Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кожара Юлия Сергеевна

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Цели:

- помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.

- дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Эта способность формируется у него постепенно. 

Всем известно, что дети обучаются речи, опираясь на слух.

Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. 

Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.

Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Работа по развитию фонематического слуха начинается в раннем дошкольном возрасте  на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи.

Задания предлагаются в строгой последовательности, подразделяясь на несколько этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

1 этап – Узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще.

 Игры: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

 «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!  «Большой или маленький» Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыши должны узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Игры с педагогами

1. «Что звучит? »

На столе несколько предметов (или игрушеки). Предложить внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет и их последовательность. За ширмой стучать карандашом о стакан, греметь коробкой с кнопками, погремушкой, двумя колокольчика, свисток.

Педагог должен повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать.

2. «Поставь по порядку»

За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.

Игры с педагогами

«Похлопаем», «Постучим», «Потопаем» 

Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:

- на слух: II – I - II;

- с закрытыми глазами: I – II – II - I;

- по картинке

Хочется отметить, что параллельно идёт работа над артикуляцией органов речи при подражании звукам и проговаривании.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игры: «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);

«Угадай, чей голос?»  «Тихо-громко»

Игры с педагогами

1.«Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая работе мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.

2. Проговаривание фразы с разной интонацией.

« Я котлеты жарила и не дожарила»

- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, как Настенька.

3 этап – Различение слов, близких по слоговому составу.

Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию.

Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»

- «Не ошибись»

4 этап – Различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игры:  «Кто как кричит?»

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

«Запомни-повтори»

Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы.

«Телефон»

Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух.

Игра с педагогами

1.«Выйди вон» Педагоги стоят в ряд. Нужно сделать шаг вперёд, когда услышишь другой слог. Показывать на каждого педагога, называя слог.

СА-СА-СА-ЗА-СА ПТА-ПТА-ПТЫ-ПТА-ПТА

5 этап – Различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). 

Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый показывает картинки: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

 Игра «Медведица и медвежонок»
Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: [Ы-Ы-Ы], потом медвежонок: [И-И-И]. Потом они уходят за ширму. Дети должны догадаться, кто их зовет. (За ширмой произносятся звуки [и], [ы].)

Игры с педагогами

1.«Подбери правильно рифму»

Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе. (санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп)

Не случайно у сестрички фантики, а в косичках (бантики)

Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

«Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)

Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Узнай, кто какие звуки издает. Цель. Развитие слухового восприятия. Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз. Ход игры. Логопед пока...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...