Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Калак Олеся Петровна

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Развитие правильной звукопроизносительной речи ребенка зависит от хронологической последовательности в усвоении языка, на которую влияет так называемая «языковая среда» т. е. взрослые – родители,педагоги. И для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы упражнения артикуляционной гимнастики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_dou.odt19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»


Мастер-класс для педагогов ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Подготовила:

Воспитатель:

 Калак Олеся Петровна

Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и своеобразное, которое включает:

1) собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция);

2) элементы звуковой выразительности (интонация, темп, сила и высота голоса, жесты, мимика);

3) элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составными компонентами звуковой культуры являются также речевой слух и речевое дыхание.

В формировании правильного звукопроизношения большое значение оказывает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, подготавливающая их к полноценному воспроизведению артикуляционного уклада   определённого  звука. По степени самостоятельности ребёнка при выполнении упражнений артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на 2 вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это повышает интерес к занятиям и экономит время.

Статические подготовительные упражнения (артикуляционные позы).

  • Для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчики», «Трубочка», «Хоботок» («Бублик»), «Кролик» и т.д.
  • Для языка: «Лопаточка» («Блинчик»), «Иголочка», «Горка»,  «Чашечка» («Ковшик»),  «Парус», «Язычок на верхней губе»,  «Грибок» и т.д.

Динамические упражнения (артикуляционные движения).

  • Для губ:  «Открывание и закрывание рта на счёт до 5», «Улыбка» - «Трубочка», «Улыбка» - «Хоботок», «Заборчик» - «Трубочка» и другие чередования.
  • Для языка: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Змейка», «Маляр», «Конфетка», «Катушка», «Весёлая лошадка», «Грибок растёт» («Гармошка»), «Индюк-болтун» и др.

                           Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2.  Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3.    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4.  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5.    К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6.  В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.

Организация работы.

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Дети должны хорошо видеть лицо воспитателя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  •  Воспитатель должен находиться напротив детей лицом к ним.                          Перед детьми стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля.
  •  Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.
  • Упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.

 Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно,  - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…»), подбодрите его и успокойте, что со временем все получится.

   Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

   Для красочного и забавного оформления занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение сказочных и стихотворных текстов.

Практическая часть.

1. Педагоги выполняют артикуляционные упражнения по показу.

2. Педагоги самостоятельно подбирают упражнения для формирования разных групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...