Консультация для воспитателей «Формирование социокультурного опыта у детей дошкольного возраста»
консультация

Иванова Ирина Николаевна

Дошкольное детсво - сензетивный период для формирования социокультурного опыта у ребёнка. Каков алгоритм действий педагога с детьми расрыто в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiokulturnyy_opyt.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт – Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Формирование социокультурного опыта у детей дошкольного возраста»

                                                                    Подготовила и провела

 старший воспитатель

                                                                    Иванова И.Н.

Санкт – Петербург

2018

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» Конфуций.

«Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным человеком» Конфуций.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте. Социально-коммуникативное развитие дошкольника включает в себя формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработку им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Этот процесс довольно сложный, требует от педагога немалых усилий, в том числе душевных, а также отсрочен в плане результативности.

Процесс социализации начинается у человека в раннем детстве и продолжается всю жизнь. 

Направления социализации:

  1. Самопознание («Познай себя»)
  2. Самовоспитание («Сделай себя сам»)
  3. Самообучение («Научи себя и других»)
  4. Самоутверждение («Деловое и межличностное общение»)
  5. Самоопределение («Найди себя»)
  6. Саморегуляция («Учись владеть собой»)
  7. Самоактуализация («Реализуй себя»).

Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у них эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Социально- коммуникативное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса: НОД, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей.

Важно отметить, что социально-коммуникативное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её; попросить прощение у обиженного?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Хочется подчеркнуть, что неизменным помощником в социально- коммуникативном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-коммуникативного развития.

Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Одной из форм работы является проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

В условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду. Результаты диагностики необходимы для планирования совместной и индивидуальной работы с детьми. 

     Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Культура – это прежде всего система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей.

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Дошкольное детство («золотое время эмоциональной жизни») является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта (чувства, отношения, знания, умения и т.д.) Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также лежащей в основе системе ценностей. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью (наиболее благоприятное время) формирования у детей представлений о себе и обществе, чувствительностью и наблюдательностью.

Формируя социокультурный опыт у детей, педагог передаёт определённые

знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

Знания или познавательные сведения можно разделить на несколько групп:

1. Человек и его социальное окружение (родственные связи, близкие люди, друзья, имена маленькие Оля, Таня и большие Ольга, Татьяна; культура поведения; профессии; жилище человека, предметы быта, виды искусства: живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство, музыка, театр).

2. Человек и природа

- природа – источник вдохновения человека (устное народное творчество,

народные игры с природоведческим содержанием, декоративно –

прикладное искусство);

- взаимоотношения человека и природы (положительное и отрицательное

воздействие человека на мир природы и его результаты);

- живая природа (мир растений и животных);

- неживая природа (минералы – песок, глина, соль, камни, металлы и их

значение в жизни человека; цвет – многообразие цвета в природе, цвет как  

средство выражения эмоций: тёплый, холодный, свет и тьма, суточные ритмы день – ночь; звук – палитра звуков природы: шум дождя, шелест

листвы, скрип снега, шум моря, голоса птиц и зверей и т.д.; стихии

природы: огонь, вода, земля, воздух; космос).

Навыки и умения: двигательные, музыкальные, игровые, в т.ч. навыки театрализованной деятельности, культурно – гигиенические навыки, навыки культуры еды и поведения за столом; трудовые навыки (хозяйственно – бытовой труд, ручной труд, труд в природе); навыки изодеятельности, конструктивные навыки.

Но, для того, чтобы всё это передать детям, нужна развивающая предметно – пространственная среда. Она имеет две функции: информативную и развивающую. Развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством социального опыта.

Педагогические требования к предметно – развивающей среде:

1) соответствие программе, по которой работает группа и технологиям, используемым воспитателями;

2) учёт возрастных особенностей ребёнка и особенностей фактического уровня детей, в т. ч. индивидуальных особенностей;

3) д.б. отражены образовательные и воспитательные задачи, над которыми работает в данный момент ДОУ и педагоги группы;

4) учёт половых различий детей;

5) учёт интересов детей;

6) выполнение требований дошкольной дидактики:

      доступность – предметы для занятий не д.б. в поле зрения ребёнка, все

                                 игрушки и пособия в групповом помещении должны

                                 находится в свободном пользовании ребёнка

      последовательность – усложнение содержания среды от простого к

                                 сложному

      постепенность любой новый материал вносится в группу через

                                 НОД. Именно на нём даются способы действия с

                                 этим предметом или материалом с учётом опыта детей

      повторность – возврат к пройденному  

      информативность игрушки и игрового материала

      привлекательность       

Формы работы с детьми:

  1. Утренний сбор: настрой на работу в течение дня, обговаривание дел на день (дошкольный возраст).
  2. Интеграция с другими образовательными областями в НОД.

3. Беседы («Что означают имена», «Новый год в разных странах» и др.)

4. Видеопросмотры телепередач и любительских съёмок по данному направлению – расширяет кругозор детей.

5. Развлечения, праздники, досуги.

6. Игра на музыкальных инструментах.

7. Целевые прогулки и экскурсии (в театры, библиотеки, музеи и т.п.)

8. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением в доступной для возраста детей форме поступков героев; обращение к детскому опыту и детской душе «А как бы ты поступил, если бы оказался на месте героя произведения?»

9. Психогимнатика и мини – этюды: помогают ребёнку поставить себя на место другого человека, животного, растения (эмпатия).

10. Все виды игровой деятельности (СРИ, театрализованные, подвижные, дидактические…).

11. Вечерний сбор: поведение итогов, «премирование» отличившихся детей.

Отдельно можно выделить проектную деятельность, в том числе с родителями.

Формы работы с родителями:

Все традиционные: собрания, консультации, папки – передвижки, беседы) + нетрадиционные: изготовление герба семьи, мини – музей семьи «Любимые игрушки бабушек и дедушек», «Семейные коллекции», изготовление семейных альбомов.

Методы и приёмы активизации процесса формирования социокультурного опыта дошкольников:

1. Игровые. Их достоинства: близки детям психофизиологически, вызывают повышенный интерес у детей, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязчивой, а своей личной целью.

Введение игрового персонажа и общение с ним как с живым, сюрпризные моменты (волшебный сундучок, ларец, чудесный мешочек и т.д.).

Игры. Игра по типу «Съедобное – несъедобное»: «Старинное – нестаринное» цель – дифференциация предметов быта, одежды, средств передвижения и др., использовавшихся в прошлом и в настоящее время. Проводится как игра малой подвижности – а) дети ловят или не ловят мяч в

зависимости от поставленной задачи; б) дети приседают, хлопают в ладоши

Игра – упражнение «Чем мы похожи?». Цель - учить детей находить сходство между людьми. Первый вариант. Дети сидят в кругу, педагог приглашает в центр одного участника на основе какого – либо сходства с собой. Например, «Юра, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы с тобой живём в одном городе». Или «У нас с тобой одинаковый цвет глаз (волос)»,

«Есть старшие (младшие) братья (сёстры)». Вышедший ребёнок приглашает в центр круга ещё кого – нибудь таким же образом. Упражнение заканчивается тогда, когда все дети окажутся в центре круга. Тогда воспитатель подытоживает «Ребята, оказывается, что у нас много общего и во внешности, и в семейных отношениях, и в желаниях». Второй вариант. Несколько детей расходятся в разные стороны игровой комнаты (можно на улице) и говорят: «Подойдите ко мне те, кто любит пельмени… Кто хорошо умеет кататься на велосипеде… Кто любит играть в футбол» и т.д. Дети будут переходить от одной подгруппы к другой, т.к. находят сходство с собой. По окончании также делается вывод о множестве сходных признаков и ситуаций, которые объединяют детей друг с другом.

Игра «Лавка сувениров». Цель – уточнить (или закрепить) знания детей о видах декоративно – прикладного искусства или видах народных промыслов. Например, выставляются предметы росписи или декоративно – прикладного искусства (либо иллюстрации). Продавец и покупатели.

Покупатель словесно описывает то, что хочет приобрести: «Будьте добры

хохломскую ложку, дымковскую барышню…».

2. Сравнение позволяет выявить общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Задание на группировку и классификацию. Материал: картинки с изображением вещей, кулинарных изделий, предметов быта и искусства, сказочных героев и других символов, относящихся к русской и нерусской культуре. Задание детям: разложите картинки на две группы – в одну все, которые относятся к русской культуре, а в другую – относящиеся к другим

культурам. Например, терем (изба), каравай, Василиса Прекрасная, балалайка, матрёшка – к русской культуре, а – вигвам (сакля, иглу и др.), гитара, рис, Красная Шапочка, гондола к ней не относятся. И, как следствие – эвристическая беседа.

3. Эвристическая беседа в основе лежит метод сравнения и так, как беседа относится к словесным методам, то используется приём – вопросы.

В ходе такой беседы воспитатель ставит вопросы и побуждает детей на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретённых знаний – сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущее различным культурам, а затем путём рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее или особенное.

4. Словесные 

         - рассказы по картине, по серии сюжетных картин на нравственно –    патриотические и этические темы;

         - «Закончи историю» - начало рассказывает воспитатель, а ребёнок

придумывает продолжение и финал;

         -  рассказы из личного детского опыта педагога («В какие игры я любила играть в детстве», «Мои друзья» и др.);

         -  использование фольклора в речи воспитателя;

         - привлечение детей к подбору пословиц и поговорок к сказкам и рассказам, картинам («Живая шляпа» Н.Носова – У страха глаза велики;

«Заяц – хваста» - Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь и т.п.);

         - придумывание ласковых слов (родным, близким, друзьям, игрушкам);

         -  ласковые имена (Таня – Танечка – Танюша, Танюшка и т.п.);

         - о значении имён («Путешествие в историю имён», «Что значат имена», «Для чего человеку имя» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Прави...

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко

Призентация  о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)

Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)...