Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
консультация на тему

 

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве их с родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и (или) снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формировании культуры безопасного поведения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве их с родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и (или) снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формировании культуры безопасного поведения дошкольников.

 Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.

 Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

 Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

 Педагог должен прежде всего ставить перед собой задачи:

 1. Создавать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:

 - предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;

 - психологическая готовность к действиям;

 - адекватное реагирование на ситуацию.

 2. Содействовать овладению деятельность по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат) .

 3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.

 Акцентировать внимание педагога:

 - на формировании у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;

 - на формировании у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;

 - на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

 В результате проделанной работы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:

 навык самосохранения (вторая младшая группа) ;

 владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий (средняя группа) ;

 умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информировании других о вероятности тех или иных последствий (старшая группа) ;

 оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии (подготовительная группа) .

 Работа по безопасности дошкольника осуществляется на основе следующих принципов:

 системности: работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;

 интеграции: данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;

 сезонности: следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения (например, наличие бассейна в ДОУ) ;

 координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;

 преемственности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;

 доступности: материал, предоставленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;

 развивающего воспитания («Зона ближайшего развития» Л. С. Выготского). Ребенок обязательно выскажет какое-то мнение, совершит определенное действие прим помощи или поддержке взрослых, если он осознает позицию и примет ее как свою. Далее он уже сможет сформировать свое мнение или принять участие в деятельности коллектива. Но это должно быть именно участие, а не конформное следование чужим требованиям.

 Оптимальными методами являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, медом побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

 Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке наглядную информацию для родителей.

 Существует несколько направлений. Одно из них безопасность дома.

 Работа по данному направлению начинается с пожарной безопасности в доме. Акцентируется внимание ребенка на медицинских препаратах, детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами, бытовой химией.

 Предметы быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

 - предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, печка, электрические розетки, спички, включенные электроприборы) ;

 - предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты) ;

 - предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно их научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) .

 Ребенок 3 лет должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршак, играми-драматизациями.

 Проблемы безопасности детей в связи с предметами второй группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.

 Чтобы научить детей пользоваться предметами третьей группы, необходимо организовать обучающие занятия, проанализировать ряд проблемных ситуаций, провести занятие с элементами тренинга «Один дома» по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей) .

 И снова необходимо напомнить детям, что, находясь дома, нельзя открывать двери постороннему человеку, отвечать на телефонные звонки, выходить из квартиры без предупреждения.

 Кроме того, необходимо психологически подготовить детей к возможной опасности и сформировать у них определенный навык, который позволил бы правильно действовать в чрезвычайной ситуации. Его можно развить только через игру, проводимую под руководством специалиста. Экскурсии и развлечения, сюжетно-ролевые игры позволят не только проконтролировать уровень умений и навыков ребенка, но и поддерживать в дальнейшем его интерес к данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...

К. В. Н. по воспитанию безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста

Образовательные области:-«познание» -«коммуникация»-«социализация»-«чтение художественной литературы» Тема: «К. В. Н. по воспитанию безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»....

Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста

Воспитание безопасного поведения в быту детей должно проходить на всех этапах жизни человека и начинать необходимо с дошкольного возраста. Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и п...

Воспитание безопасного поведения дома у детей дошкольного возраста

Конечно, ребенок – дошкольник должен всегда находиться под присмотром взрослых. Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасно...

Опыт работы «Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

Интерактивные игры по безопасному поведению в быту детей дошкольного возраста

Авторские интерактивные игры для получения и закрепления знаний по безопасному поведению в быту детей дошкольного возраста....