Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"
консультация

Калинина Римма Анатольевна
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение и правильное понимание сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_molodyh_spetsialistov.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания.
В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром.
В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной.
Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения.
Д. С. Лихачев.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе нужно стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются  важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.                                                                                                                                                          Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.                                                                                                                                               В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию,  как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение и правильное понимание сверстников.

Дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей:                                                       - осознанием, пониманием и объяснением собственных переживаний и эмоциональных состояний других людей;                                                                                                                           - становлением личности ребенка через освоение общественно значимых ценностей, норм и установок;                                                                                                                                      - формированием самосознания, мыслей и переживаний о жизни, единства личности.

Детский возраст оптимален для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе толерантности, поскольку именно в этот период:                                        - происходит интенсивное психическое развитие детей;                                                             - начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения; начинают развиваться произвольность и саморегуляция;                              - становится самоценным общение со сверстниками;                                                                            - появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми, в признании и уважении с их стороны;                                                                                                                                      - появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно решать конфликтные ситуации, умение регулировать свою активность.

Толерантность детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ мы понимаем как качество личности, проявляющейся в позитивном отношении, принятии и готовности к оказанию помощи. Мы-  педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Нужно относиться к окружающим с уважением.                                                                      Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.                                                              Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.                                                    Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).                                                                                                        Уметь видеть ценность каждого человека.                                                                                                   

Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.  Наилучшее воздействие на формирование   дружеских чувств к детям других национальностей  оказывает общение с ними в быту и детском саду.

Основные принципы:                                                                                                                                   1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.                                                                                                                                                                          2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств  воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.                                                                                                                                                          3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.                                                                           4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.                                                                                                                         5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - комплексно- тематический подход к планированию;                                                                               - личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса;                 - интеграция образовательных областей;                                                                                                     - использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе;                                                                - обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности;                            - построение развивающей предметно- пространственной среды с учетом современных требований.

Основные направления по формированию толерантности у детей:                                                           - позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания;                                                       - формирование навыков коммуникации;                                                                                                                     - изучение национальных особенностей народов мира на примере фольклора;                                                - развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.

Формы воспитания толерантности:                                                                                                         для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов детской деятельности дошкольников:                                                                                                            1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;                                                            2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;                                                                                  3) русские народные подвижные игры;                                                                                                                 4) проведение русских народных праздников, например таких как                                                      “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;                                                                    5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;                                                               6) знакомство детей с традициями народов разных стран;                                                                                   7) с традициями празднования «Нового года», 1 мая, 9 мая, 1 апреля в разных странах и т.д.;                                                                                                                                                                                8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;                                                                                                                   9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

 Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Методические приёмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1. Игры и игровые упражнения, направленные на:                                                                                                    - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;                - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;                            - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей:                                                    «Море волнуется»:                                                                                                                                                    - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;                                                     - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;                 - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;                                                               - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко  милосердия», «Добрый лесник»                                                                                                                  2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций),                                            направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.                                                                                                                                3. Этюды и упражнения направленные на:                                                                                                                                                                                                                              - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;                  - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».                                                                                                                          4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.                                                      5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.                                                                                                                         6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я  и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».                                             7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми: беседы, конструирование, видеопросмотры , экскурсии, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления.                                                        Работа с родителями. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

Мероприятия с родителями:   анкетирование, совместные праздники , конкурс «Моя родословная», конкурсы совместных рисунков, выставки, тематические дни, консультативный пункт.

Цикл проводимых мероприятий позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...

Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...

Методический проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста

В методической разработке дано описание проекта "Мы разные , но мы вместе " по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста и работа с педагогами в данном направлении....