалидах, воспитанию чувства уважения к людям со слабым здоровьем, преодолению негативного отношения к детям страдающим различными недостатками.

                  Для того чтобы детям было легче понять, что чувствуют люди с ОВЗ, совместно с педагогом-психологом был проведен игровой сеанс «Пойми меня» с использованием игр с ограничениями: «Слепой и поводырь», «Автомобили», «Кораблик» (на ограничение зрения), «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (на ограничение слуха). 

    •  «Сиамские близнецы», «Имитация» (на ограничение движения):
    • - дети рисовали солнышко без использования рук,
    • - пытались пройти по комнате, подогнув одну ногу, поймать мяч, убрав одну руку за спину.
    • -пробовали надеть кофту, когда одна рука была привязана к туловищу.

    К международному Дню инвалида была приурочена акция «Доброе дело».  Дети изготовили  подарки  людям с ОВЗ, посетили  центр социальной защиты с концертом и  вручили  подарки.   

    Наблюдения за детьми в повседневной жизни позволили подвести промежуточные итоги.

    У нас в группе нет детей-инвалидов, но есть мальчик с ОВЗ (у него имеются нарушения зрения). Судя по наблюдениям, после “уроков доброты”, дети совсем по-другому стали относится к нему. Если раньше они его иногда дразнили, то сейчас этого не наблюдается. Ребята во всем стараются оказать ему помощь.

            Им стала доставлять удовольствие совместная деятельность

    Да и друг к другу они стали добрее и внимательнее.    

            

    С детьми оказалось все гораздо проще, чем с родителями. Поэтому в перспективе нас ждет дальнейшая работа с семьей, т.к. только совместная работа педагогов и родителей позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем.

    Глаза больных детей – что может быть тревожней,
    Когда беду они не в силах превозмочь?
    Увидев раз, забыть их невозможно –
    Попробуй им хоть чем-нибудь помочь!

    Их каждый миг – и в будущем, и в прошлом –
    Наполнен муками, страданьем и слезой,
    И ожиданьем чуда, что придёт, быть может,
    И им подарит ключик золотой,

    Чтоб в Храм здоровья вдруг открылись двери,
    И полноценной оказалась жизнь…
    Да будет так! Они так в чудо верят –
    Надежду поддержать в них торопись!

    Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно сделать это вовремя!!!    

      И это в наших силах, было бы желание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

    Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

    Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»

    Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического  опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"...

    Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

    Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

    Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста"

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

    Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...

    Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

    Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...