Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Балацкая Ирина Викторовна

Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического  опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_tolerantnosti_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»

 г. Владимира

по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»

   I.Обоснование актуальности.

Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому решение данной задачи  можно проводить под девизом «Единство помогает людям сохранять мир».

Другими словами, мы, педагоги ДОУ, должны в первую очередь воспитывать в детях социокультурную толерантность. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. 

II.Задачи: Поэтому для формирования этих качеств мы поставили следующие задачи:

  • Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
  • Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
  • Воспитать у детей уважительное отношение к людям пожилого возраста, к одиноким и инвалидам.

Что же такое социокультурная толерантность?

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.


Сегодня научные исследования и педагогическая практика выявили два вида противоречий, требующих разрешения в каждом образовательном учреждении: 

  • противоречия между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания социокультурной толерантности и практической неразработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования;
  • между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание социокультурной толерантности, начиная с дошкольного возраста.


Главными системообразующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются: 

  • целевые установки;
  • ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
  • макро- и микросоциум;
  • знания о самом себе в различных ролях и статусах;
  • социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
  • жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
  • нравственно-эстетические идеалы;
  • социокультурные оценки, установки, отношения;
  • исторический опыт народа;
  • родной язык.

Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом. 

Основные условия воспитания социокультурной толерантности следующие:

  • для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;
  • формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
  • воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;
  • развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

   Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад  действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы во время организованной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек и музеев города.

III.Ожидаемые результаты: 

Уровень сформированности толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста современного дошкольного учреждения повысится, 
• воспитатель будет знать проблемы, возникающие у детей старшего 
дошкольного возраста в этом направлении,
• педагоги будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшего дошкольника;
• использовать формы и методы работы, направленные на разрешение проблемы толерантности.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. 
К средствам формирования толерантности можно отнести
- традиции; 
- общение; 
- художественная литература; 
- сказки; 
- пословицы и поговорки; 
- национальные куклы; 
- подвижные игры, с использованием национальных атрибутов; 
- проектная деятельность; 
-произведения искусства и др.

Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры и игры других народов;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; праздников народов Востока и мусульманских стран;

 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы: 

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Терпеливый человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Добрые дела», «Уроки добра»

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения, направленные на:

-  воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спина к спине», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветик-семицветик», «Для меня Россия начинается здесь», «Удиви меня!»

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

 

Работа с детьми:

  • Беседы
  • Проекты
  • Конструирование
  • Видеопросмотры
  • Экскурсии
  • Целевые прогулки
  • Фольклорные и тематические праздники
  • Театрализованные представления

 

Работа с родителями.

  • Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем  разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

  Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

  Мероприятия с родителями:

  • круглый стол;
  • тренинги, семейные игротеки;
  • тематические дни в ДОУ;
  • консультативный пункт;
  • «Школа для заботливых родителей»;
  • Анкетирование
  • Совместные праздники
  • Конкурс «Моя родословная»
  • Конкурсы совместных рисунков
  • Выставки
  • Целевые экскурсии совместно с детьми по микрорайону.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). 

Нами разработан социальный  проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Откроем сердце доброте» по отношению к одиноким и пожилым людям.

Расскажем немного о нашем проекте «Откроем сердце доброте».

      Рядом с нашим ДОУ находится Дом престарелых и инвалидов. А так как пожилые люди и инвалиды ограничены в общении со здоровыми людьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.

Современные же дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.

 Основная идея проекта -  мотивация детей на совершение милосердных поступков в отношении пожилых одиноких людей, а также привлечение внимания общества к проблемам пожилых  людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи:

  • Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные. Среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
  • Ознакомление детей с условиями проживания инвалидов и пожилых людей в доме инвалидов микрорайона Оргтруд города Владимира
  • Развитие коммуникативных способностей детей, родителей, сотрудников дошкольных образовательного учреждения № 5 в общении с пожилыми , одинокими людьми.
  • Воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на высокие духовные ценности, воспитание сочувствия, сопереживания к пожилым и одиноким людям, доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желание помогать и делать добрые дела у всех участников воспитательного процесса.

Актуальность проблемы.

Данный проект направлен на воспитание у детей дошкольного образовательного учреждения чувства милосердия к взрослым, пожилым и одиноким  людям с ограниченными возможностями посредством проведения для них творческих мероприятий и  оказания коммуникативной, эмоциональной, деятельной поддержки. Необходимо, чтобы современные дети умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.  В микрорайоне Оргтруд находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором проживает  сто пожилых одиноких людей. Дети дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть вовлечены в работу с такой категорией людей, только тогда мы добьемся того, что все будут ценить и уважать друг друга, бескорыстно заботиться о близких и далеких, научатся сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. Общение с пожилыми людьми дает детям возможность получить  опыт общения с данной категорией людей, а для пожилых людей возможность отстраниться от личных проблем, желание жить, получить эмоциональную поддержку. Мы дадим возможность одиноким старикам чувствовать себя живыми людьми, нужными, полезными и передающими свой опыт. А детям – возможность проявить любовь и милосердие к пожилым людям. Следует отметить, что до этого планомерная работа в этом направлении в микрорайоне не велась.

Приоритетным направлением нашей работы является вовлечение детей ДОУ  и пожилых одиноких людей–инвалидов в интересную и насыщенную жизнь; расширение их кругозора, общения.

  В рамках проекта предполагается изменить представления о пожилых людях, как о больных, беспомощных, ненужных. И направить их богатый жизненный опыт, творческие способности на развитие подрастающего поколения. Пожилые люди дома-инвалидов могут научить детей  песням, танцам, познакомить с обрядами и традициями. А дети , в свою очередь , разнообразят досуг пенсионерам , помогут внести радость в их нелегкую жизнь. В проекте предполагается по достоинству оценить и использовать навыки и способности каждого пожилого человека.

Решение данной проблемы мы видим в организации досуга для  пожилых людей силами детей дошкольного возраста ДОУ № 5.( фото)

Данный проект был представлен на конкурс в ООО «Милосердие и порядок», где получил грант на его реализацию. (фото гранта)

Также в нашем саду проводятся тематические недели.

 «Неделя дружбы» под девизом : «Все люди достойны уважения!»

В рамках тематической  недели с детьми проводятся:

  • Беседы об истории праздника: «День народного единства».
  • Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».
  • Проведение подвижных национальных игр.
  • Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».
  • Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».
  • Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».
  • Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.
  • Оформление картотеки игр народов мира.
  • Совместное проведение праздников и развлечений
  • Наше ДОУ приняло активное участие во Всероссийском  фестивале  передового педагогического опыта « Современные метода и приемы обучения» по теме: «Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников. Через сказку к пониманию человеческих ценностей».  

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Так же в старших группах проводятся «Уроки доброты» по формированию эмпатии и сочувствия к окружающим людям.

В результате, наши воспитанники  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. 
Таким образом, происходит воспитание социокультурных толерантных установок.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  от 01 01 2014 г.
  2. Журнал Справочник старшего воспитателя № 11.2012 г.стр 6
  3. Журнал Дошкольное воспитание № 2,2012 г. стр.31
  4. http://nsportal.ru
  5. http://dohcolonoc.ru
  6. http://www.moi-detsad.ru
  7. http://ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

презентация "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"

данная презентация является дополнением к размещенному ранее опыту работы по данной теме....

Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»

Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к  детям с ОВЗ....

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...