Главные вкладки

    Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
    учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

    Калак Олеся Петровна

    Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Развитие правильной звукопроизносительной речи ребенка зависит от хронологической последовательности в усвоении языка, на которую влияет так называемая «языковая среда» т. е. взрослые – родители,педагоги. И для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы упражнения артикуляционной гимнастики.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_dlya_pedagogov_dou.odt19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Пушкинского муниципального района

    Детский сад № 15 «Аистенок»


    Мастер-класс для педагогов ДОУ

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Подготовила:

    Воспитатель:

     Калак Олеся Петровна

    Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

    Теоретическая часть.

    Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и своеобразное, которое включает:

    1) собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция);

    2) элементы звуковой выразительности (интонация, темп, сила и высота голоса, жесты, мимика);

    3) элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

    Составными компонентами звуковой культуры являются также речевой слух и речевое дыхание.

    В формировании правильного звукопроизношения большое значение оказывает артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, подготавливающая их к полноценному воспроизведению артикуляционного уклада   определённого  звука. По степени самостоятельности ребёнка при выполнении упражнений артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной.

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

    4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

    Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на 2 вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это повышает интерес к занятиям и экономит время.

    Статические подготовительные упражнения (артикуляционные позы).

    • Для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчики», «Трубочка», «Хоботок» («Бублик»), «Кролик» и т.д.
    • Для языка: «Лопаточка» («Блинчик»), «Иголочка», «Горка»,  «Чашечка» («Ковшик»),  «Парус», «Язычок на верхней губе»,  «Грибок» и т.д.

    Динамические упражнения (артикуляционные движения).

    • Для губ:  «Открывание и закрывание рта на счёт до 5», «Улыбка» - «Трубочка», «Улыбка» - «Хоботок», «Заборчик» - «Трубочка» и другие чередования.
    • Для языка: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Змейка», «Маляр», «Конфетка», «Катушка», «Весёлая лошадка», «Грибок растёт» («Гармошка»), «Индюк-болтун» и др.

                               Рекомендации к проведению упражнений:

    1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

    2.  Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    3.    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

    4.  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

    5.    К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

    6.  В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.

    Организация работы.

    • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    • Дети должны хорошо видеть лицо воспитателя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
    •  Воспитатель должен находиться напротив детей лицом к ним.                          Перед детьми стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля.
    •  Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.
    • Упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.

     Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно,  - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…»), подбодрите его и успокойте, что со временем все получится.

       Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

       Для красочного и забавного оформления занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение сказочных и стихотворных текстов.

    Практическая часть.

    1. Педагоги выполняют артикуляционные упражнения по показу.

    2. Педагоги самостоятельно подбирают упражнения для формирования разных групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

    Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

    Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...