Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»
учебно-методический материал по логопедии

Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

План доклада:

1.Формирование речевых навыков

2.Формирование звуковой культуры речи

3.Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата

4.Артикуляционная гимнастика как упражнения для тренировки органов 

5.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой 

6.Правила  введения артикуляционной гимнастики

7. Артикуляционная гимнастика для подвижности губ,  щек, нижней челюсти, мышц языка.

8. Картотека артикуляционной гимнастики

9. Список использованной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Взрослым необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.

Формирование звуковой культуры речи невозможно себе представить без артикуляционной гимнастики.

Чтобы малыш научился правильно произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, уметь долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Начнём с того, что выясним,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.

Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.

Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Одни из этих упражнений помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Артикуляционная гимнастика для губ и щек.

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;

• вытягивание языка вперед и убирание его назад;

• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.

Картотека артикуляционной гимнастики:

1. «Птенчик», «Окошко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 10-15 сек.

2. «Улыбочка». Растягивание сомкнутых губ. Зубы сомкнуты.

3. «Заборчик». Растягивание разомкнутых губ. Зубы сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.

4. «Хоботок», «Трубочка», «Желобок» Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

5. «Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

6. «Заборчик» - «Бублик», - «Улыбочка» - «Хоботок». Чередовать положение губ.

7. «Кролик». Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

8. «Расческа». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

9. «Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

10. «Веселая змейка» (развитие подвижности языка). Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

11. «Горка», «Киска». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

12. «Индюк», «Болтушка», «Язычок балуется» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка). Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…»

13. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. 10-15 сек.

14. «Часики». Движения языком вправо-влево.

15. «Качели». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

16. «Карусель». Языком тянуться к носу, к подбородку, в стороны. Рисуем языком круги

17. «Катушка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать вглубь рта.

18. «Лопатка». Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. 10-15 сек.

19. «Непослушный язычок», «Месим тесто» (расслабление мышц языка). Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

20. «Оближем губки», «Киска облизывается». Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

21. «Почистим зубки». Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Так же и верхние зубы.

22. «Посчитаем зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Потом в каждый верхний. Челюсть не двигается.

23. «Трубочка», «Желобок». Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

24. «Футбол», «Спрячь конфетку», «Язычок моет стены». Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

25. «Часики», «Маятник» Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

26. «Чашечка», «Пиала». Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

27. «Ковшик». Поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка. Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

28. «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

29. «Язычок на балкончике». Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

30. «Маляр», «Белим потолок» (отработка подъема языка вверх и его подвижности). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

32. «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх). Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Чтобы получилось цоканье, щелчки. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

33. «Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Подъязычная связка растягивается и становится похожа на ножку гриба. Грибок легко делается после упр «Лошадка»

34. «Гармошка». Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

35. «Приклей конфетку» (удержание языка вверху). Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

36. «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений). Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу - это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы - это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам - третья.

37. «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

38. «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]). Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении.

39. «Автомат», «Пулемет». Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

40. «Барабанщик», «Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

41. «Язычок сушит хвостик». Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи»

Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

"Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство языковой культуры речи"...

"Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи"

В консультации раскрывается цель и значение артикуляционной гимнастики, даются рекомендации по её выполнению для педагогического коллектива ДОУ. Представлены различные виды артикуляционных упражнений ...

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300577","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"422","width":"480"}}]]...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Статья "Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников"

В статье  отмечается актуальность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, приведены основные виды упражнений для губ, щек...