Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».
консультация на тему

Николаева Маргарита Леонидовна

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, в процессе различного рода действий с этими предметами.Основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются знания, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления их по тем или иным свойствам могут быть использованы дидактические игры и пособия. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, звучание, запах). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребёнок, воспринимая предмет, выделяет определённые признаки и свойства, которые бросаются ему в глаза. Но эти признаки не всегда являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нём правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются знания, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления их по тем или иным свойствам могут быть использованы дидактические игры и пособия. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

  • Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
  • Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». 

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, у детей развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. В дидактических играх и упражнениях дети познают свойства: цвет, форму, величину и др. А также, благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать  самостоятельную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им.

Важным условием осуществления задач сенсорного развития является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры. 

В сенсорно-интегрированной деятельности почетное и нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем, тестом, водой, красками и т.д.), которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.

Воспитатели должны увлекать детей конструктивной деятельностью. В процессе игрового взаимодействия дети приобретают умения сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. Усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывать кирпичики или кубики друг на друга, укладывать их в ряд на плоскости, делать несложные двухъярусные перекрытия, замыкать пространство, видов, форм. При этом педагоги должны показывать разные варианты построек башен, домиков, мебели и т.д. Всегда обыгрывать постройки, этим самым поддерживают интересы желание играть в строительные игры, формируют стойкий сенсорный опыт у детей.

В процессе дидактических игр развитие сенсорной культуры у детей младшего возраста будет более успешным, если создать педагогические условия. Они заключены в отборе дидактических игр в соответствии с поставленными целями, в организации совместных игр взрослого с ребенком и обеспечении педагогического руководства самостоятельными играми детей младшего дошкольного возраста.

Итак, дидактической игре принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

Таким образом, влияние интересных, доступных и полезных дидактических игр на развитие сенсорной культуры у детей младшего возраста позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных, сенсорных задач (улучшает восприятие формы, учит различать цвета, материалы и др.), но и влиять на поведение и взаимоотношения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

«Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста средствами дидактических игр »

Презентация проекта по формированию сенсорной сферы у  детей раннего возраста с использованием дидактических игр...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».

возраста посредством дидактических игр».  Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г.,  воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...

«Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

1. Формирование практических способов ориентировки.«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим ...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...