Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Марченко Тамара Макаровна

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

 

Актуальность проблемы подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения. Причинами такого поведения являются: понижение общего уровня культуры, масса негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребенка с экранов телевизоров или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

В решении задач формирования социокультурной толерантности личности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность, не передается по наследству. В каждом поколении ее нужно воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Суть проблемы формирования социокультурной толерантности у детей определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточным использование потенциала дошкольной образовательной организации в формировании толерантности, начиная с младшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью разных видов детской деятельности в формировании толерантности и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольной организации; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием конкретных разработок и технологий формирования социокультурной толерантности лично- сти ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной толерантности личности детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

Актуальность проблемы подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения. Причинами такого поведения являются: понижение общего уровня культуры, масса негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребенка с экранов телевизоров или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

В решении задач формирования социокультурной толерантности личности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность, не передается по наследству. В каждом поколении ее нужно воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Суть проблемы формирования социокультурной толерантности у детей определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточным использование потенциала дошкольной образовательной организации в формировании толерантности, начиная с младшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью разных видов детской деятельности в формировании толерантности и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольной организации; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием конкретных разработок и технологий формирования социокультурной толерантности лично- сти ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста.

Концепция инновационного подхода работы нашего Учреждения заключается в базисной идее: «Воспитание в духе мира», которая реализуется на основе концептуальных положений «Программы нравственного воспитания детей в возрасте 5 — 12 лет» Дейла Л. Хадсона.

В основу педагогического взаимодействия с детьми и родителями положены педагогические идеи Дейла Л. Хадсона «Новые подходы к взаимопониманию между людьми». Воспитание в духе мира — это воспитание, позволяющее развивать способности ребенка в процессе постижения того, как достичь мира с самим собой и с другими людьми, как жить в гармонии и единстве с собой, человечеством и природой.

Целью работы является формирование социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста на основе личностно — ориентированного подхода. Данная цель реализуется через решение следующих задач: создать условия для формирования основных качеств толерантности детей, начиная с младшего дошкольного возраста; развивать социально — личностную сферу дошкольников, учить детей конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации), разработать и внедрить в педагогическую практику новые формы и методы работы с детьми на основе личностно — ориентированного подхода, повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах применения новых форм и методов в работе с детьми и родителями воспитанников.

Новизна нашей работы определена разработкой психолого — педагогических условий погружения ребенка в специально организованную среду, оказывающую позитивное влияние на формирование социокультурной толерантности личности дошкольника, а также отбором содержания и методов работы с детьми с учетом личностно — ориентированного подхода.

Работа по проекту осуществлялась с помощью разнообразных форм (в том числе, инновационных). С детьми младшего дошкольного возраста были использованы такие формы организации воспитанников, как «Здравствуйте, я пришел!», «Сеансы равного распределения подарков» (традиция группы), «Сокровищницы» (традиция группы). Начиная со средней группы, подключены следующие формы: «Шкатулка ласковых имен», «Огород на подоконнике», «Радуга настроения», «Умники и умницы», «Сундучок устного народного творчества», «Наши славные дела». С детьми старшего дошкольного возраста внедрены такие формы: «Очень важная персона», «Дерево поступков», «Мастерская добрых волшебников», «Дружный кружочек» (традиция группы), «Почему я себе нравлюсь?», «Семицветик волшебных сказок», «Магазин вежливых слов», «Стиральная машина», «Волшебное озеро», «Каждый человек интересен и ценен», «Ларец с драгоценностями».

В работе с родителями воспитанников педагоги применяли такие формы, как мини — газеты «Это Я. Моя семья», семейный клуб «Мы разные, но мы вместе», творческая мастерская «Очень умелые ручки». В процессе работы получена возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой).

Результаты мониторинга реализации данного направления с детьми дают основание полагать, что 95% детей в группе проявляют адекватные эмоции и поступки в отношении взрослых и сверстников, они неконфликтны, достаточно общительны, в большинстве случаев проявляют основные качества толерантности (определенные вначале работы) в соответствии с возрастными возможностями. В результате, значительно повысился уровень толерантной культуры родителей (на 45% по сравнению с началом работы), родители стали более глубоко анализировать причины поступков своих детей, больше времени проводить вместе с ребенком, общаться с ним «на равных».

В процессе работы созданы все необходимые условия для формирования основных качеств толерантности личности детей, начиная с младшего дошкольного возраста, (предметно — развивающая среда, коммуникативные игры, традиции группы) на основе личностно — ориентированного подхода; у детей сформированы основные качества толерантности в соответствии с возрастными особенностями и возможностями; разработаны и внедрены в педагогическую практику нашего Учреждения инновационные для нашего учреждения формы, методы и приемы; повысился уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения новых форм и методов работы с детьми разного дошкольного возраста и их родителями.

Использованная литература:

1. Дейл Л. Хадсон. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5–12 лет, 1992.—155 с.

2. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя.— М.: Баллас, Изд. Дом РАО, 2004.— 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

презентация "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"

данная презентация является дополнением к размещенному ранее опыту работы по данной теме....

Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»

Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического  опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Формирование социокультурного опыта у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детсво - сензетивный период для формирования социокультурного опыта у ребёнка. Каков алгоритм действий педагога с детьми расрыто в данной консультации....