Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospita_sotsiokulturnoy_tolerantnosti_u_detey.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

     Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум, социальной готовности к вхождению в новый этап. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

     Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов.

      Познавательный компонент представляет собой информационную базу, т. е. все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).

     Эмоционально-нравственный компонент - это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

     Поведенческий компонент - это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении. В настоящее время стержнем национальной идеологии, по мнению О.В. Степанова, является тенденция к самосохранению общества, его национально-культурной идентичности, исходя из идеи выживания. С точки зрения О.В. Степанова, сегодня образование пересматривает факторы, которые обеспечивают воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста. Именно в гуманистических тенденциях образования он видит возможности нахождения более эффективных средств изменения социокультурной практики. Основным фактором, по мнению О.В. Степанова, выступает содержание образовательного процесса как гуманитарного знания, которое может "способствовать формированию таких черт личности, как терпимость и понимание, уважение к иной культуре и чужому мнению, умение вести конструктивный диалог, добиваться разумных решений, мыслить широко, опираясь на достижения национальной и мировой науки и искусства".

       Особое место в процессе воспитания социокультурной толерантности он отводит личности педагога, владеющего ключом к решению проблемы - методиками обучения и воспитания. Образовательное учреждение, ориентированное на гуманистические технологии в воспитании, имеет все возможности для создания оптимальных условий организации процесса воспитания толерантности у детей дошкольного возраста как основы формирования социокультурной практики мирного сосуществования.

     Однако, несмотря на то, что образовательная политика России нацеливает школу на решение вопросов воспитания социокультурной толерантности, в содержании образования по-прежнему остается открытым вопрос о воспитании как факторе становления социокультурной толерантности подрастающего поколения. Процесс воспитания в широкой практике, к сожалению, не строится на принципах терпимости к инакомыслию, многокритериальности, диалогового решения проблем.

     Сегодня научные исследования и педагогическая практика выявили два вида противоречий, требующих разрешения в каждом образовательном учреждении:

  • противоречия между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания социокультурной толерантности и практической неразработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования;
  • между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.

     Учитывая актуальность существующей проблемы, специалистами кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону была разработана модель воспитания социокультурной толерантности "Понимаю и принимаю тебя" у детей дошкольного возраста.

 Согласно данной модели, главными системно-образующими факторами процесса воспитания социокультурной толерантности являются:

  • целевые установки;
  • ценностно-смысловые ориентиры, обусловливающие становление индивидуальных аспектов мышления и поведения;
  •  макро- и микросоциум;
  • знания о самом себе в различных ролях и статусах;
  • социокультурные традиции семьи, дошкольного образовательного учреждения;
  • жизненный опыт, традиции и ценностные ориентиры старшего поколения;
  • нравственно-эстетические идеалы; социокультурные оценки, установки, отношения;
  • диалог культур; исторический опыт народа;
  •  групповые взаимодействия и идентификация "Я" - "Мы", "Мы" - "Они";
  • родной язык.

       Каждый человек развивается в определенной культуре, а если она представляет собой многонациональную модель, то в системе образования необходимо сохранить такие принципы, как уважение и понимание общероссийской и национальной культур, взаимное уважение и взаимная терпимость к другим культурным ценностям, традициям наций, религиозным воззрениям. Это обеспечит сохранение единого образовательного и культурного пространства не только дошкольного образовательного учреждения, но и страны, реализацию культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, повышение нравственного, духовного потенциала личности и страны в целом.

     Фундаментальные исследования Е.В. Бондаревской по проблемам личностно-ориентированного образования позволили обнаружить ряд положений, определивших построение данной воспитательной модели. Бондаревская отмечает: "...главное назначение гуманистического воспитания и состоит в том, чтобы помочь растущему человеку обрести смыслы жизни, наполнить их конкретным ценностным содержанием. Это фундаментальная воспитательная задача, и ее решение требует безусловного приоритета воспитания перед обучением".

      Решение вопросов, связанных с воспитанием личности, Е.В. Бондаревская видит в интеграции таких факторов, как история и культура, образование и культура, смыслы и ценности, диалог педагога и ребенка. В этом процессе доминирующую роль играет тип педагога как посредника между культурой и познанием, поведением, творчеством, региональной культурой. Именно благодаря детской активности возможно познание культурных смыслов и ценностей, приводящих к воспитанию человека культуры, способного познать другого, самоопределиться в социокультурном событийном сообществе, самостоятельно мыслить. Таким образом, без активности самой личности невозможно усвоение культурных ценностей, составляющих основу воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

      Рассматривая содержание образования как средство развития личности, при создании модели воспитания можно определить, что поликультурная среда образования - это условие воспитания социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста. Именно поликультурное образование создает условия:

  • для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;
  • формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
  •  воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности; развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  •  воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

          Поликультурное образование, определяющее содержание воспитательного процесса, создает предпосылки не только для воспитания социокультурной толерантности, но и для зарождения национального самосознания на основе усвоенных ценностей социума и этноса, сопричастности к истории (гражданский долг, национальное достоинство, честь и др.), самооценки себя как личности, как гражданина и, наконец, активной жизненной позиции, выраженной в личной ответственности за свои действия.

     Особое место среди многообразия факторов процесса воспитания занимают произведения искусства, литературы, исторические памятники, музеи и т. п., отражающие ментальные ценности народа, которые обеспечивают формирование внутренней мотивированности к восприятию и познанию ценностей другой нации, способностей их оценить и принять, расширить пространство межкультурных коммуникаций, что рождает национальную совместность и терпимость. Именно социокультурная толерантность детей является базовой ценностью при формировании их национального самосознания на основе освоения культурных ценностей и осознания себя как субъекта истории.

     Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека путем построения такой практики общения, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока составляет лишь возможность, превращается в действительность. Следовательно, воспитывать -значит направлять развитие мира человека, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с гуманистической методологической установкой на усиление роли социума в становлении личности человека.

      Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания вырабатываются программы социального поведения человека, происходит формирование человека как личности. Однако процесс воспитания обусловливается не только активностью личности, социальной средой жизнедеятельности, но и культурно-историческими факторами. История, культура, традиции выступают факторами воспитания социокультурной толерантности как основы зарождения гражданских чувств и позиции подрастающего человека. Это имеет особое значение в связи с усилением миграционных процессов.

      Поликультурное образование обеспечивает переход на новый уровень взаимодействия и взаимообмена между культурами. Оно создает условия для активизации деятельности, позиций и убеждений детей и взрослых в сообществе. В рамках поликультурного образования обеспечивается сознательное усиление в конкретном содержании и процессе воспитания восприимчивости к правам и свободам других. Поликультурное образование проявляет характер нравственно-этического поведения детей, формирует их компетентность в культурно-историческом пространстве других национальностей. В поликультурном пространстве дошкольного учреждения создаются предпосылки для осознания собственной национальной и культурной самобытности и признания самобытности другой этнической группы.

     Поликультурное образование подчеркивает специфику процесса воспитания социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста. Усиление в дошкольном образовательном учреждении многоэтнических, многокультурных, многоязыковых аспектов и других элементов национальных региональных субкультур создает предпосылки для воспитания социокультурной толерантности. Поликультурное пространство ДОУ представляет собой интеграцию национальных и региональных ценностей истории и культуры; форм взаимодействия специально организованных, совместных и индивидуальных видов деятельности. Одной из характеристик пространства ДОУ является его интеграция во внешнее социокультурное пространство.

      Реализация поликультурного содержания образования может осуществляться несколькими путями:

  • через идею толерантности к языкам, истории и культуре других народов;
  •  осознание того, что языковые различия - это часть жизни, средство коммуникации между личностями, народами.

      Интегрируя содержание образования в аспекте поликультурного образования, необходимо тщательно отбирать знания, предусматривающие освоение основных категорий культуры и социума: языковые отличия, равенство, толерантность, стереотипы поведения и т. д. Знание должно быть ориентировано на развитие у детей понимания того, как формируются отношения в различных культурных группах, в чем сходство и отличие культур, а также на формирование умения понимать чувства и эмоции людей, оказавшихся в другой культурной среде. Важно научить детей применять характеристику своей культуры к характеристике другой; демонстрировать толерантное поведение; определять негативные стереотипы поведения и оценивать, рефлексировать свои чувства, поступки по отношению к другим. Наряду с этим нужно научить дошкольников анализировать логические несоответствия в культурных образцах, манерах поведения, а также причины конфликтов. Поликультурное образование культивирует уважительное отношение к личности, достоинство и благородство каждого индивида. Стратегические цели воспитания социокультурной толерантности детей дошкольного возраста.

     В процессе усвоения содержания поликультурного образования формируется система представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей общности в сравнении с иноэтническим окружением, воспитывается чувство гордости за отечественную культуру, ценностные ориентации на идеал человека, гражданина.

    Таким образом, стратегическая цель процесса воспитания по разработанной модели состоит в создании поликультурного пространства как среды становления социокультурной толерантности в детско-взрослом сообществе.

     Для реализации целевых установок были решены следующие задачи:

  • разработана и апробирована модель поликультурного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной толерантности детей и взрослых;
  •  разработано и внедрено содержание поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), языков (русского и национального);
  • предложены модели форм организации специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения (сверстников и взрослых);
  • разработаны диалоговые и коммуникативные технологии воспитания социокультурной толерантности во взросло-детском сообществе.     Основные принципы, определяющие модель воспитательной системы: 
  • поликультурности, обусловивший приоритеты ценностей личности и воспитательного процесса, диалог и взаимодействие культур, определивший содержание воспитательного процесса как синтез культур, истории, языка;
  •  единства интеграции и дифференциации, обеспечивающий познание различных национальных культур, истории, языков, традиций, имеющих специфические и общечеловеческие характеристики (данный принцип позволяет интегрировать специально организованные виды деятельности, совместные, индивидуальные и различные детско-взрослые сообщества);
  • социообразности, определяющий активность и терпимость личности в социокультурном детско-взрослом пространстве, диалоговых коммуникациях, познании культур других народов.

     Содержание воспитательного процесса представляет собой интеграцию национальной и русской культуры, родного и национального языка, культуры и истории как носителей культурно-познавательных, нравственных, гуманистических, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы как как с точки зрения содержания воспитательного процесса, так и личностных приобретений ребенка. Они представлены в содержании специально организованных видов деятельности, предоставляющих дошкольнику возможность ознакомиться с произведениями искусства, историей и языком своего народа.           Культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфики эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах. Через произведения культуры дошкольник открывает мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами невербальной коммуникации. Осваивая общее и специфическое в русской и национальной (региональной) культуре, в общении людей, дети получают нравственные и социальные представления о принятии человека человеком в культуре и социуме. Усвоение данных ценностей меняет представления дошкольников о культурно-познавательных интересах людей, их потребностях в общении, способах коммуникаций в различных социальных средах (взрослых, детских, культурных и др.).

     Суть гуманистических ценностей состоит в признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие, самоопределение в сообществе. В содержании воспитательного процесса представлены ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, братства, истины. Приобщаясь к гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности партнера по коммуникации, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, определять свои интересы и принимать другого, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, не унижая достоинство другого, приобретает социальный опыт самовыражения и идентификации. Гуманистические ценности через искусство активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого - безобразного, добра - зла, любви - ненависти, чести -бесчестия, совести, долга, помогают чувственно и деятельностно откликаться на них; рождают ощущение самоценности, связи с миром другого человека, сопричастности другим, их самоценности; формируют адекватность и разнообразие эмоционально-коммуникативных и знаково-символических проявлений и идентификации ребенка в мире. Превращение гуманистических ценностей в личностные смыслы проявляется в зарождении у дошкольников начал самосознания, национальной идентификации, в принятии личностных ценностей другого, активном жизнетворчестве и жизнедеятельности ребенка.

     Нравственные ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия человека в социальном сообществе. Приобретение в детском возрасте опыта социальной коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, благородства, почитания, терпимости, солидарности, сопричастности, рождающих нравственно-эстетическую гармонию в рамках социального взаимодействия - человек-человек. Усвоенные нравственные ценности формируют у ребенка опыт толерантных способов общения, противостояния негативному в культуре и социуме, способность к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понять и принять позицию другого, потребность гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанность к своей культуре, истории, языку, родным местам.

     Эстетические ценности - чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т. д. Искусство рассматривается в данном случае как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный образ, концентрирующий взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. Эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств другого человека. В процессе общения с искусством у ребенка формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

     Согласно разработанной модели основными методами воспитания социокультурной толерантности во всех видах организованной и самостоятельной деятельности являются:

  • творческие задания ("Образ к образу приходит"; "Я и мой прадед"; "Изобрази рисунком собственное ощущение в другом национальном сообществе"; "Построить макет замка", "Придумать знак семьи" и т. п.);
  • подстановка, перефразирование - задания, связанные с модификацией, упрощением, заменой, поиском параллелей словам из национальной культуры, образным сравнениям, смысловым оборотам, и т. п.;
  • рассказ по заданию ("Опиши понравившийся памятник старины", "Дай характеристику национальным танцам", "Создай образ народной мелодии" и др.);
  • игры ("Придумай историю о...", "Создай макет куреня, хаты, сакли и т. п.");
  • придумывание правил, помогающих понимать и принимать другого. Процесс воспитания социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста Целостный процесс воспитания представляет собой логически выстроенную систему:
  • систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и самоощущения себя в поликультурном пространстве детского сада;
  • приобретение социокультурного опыта и нравственного поведения в специально организованных, совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств своего я и других, проявляются эмоционально-смысловые оценки, потребности, способности и мотивы;
  • открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способа проявления толерантности к другим;
  • организация многонациональных разновозрастных сообществ как среды становления самоидентификации и развития способности конструировать межличностные отношения.

     Показателями социокультурной толерантности детей младшего дошкольного возраста являются сочувственный и доброжелательный тип поведения, такие личностные качества, как самостоятельное нахождение способов проявления сочувствия к другому; эмоциональная чувствительность, сопереживание, стремление помочь другому, интерес к художественному образу.

     Показателями социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста являются толерантный тип поведения, способы культурной коммуникации в различных социальных средах; личностные качества: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять; готовность действовать, осторожность в конфликтной ситуации, отказ от ненужного риска.

     В качестве диагностических методик изучения уровня социокультурной толерантности были выбраны: методика "Веселый - грустный", рисовальные пробы, изучение мотивов поведения в ситуации выбора, изучение мотивов взаимодействия со взрослыми (методики А.В. Запорожца), методика выкладывания узора по образцу (методика Б.Д. Эльконина), изучение отношения личности к себе.

     Важно отметить, одним из факторов, обусловливающих эффективность реализации разработанной модели воспитания социокультурной толерантности, является повышение компетентности педагогов ДОУ, а также родителей воспитанников в данных вопросах.

     Таким образом, воспитание социокультурной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции человека. Отсутствие идеалов национального образования ведет к утрате историко-культурного своеобразия народов. Перед педагогической наукой и практикой стоит задача воспитания подрастающего поколения на лучших гуманистических традициях принятия ценностей другого, уважения истории и культуры других народов, самоуважения, толерантности по отношению к другим. На основе этого формируются предпосылки возрождения духовной культуры и осознанного отношения к ней и к людям, воспитания гордости за свое Отечество.

                                                       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....

презентация "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"

данная презентация является дополнением к размещенному ранее опыту работы по данной теме....

Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»

Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического  опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"...

Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном разви...

Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возраста

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Актуальность проблемы подрастающего поколения в духе толерантности...