Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
статья по логопедии на тему

Кузнецова Анна Сергеевна

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar._igrovaya_artik.gimnastika_2017.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Семинар-практикум

для воспитателей

Тема:

«Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей

дошкольного возраста»

                                                                                                      Подготовили:

                                                                                     Кузнецова А.С

                                                                                  Малахова Л.Г

                                                                               Киприна Д.В

Семинар практикум

для воспитателей ДОУ

Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

План

1 этап

1. Теоретическая часть.

1.1.Актуальность.

1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

1.3. Рекомендации к занятиям.

1.4. Рекомендации к проведению упражнений.

1.5. Уточнение названий органов артикуляции.

2. Практическая часть.

2.1. Показ упражнений для развития подвижности губ и мимических мышц лица, и объяснение положения органов артикуляции.

2.2.  Выполнение упражнений педагогами.

2 этап

2.3. Показ педагогам массажа губ и лица.

2.4. Выполнение упражнений педагогами.

3 этап

2.5 Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.

2.5. Выполнение упражнений педагогами.

1этап

Актуальность.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать интонации вопроса, просьбы, восклицания.

     В речи многих детей четвёртого года жизни отмечаются и другие особенности.

     В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш,ж,ч,щ), сонорные (р,рь,л,м), некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.

     Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

      Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п ,т, д, н, к, г, х, ф, в, л ,с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

      В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

        Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо. Артикуляционная гимнастика -упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна только специалистам логопедам.

На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.

                                   

Цель. Обучение педагогов качественному выполнению артикуляционных упражнений.

Задачи.

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).

2.Закрепить артикуляционную моторику.

3.Без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

 

Рекомендации к занятиям

      Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.

Воспитатели, глядя в зеркала, показывают и называют органы артикуляции.

 Показ и объяснение первого упражнения.

№1.«Улыбнулись – рассердились»

       «Улыбнулись» - губы одинаково растянуты в обе стороны, улыбка широкая,

                                    зубы оскалены, сомкнуты в «заборчик», нижние и верхние

                                    зубы касаются по всей дуге, «хитренькие глазки».

       «Рассердились» - собрали «сердинки» на лбу, надули пухлые губы, вытянули

        их в трубочку, насупились.

Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2.  Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3.    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4.  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5.    К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6.  В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.

7.   Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

№2. «Поправились – похудели»

       «Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.

       «Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.

 №3 «Полощем рот» - рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;                                                                             одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.

№4  «Ниточка – пухлые губы»

       «Ниточка» - обе губы на улыбке втянуты в рот, зажаты между резцами.

       «Пухлые губы» - обычное, но несколько припухшее положение губ при закрытом рте.

№5 «Прятки» - затягиваем в рот поочерёдно то верхнюю, то нижнюю губу, губы на полуулыбке.

№6 «Открыли бутылочку – позвали собачку»

        «Открыли бутылочку» - губы в «ниточку». Затем резким взрывом разрываем губы.

        «Позвали собачку» - губы втянуть в трубочку – чмокающие звуки.

Если ребёнку трудно выполнять это упражнение помогают «поцелуйчики» - поочерёдно подставляем к вытянутым губам пальчики и целуем их.

№7 «Гармошка» лю-ли…

      «Лю» - губы втянуты трубочкой, кончик языка, коснувшись альвеол, опускается в серединное положение, кулачки сжаты, приклеены один к другому.

      «Ли» - губы на улыбке, между верхними и нижними резцами широкая щель. Широкий язык лежит на дне рта, кончиком крепко упирается в нижние зубы. Кулачки разведены до уровня плеч. Лицо гармониста весёлое, показываем руками и плечами весёлого гармониста.

№8 «Позови уточек» У-ти…

       «У» - повторяем положение губ на «лю», в упражнении «гармошка» щёки «худые».

      «Ти» - повторяем положение губ и языка на «ли» в упражнении «гармошка», но язык немного выгибается вверх и выходит над нижними зубами.

В движении туловища и рук имитация гребли: вперёд-назад с наклонами.

№9 «Позови голубей» гу-ли…

      «Гу» - повторяем положение губ на «у»- «позови уток», язык задней верхней частью приподнимается к мягкому нёбу и отталкивается от него.

      «Ли» - как «ли» в «гармошке»

Руки полусогнуты в локтях, большой палец, начиная от мизинца «растираем корм» между подушечками пальцев.

№10 «Телефон занят – не отвечает» пи-пи-пи, пиии- пиии

а) дети «набирают номер» из нечётных чисел, обводя указательным пальцем правой руки бугорки левой ладони, можно касаться соответственно 1-3-5-7-9 бугорок. «Алло!» подносят кулачёк к правому уху и произносят коротко и часто: пи-пи-пи-пи, быстро переходя от губной смычки к улыбке на «и».

б) Аналогично «набирают» номер из чётных чисел 2-4-6-8 «Алло!»  и длинные гудки пиии-пиии… от смычки на «п» к улыбке на «и», при этом широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

 - «Неудачный день. Позвоним завтра. Положите трубку».

№11 «Едем на машине» - «би-биии», «бип-бип-бип»

Дети крутят воображаемый руль вправо или влево по указанию логопеда и вибрацией губ изображают звуки мотора, затем сигналят «би-биии», «бип-бип-бип», при этом губы повторяют положение игр «телефон».

Особое внимание на положение кончика языка у нижних зубов, заканчивается сигнал губной смычкой на «п» в «ниточку».

№12 «Частушки» - «и-иих и-иих»

Дети держат в правой руке настоящий или воображаемый платок, кладут руку на левое плечо и медленно поднимая руку, вверх отводят её вправо, произносят и-иих!...  Голос от обычного до очень звонкого. Губы широко улыбаются, зубы оскалены, кончик языка упирается в нижние зубы, а в конце упражнения на звук «х» отодвигается назад, а спинка поднимается к мягкому нёбу. Выражение лица весёлое, поводим плечами, потопываем ногами.

№13 «Уколи пальчик» - «ай!»

Дети касаются стола указательными пальчиками и резко отдёргивают их, касаются - ааа, отдёргивают - иий. На лице гримаса боли. На «а» рот широко открыт ииий - как на «и» в «частушках» кончик языка упирается в нижние зубы.

№14»Ушибли колено» - «ой!»

Дети потирают колено. Опять на лице гримаса боли. Рот на «о» -стон, на «иий», как в предыдущим упражнении.

№15 «Позови товарища» - «эй»

Дети отводят  вправо правую руку и машут рукой к себе, на «э» рот открыт широко, оскал шире, чем на «а», затем на «й» как в «частушках». На лице мольба, просьба, гнев, предостережение.

№16 «Иди-уйди»

а) Дети протягивают обе руки вперёд, затем умоляющим движением притягивают их к себе, говоря: и-дии!... Губы и язык в положении «ти» из упражнения «позови уток». На лице гримаса мольбы, просьбы, предостережения, обещания.

б)  Уй-дии! Дети резким взмахом отталкивают руки от себя, отбрасывают от себя что-то или кого-то. Губы и язык как в упражнении «позови уток», но на «й» спинка языка подтягивается к мягкому нёбу.

На лице гнев, нетерпение, угроза, брезгливость, страх.

№17 «Заборчик»

Губы улыбаются. Зубы строят ровный забор, верхние и нижние резцы образуют сомкнутую линию. Считаем до 10. губы должны сохранить «

«распахнутое положение».

2 этап

Показ педагогам массажа губ в игровых упражнениях.

Выполнение педагогами упражнений перед зеркалами.

1.Кучерское «тпру» - вибрация губ.

2.«Балалаечка» - играем поочереди 1:1- :1-2-3: 1-2-3-4: 1-2-3-4-5 пальцами на нижней губе на приблизительный звук «у».

3.Поколачивание двумя пальцами по губам на звуках «а-о».

4.Игра указательным пальцем между губами на звуке «и»

5.Придерживаем указательным пальцем левой руки верхнюю губу, а  указательным пальцем правой руки шлёпаем снизу-вверх под нижней губой на звуке «у». должно получится «б-б-б».

6.Ставим в уголки рта указательные пальчики и делаем круговые движения к носу и от носа.

7.Ставим указательные пальчики параллельно носу в уголках рта, сводим губы к середине, разводим в стороны.

8.указательные пальцы над верхней губой и под нижней губой, растягиваем губы в разные стороны.

Показ педагогам игрового массажа лица на потешке «Водичка- водичка».

Выполнение массажа педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Педагоги произносят потешку «Водичка-водичка» и сопровождают текст движениями:

Складывают ладошки чашкой и набирают воду на звуке «сь».

     Водичка, водичка, умой моё личико!

Начиная от середины лба, проводим четырьмя пальцами по краю лица к подбородку.

     Чтобы глазоньки блестели

Двумя пальцами от носа по закрытым глазам и ушам

     Чтобы щёчки краснели.

Кулачками потираем энергично щёки около носа.

     Чтоб смеялся роток.

Двумя пальцами от середины рта к ушам.

     Чтоб кусался зубок!

Повторяем первое движение от середины лба к подбородку и заканчиваем его указательным пальчиком около губ.

     Ам!

3 этап

Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.

Выполнение упражнений педагогами.

Игровые упражнения для развития подвижности мышц языка.

«Прятки»

Рот закрыт, язык широкий, распластанный просовывается между зубами и прячется, в конце упражнения поизносится «ам».

«Дразнилки»

Широкий язык просовывается между зубами, и ребёнок дразнит «бя-бя-бя-бя».

«Пошлёпаем язык»

Широкий язык кладём на нижнюю губу и от середины к  кончику крепко пришлёпываем его между губами, как о компостер, губы белеют.

«Покусаем язык»

Теперь широкий язык кладём между зубами и покусываем его от середины к кончику.

«Погладим язык»

Шлёпали, кусали язык, теперь пожалеем его, погладим. На одном уровне располагаются губы и зубы, и протаскиваем язык как между валиками.

«Лопатка»

Один раз шлёпнем язык, оставим рот открытым. Широкий язык лежит на нижней губе от уголка до уголка. Между спинкой языка и краем верхних зубов расстояние в один палец.

«Заведём трактор»

Зубы строят заборчик, губы улыбаются, широкий кончик языка бьёт в зубы: э-э-э, э-э-э

«Музыкальное занятие»

Кончик языка распластываем: «лопаткой», просовываем между зубами и покусываем на слоги:

Да-да-да                       1-2-3 «вальс»

Та-та-та                       «В траве сидел кузнечик»

На-на-на                       «Поехали на поезде»

Н-н-н                             язык между зубами – сирена

Л-л-л                             язык между зубами – самолёт набрал высоту глуши        

        винты.

«Д – Н» - между зубами

      Да? Да! Да – сомневаясь

      Да – неторопливо

      Дай! – в различных интонациях

      Не дам!      

      На – в различных интонациях

      Нннаа!  -  Нинзя

      Все эти упражнения направлены на расслабление на распластывание языка.

« Пососи конфету»

Рот закрыт, язык вытягивается иголочкой и упирается то в левую, то в правую щеку.

«Почистим зубы»

а) Рот открыт, язык «лопаткой», чистит нижние зубы, затем «выбрасывает мусор», проскальзывает по краям зубов, по губе и закрывает нижнюю губу. Челюсть не двигать.

б) Рот открыт, язык подносит вверх на альвеолы, на бугорки, откуда растут верхние зубы, и скользит влево вправо, медленно, потом быстро.  «Тик-так, тиик-таак, затем тик-так».

Следить, чтобы рот был широко открыт, а кончик языка, чтобы совсем не виден. Челюсть не двигать.

в) Рот открыт, язык круговыми движениями по поверхности верхних, а затем нижних зубов.

г) Рот зарыт, то же движение языком по зубам над губами. Челюсть не двигать.

«Оближем варенье»

а) Рот открыт, круговыми движениями высунутым языком облизываем сначала верхние, потом нижние губы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Кончик языка заострён, а спинка распластана.

б) Рот открыт, язык сначала скользит от начала верхней губы в рот, потом от начала нижней и тоже в рот. Кончик языка загнут крючком.

в) рот открыт, язык тянется е нёбу, затем к подбородку, как можно длиннее вытягиваем язык изо рта. Вытираем губы.

«Покрасим крышу»

а) «Измеряем глубину рта» Рот открыт широко. Язык вытягивается и задевает кончиком альвеолы, переходит к нёбу, в двух местах к нёбу, стараясь достать самую высокую точку нёба, возвращается по этим же точкам.

б) «Моляры» - это же движение делаем неотрывно, плавно, язык скользит по нёбу назад вперёд. Кончик языка не виден.

«Поскачем на лошадке»

а) Делаем пощелкивание, языком приклеивая его спинкой к нёбу и опуская его. Добиваемся чмокивания, а именно пощёлкивания. «Скачет милицейская лошадка, цокает копытами по мостовой.

б) Внезапно останавливаем Цоканье в тот момент, когда язык приклеен к нёбу, вытягиваем подъязычную уздечку. «Испугалась лошадка, остановилась над пропастью, подняла передние ноги и замерла» иначе это упражнение называется грибок.

«Барабан»

а) Рот открыт. Кончик языка закруглён крючком и поднят к границе перехода альвеол е подъёму нёба и ударяет, вызывая барабанную дробь д-д-д.… При этом звуке «д» есть признак английского. Кончик языка не виден. Дробь на зубах делать нельзя.

б) Язык в этом же положении, непрерывная дробь «пулемёт»

16. «Пылесос»

То же, что и в «барабане» положение языка, даём звуки похожие на гул работающего пылесоса, звук средний между английским……, при этом кончик языка максимально приближен к нёбу, но не упирается в него.

«Чашечка»

Рот открыт, язык лежит лопаткой на нижней губе. Одновременно кончик языка и края                       его вверх, должна получиться глубокая чашечка, в которой может удержаться витаминка или капелька воды. «Чашечка» правильна лишь в том случае, если подняты и края и кончик языка.

     После того как «чашечка» сделана в передней части рта, поднимаем её к границе  

     перехода от альвеолы к нёбу и охлаждаем нёбо – это переход к звуку «ш».

«Трубочка»

Рот открыт, язык «лопаткой» лежит на нижней губе. Одновременно поднимаются    только края языка, получается лодочка, если ребёнок затрудняется, можно положить на середину языка спичку или палец, язык сам обнимает спичку или палец. Это упражнение формирует желобок для подачи воздушной струи на звуки. Как получится желобок, сильно дуем на подставленную ладошку, остужаем её.

«Иголочка»

Рот открыт. Язык лежит «лопаткой», затем сильно вытягиваем вперёд. Язык весь напрягается, напоминая конец указки, тянемся кончиком к ладони. Губы принимают положение на «о». Язык вытягивается на 1-3 см. в зависимости от длины языка ребёнка.

      Упражнение «лопатка», «трубочка», «чашечка», «иголочка» должны быть  отработаны  

      и   выполнены идеально, так как это основные постановочные упражнения.

     20. «Болтушки»

     а) Рот открыт. Язык, обнимая верхнюю губу часто-часто как бы «облизывает варенье»,  

     при этом сохраняет форму «чашечки».

     б) Рот открыт на «у» «иголочкой». Язык задевает уголки рта. Эти «болтушки»

     получаются сверху вниз и слева направо, их надо чередовать.    

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"

В статье  отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...

Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»План доклада:1.Формирование речевых навыков2.Формирование звуковой культуры речи3.Ар...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...