ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Жучкова Валентина Сергеевна

 ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОПЫТ РАБОТЫ60.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Воспитатель МБДОУ д/с-к/в № 7 Жучкова В.С

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

ТЕМА:

«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                     Опыт работы:

                                                                   воспитателя МБДОУ д/с-к/в №7

                                                                     Жучковой Валентины Сергеевны

2013 год.

Содержание

  1. Введение   ……………………………………………………....стр. 3-5
  2. Актуальность исследования …………………………………..стр. 5-7
  3. Технология опыта ………………………………………….......стр. 7-20
  4. Результативность опыта ……………………………………….стр. 20-21
  5. Заключение  …………………………………………………….стр. 21-22
  6. Список используемой литературы                                            
  7. Приложения:
  • Приложение №1 «Мониторинг»
  • Приложение №2 «Перспективное планирование»
  • Приложение №3 «Конспекты непосредственно образовательной деятельности»
  • Приложение №4 «Дидактические игры»
  • Приложение №5 «Загадки, стихи»
  • Приложение №6 «Гимнастика пальчиковая, дыхательная»
  • Приложение №7 «Консультации для родителей»
  • Приложения №8 «Анкеты, опросники для родителей»
  • Приложение №9 «Фотоматериал»
  • Приложение №10 «Презентация опыта работы».

                                             

Введение.

                                                  Вводить малыша в мир природы надо так,

                                       чтобы каждый день открывал в нем

                                                       что-то новое, чтобы он рос исследователем.

        Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. И именно в этот период, взрослый помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем, закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать её. Экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.

        Мир природы удивителен. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя. Прислушиваясь ко всему этому, наблюдая красоту, у малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.  В непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять свое отношение к объектам природы.

        Практика работы показала, что общение ребёнка с природой очень значимо для психического развития личности, так как пробуждаются яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на нервную систему малыша. Природа успокаивает, отвлекает от грустных моментов, снимает напряжение, вредно отражающееся на психическом развитии, обеспечивая положительное и эмоциональное состояние ребенка.

Постоянное общение с живой природой формирует у детей мысли и чувства, воспитывает теплые дружеские отношения, вызывает радостные положительные эмоции, обогащает речь, учит тонко воспринимать мир, воспитывает действовать осознанно.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требования, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношения с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

        Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

        Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода морских свинок и хомяков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучения. Часто в развивающих целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные развивающие мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для этого восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.

        Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сфере его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка. Потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.  Для осуществления этой задачи я создаю и совершенствую развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.  

Формы и методы моей работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

- игры экологического содержания;

- словестные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- инсценировки, театрализованные представления;

- трудовой отряд маленьких экологов и т.д.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 С середины 90-х г. 20 в. экологическое воспитание является новым направлением педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Экологические представления – это чувственно - наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с дошкольного возраста. Ведь именно в дошкольном детстве усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.    

 Актуальность данного исследования состоит в том, что все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах и современных исследователей Л.Г. Киреевой, С.В. Бережновой, О.А. Соломенниковой, Л.П. Молодовой, С.А. Веретенниковой, Кравченко И.В., Долговой Т.А., С.Н. Николаевой.  

Изучив внимательно их методические разработки, я пришла к выводу, что, бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Здесь и обнаруживается противоречие между знаниями родителей правильных норм отношений к природе и несоблюдением этих правил на практике, противоречие между недостаточной освещенностью родителей в вопросах экологического воспитания и необходимостью развития у детей экологических представлений. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Основная цель раннего экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что третий-четвертый годы жизни характеризуются двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.

У ребят появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных.         Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, я создаю благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей. В моей группе много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих в соответствии с программой дошкольного образования. При подборе рекомендую использовать принцип: один вид – от двух до трех разновидностей. Такой подход в оснащении природной зоны позволяет широко использовать прием анализа-синтеза в сравнении и изучении многообразия флоры и фауны.

Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, т.е. место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязями живой и неживой природы. Этот метод помогает активизировать познавательный интерес.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами парка, с приспосабливаемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в непосредственно образовательную деятельность, свободную деятельность, экскурсии, работу с календарями.

Раскрою работу на примере игровых обучающих ситуаций. Обучение в этом случае проходит как регламентируемая игра. Я предлагаю детям сюжет, беру на себя основную роль, а остальные распределяю между детьми и коллегами, поддерживаю игровую ситуацию. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач, непосредственной образовательной деятельности и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В игровых обучающих ситуациях я использую кукольные персонажи: Буратино, Айболита, Лесовичка. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей.

Чтобы провести с детьми непосредственно образовательную деятельность по обследованию комнатных растений, я использую такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Вместе со мной дети осматривают растения, определяют, как они себя чувствуют, вспоминают названия.          Обращаю внимание детей на потребности растений, учу замечать по внешнему виду, когда им нужна помощь (полив, перестановка в светлое место), осуществлять ее правильно. При этом, знакомлю детей с основными функциями частей растения — корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения. Дети не реагируют на растения. Они относятся к ним, как к чему-то неживому. Растения безмолвны, неподвижны, и малышам трудно осознать, что они живые. Однако с первых дней необходимо формировать понимание того, что обитатели уголка природы – живые существа. Это будет началом формирования у детей младшей группы правильного отношения к природе.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны.

Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представление о жизни животных у детей постепенно становится реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением воспитателя (взрослого), дошкольник обогащает свои знания. Чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание создать, а не разрушать.

Планирование непосредственно образовательной деятельности подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.

Чтобы провести непосредственно образовательную деятельность не тему «Цветы», необходимо проделать предварительную работу. Я учу детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости. Так как в младшем возрасте дети плохо осваивают названия цветов, то с ними просто можно водить хоровод вокруг небольшой клумбы, повторяя слова стихотворения и утверждая, что дети нашей группы цветы не рвут.

На осенней прогулке стараюсь показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объясняю, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы.

Интересные наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, работа в уголке живой природы, как бы хорошо они не были поставлены, все-таки не позволяет детям обойтись без чтения книг.

Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходима для того, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к природным явлениям, в другом случае, наоборот, углубить интерес, возникший у ребенка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления ребенка, привести эти знания в систему. Разнообразную литературу известных детских писателей-природоведов Пришвина, Бианки можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, тематических чтениях. Среди книг о природе советую разместить и кукол – сказочных персонажей, которых можно использовать в непосредственно образовательной деятельности по экологии.

Экология – это наука, изучающая взаимоотношение организмов и окружающей среды.

Вся непосредственно образовательная деятельность с детьми младших и средних групп должны проводиться в игровой форме.

Поскольку игра — наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я подобрала из уже известных игр такие, в которых, по возможности, присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают непосредственно образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм, и приемов включения в них детей.

Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдений включается и в другие формы работы: экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изо деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь не наблюдении.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и элементы предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале перед детьми должны быть поставлены задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о наблюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью; поэтому Я, готовясь к занятию, продумываю план наблюдения, приемы его организации.

Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящих на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать не­которые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

В средней группе результатом наблюдения в непосредственно образовательной деятельности являются новые знания об объекте, способах ухода за ним и т. д. Он может быть представлен как небольшой рассказ-описание наблюдаемого предмета, как выбор способов общения с ним, ухода и т. д. Это может быть развернутый ответ детей на обобщающий вопрос, который требует вновь воспринять объект в целом и вынести суждение о нем (например, после наблюдения за животным я предлагаю детям еще раз внимательно посмотреть на него и определить, как чувствует себя зверек, почему, как дети догадались об этом). Длительность  непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 15—20 мин. Учитываю, что деятельность наблюдения у детей 4—5 лет еще только развивается, в средней группе хорошо использовать на занятии раздаточный материал. Такие занятия более эффективны, поскольку наблюдаемый объект каждый ребенок получает в руки. Он обследует предмет, учится самостоятельно мыслить, ищет ответ на вопрос воспитателя, опираясь на результат наблюдения. Проведение  непосредственно образовательной деятельности  такого рода требует от воспитателя умений руководить обследовательскими действиями всех детей, одновременно быстро сопоставлять ответ ребенка с особенностями его объекта. Наряду с этим в ходе наблюдения необходимо обобщать ответы детей по каждому выявленному свойству объектов, так как раздаточный материал может оказаться вариативным по отдельным выделяемым признакам.

В процессе наблюдения с использованием раздаточного материала я особое внимание уделяю обучению детей обследованию объектов. Для этого, даю задание по выявлению того или иного признака предмета, показываю или называет способ обследования, а затем предлагаю детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их. В средней группе могут проводиться как природоведческие экскурсии — в лес, в парк, на луг, на водоем и т. д., так и экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в сад, на огород, в поле. Последние позволяют формировать у детей представления и об объектах природы, и об отдельных видах труда взрослых, результатах воздействия людей на природу.

Для рассматривания на экскурсии отбираются яркие, наиболее отвечающие целям наблюдения объекты. Объектов должно быть немного (3—5). Необходимо, чтобы все они были привлекательны для детей, доступны восприятию. Например, золотой осенью можно провести экскурсию в парк, где много разнообразных лиственных и хвойных деревьев. Экскурсию хорошо провести в солнечный день, когда наступление осени лучше заметно. В такой непосредственно образовательной деятельности можно познакомить детей с ее характерными признаками (еще светит солнце, листья на деревьях разноцветные), поупражнять их в различении и назывании деревьев в осеннем уборе, расширить представления о жизни насекомых и птиц осенью (птицы улетели, насекомые попрятались). На экскурсии надо учить детей пользоваться словами, обозначающими признаки осени, рассказывать о результатах наблюдения.

После коллективных наблюдений на экскурсии дети охотно собирают семена, плоды, опавшие листья растений. Воспитатель организует игры с этим материалом: «Найти дерево по листу», «От какой ветки эти детки?» и т. д. В конце экскурсии надо еще раз полюбоваться красотой парка, прочитать стихи о золотой осени, подвести итог увиденному.

 В первую половину осени, когда погода относительно теплая, я организую с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей научатся отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливают связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака и т. д. Необходимо, чтобы наблюдения за явлениями неживой природы были связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах я показываю детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.

В зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе оказывается важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Я показываю детям, что комнатные растения   уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут. Дети вместе со мной устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, соответствуют их потребностям.

Весной продолжая начатую осенью и зимой работу в уголке природы, я особое внимание обращаю на ознакомление детей с процессами оживления в природе, явлениями роста, развития, размножения растений и животных. Для этого необходимо произвести посадки растений (фасоли, овса и т. д.) и организовать длительные наблюдения за ними, уход. В ходе таких наблюдений у дошкольников должны сложиться конкретные представления о росте и развитии растений: отдельных ярких стадиях, их последовательности. Вычленяя те или иные признаки происходящих изменений, воспитатель вместе с детьми зарисовывает их на отдельных карточках, помещает эти рисунки в уголок природы, устанавливая в последовательности, отражающей рост. Каждое последующее наблюдение проводится в сравнении с последней карточкой, в результате выявляются признаки развития растения.

Наблюдаемый процесс необходимо сопоставлять с условиями жизни растений весной: появление большого количества солнечных дней, увеличение длительности светлой части суток. Важно подчеркнуть необходимость более обильного полива посадок комнатных растений, обсудить с детьми изменения в способах ухода за ними.

Наблюдения за изменениями в неживой природе помогают мне объяснить детям многие интересные проявления жизнедеятельности живых организмов. Поэтому важно установить те факторы среды, которые определяют пробуждение жизни растений и животных: повышение температуры воздуха, увеличение длительности дня, таяние снега, появление большого количества воды, согревание земли и т. д. Перепад ночных и дневных температур позволяет мне еще раз уточнить представления детей о свойствах воды, снега, льда, их переходах из одного состояния в другое. Я организовываю игры детей с сосульками, мокрым снегом, ручейками, она ещё холодная, поэтому растения не растут. Во второй половине апреля жизнь растений, насекомых, птиц активизируется. Содержанием наблюдений становится появление набухших почек, первых листочков, травы, первоцветов. Разыскиваю с детьми причины этих явлений в окружающей их неживой природе, помогаю соотнести условия с теми потребностями растений, о которых дошкольники уже знают: потребности в свете, тепле, влаге, предлагаю детям убрать старые листья, взрыхлить землю, оградить молодое растение и т. д., объясняю необходимость такой работы. Обращаю внимание детей на поведение птиц весной: их хлопоты по устройству гнезда, выращиванию потомства.  Я помогает детям установить связь этого явления с потеплением и наличием пищи для птиц. Интересны наблюдения за кошками, собаками, греющимися на солнышке, сообщаю детям, что они чувствуют тепло, радуются ему.

Летом дети больше находятся на воздухе. Воспитатель напоминает им, что растения и животные уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучает выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, удалить с листьев пыль; покормить животных зеленым кормом, вынести на участок морскую свинку, хомяка, пообщаться с ними, покормить травой.

Летом уголок природы может пополняться временными обитателями, за которыми дети вместе с воспитателем ведут наблюдения. Большей частью это маленькие обитатели экологической среды: улитка (прудовик, катушка), гладыш, плавунец, личинки стрекозы, лягушки и т. д. Наблюдения за ними интересны, привлекают детей, воспитывают любознательность, пытливость. Большинство из этих животных должны быть выпущены на волю. Катушку можно оставить в аквариуме на зиму для дальнейших наблюдений.

Большой интерес детей 4—5 лет вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов — песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т. д.). Воспитатель должен учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими: например, во время грозы дует сильный порывистый ветер, растения гнутся, качаются, дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся; после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д.

Летом предметом внимания детей может быть рост и развитие растений. Дошкольникам этого возраста еще трудно проследить достаточно длительный цикл развития растений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, я организую кратковременные наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление листочков, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т. д.). В ходе наблюдений   побуждаю детей отыскивать не только новое в растущем растении, но и те признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона и т. д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми стадиями. Ребята понимают, что растет одно и то же растение. В такие наблюдения можно включать игровые задания «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастет из этого бутона — белый или красный?» и т. д. Наблюдаемые изменения растений необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление тепла, обилие света, влаги). С детьми средней группы на грядке следует высадить семена огородных растений, кустики клубники.  Я подвожу детей к выводу о том, почему растения высаживаются в специально приготовленное место — на клумбу, грядку. Для этого он предлагаю сравнить землю на дорожке и на грядке. Используя обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углубление и т. д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана — корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая — посевам в ней удобно расти.

В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом я сообщаю о назначении различных видов ухода.

Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним и т. д.

Лето — время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся у детей представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней.

Во время целевых прогулок на поляну я с подгруппами детей   наблюдаю за ее обитателями — бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками, пчелами, уточняю и обогащаю представления детей о насекомых, учу узнавать по характерным признакам внешнего вида бабочку-капустницу и муравья. Следует научить ребят сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползает, порхает), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от врагов. Надо дать знание о том, что насекомые живые — они двигаются, питаются, приспосабливаются к защите от врагов. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Важным аспектом в данной работе по воспитанию экологической культуры является работа с родителями. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое непрерывно связано с экологическими, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру (старая парадигма). Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наиболее престижным считается изучение иностранных языков (но не экологическое образование). Я часто сталкиваюсь с пренебрежительным отношением родителей к требованиям, которые я предлагаю детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делают экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Мой опыт работы показал, что наиболее значительными для взрослых сведениями являются следующие:

  • данные об экологической ситуации в городе,  детском саду,  жилом массиве, парке, где они отдыхают, дачном участке;
  • информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  • экология жилища;
  • выращивание экологически безопасного урожая;
  • комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  • выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха природе;
  • домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
  • развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Проблема «здоровье ребенка – окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Многие родители выбирают для прогулок с детьми участки с загрязненным воздухом, водой, почвой. В городских условиях детские площадки часто находятся вблизи оживленных автотрасс, где воздух почвы неблагоприятны для здоровья ребенка. Как уже отмечала выше, многие современные родители акцентируют внимание не на развитие личности ребенка, а на подготовке ребенка его к школе. Объяснение направленности экологического образования ребенка на общее развитие речи и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей к этому направлению. Формирование личности ребенка – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада.  Таким образом, экологическое просвещение родителей – важное, наиболее сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы дошкольного учреждения с учетом всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного.  

Поэтому моя работа с родителями постоянна и непрерывна. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей, где я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственного воспитания ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания. Привлекаю родителей к участию в проведении праздников: «Здравствуй, осень», «Масленица», «Волшебная зима».

Экологическое воспитание должно сопровождаться диагностикой  (мониторингом )детей – в начале (сентябре) в промежутке (в декабре) и в конце (мае) учебного года. Изучая отношение детей к окружающему природному миру, я остановилась на следующих моментах:

  • наличие у детей интереса к природе: изучают ли они вообще растения и животных, замечают сами или по моей просьбе; задают ли вопросы; огорчаются ли, если имеется неблагополучие в состоянии растений и животных;
  • наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями (по моей просьбе или самостоятельно);
  • наличие элементарных знаний о жизни растений и животных из уголка природы: название, необходимость определенных условий, способы ухода, способы передвижения  питания.

По результатам заданий диагностики определяю отношение детей к природе.

Занимаясь вопросами экологического воспитания с детьми группы, стараюсь сделать это обучение интересным, увлекательным. В связи с этим нахожу новую, интересную литературу по этому разделу, высказывания различных современных педагогов.

В настоящее время диагностика экологического образования дошкольников разработана недостаточно, что объясняется несколькими причинами. Первая – относительная молодость данного направления дошкольной педагогики, отсутствие четких образовательных стандартов в этой области, расхождение в понимании содержания экологического образования специалистами дошкольных учреждений. Вторая причина связана со спецификой самого экологического образования, с его целями и задачами.

Результативность опыта

Важность рассматриваемой проблемы стала основанием для определения темы моего исследования «Воспитание экологической культуры дошкольников».

Цель исследования: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы, воспитание начальных форм экологической культуры детей, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Объект исследования: организация работ по экологическому образованию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: организационно педагогические условия организации работ по экологическому образованию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. 

Гипотеза исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста успешно с учетом: возрастных особенностей детей дошкольного возраста, использование игровых форм и методов обучения, осуществление сотрудничества с семьей воспитанников.

Задачи исследования: уточнить и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях; формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие); формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса; развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;  развивать познавательный интерес к окружающему миру; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Методологические основы исследования: изучение статей, методических работ как современных исследователей6 Л.Г. Киреевой, С.В. Бережновой, О.А. Соломенниковой, Л.П. Молодовой, С.А. Веретенниковой, Кравченко И.В., Долговой Т.А., С.Н. Николаевой, так и педагогов прошлого: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и др.

Научная новизна исследования: заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте разработаны новые приемы работы с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе дошкольного образовательного учреждения для организации обучения детей.

За последние два года были получены положительные результаты работы с детьми развития экологических представлений у детей дошкольного возраста выявленные на основе мониторинга. Начальная экологическая компетентность дошкольника определялась как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений. Мониторинг был направлен на определение уровня овладения экологическими представлениями («Времена года», «Четыре сезона», «Овощи и фрукты». Сюда я включала беседы по вопросам, картинкам, дидактические игры «Угадай по описанию».

         Определила уровень овладения познавательными и практическими умениями. Выяснили, умеют ли дети принимать цель деятельности экологического содержания, его особенности. Детям задавались вопросы: Что нужно животным, чтобы жить и хорошо себя чувствовать? Как нужно ухаживать за растениями (животными)? Зачем? Почему именно так? Как чувствует себя растение? Как ему можно помочь? В ходе мониторинга выявлялась положительная динамика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Мониторинг усвоения знаний в области формирования целостной картины мира, расширении кругозора у детей в 2011-2012 году показал не высокий уровень: 51% знаний, представлений, умений был отрывочно-фрагментарным, 43% не оформленным. В результате своей деятельности по воспитанию экологической культуры дошкольников добилась реализации поставленной цели. Мониторинг в 2012-2013 году показал: 26% знаний стали чёткими, системными, содержательными, 24% - четкими и краткими, только 11% отрывочно-фрагментарными, не оформленных знаний, умений и навыков нет.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая культура дошкольников является результатом освоения ими в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

Проведенная мной работа по воспитанию экологической культуры дошкольников оправдала себя, дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в игру, углубилось понимание детьми сущности живого посредством включения обобщенных представлений о приспособлении животных и растений, различных эколого-систематических групп к условиям среды в целом, изменении приспособлений по сезонам, в процессе роста и развития; о разнообразии ценностей природы.  

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые знания, представления, умения и навыки при воспитании экологической культуры.

Показателями эффективности моей работы стало следующее:

  • У детей возник познавательный интерес к объектам природы.
  • Сформировались трудовые навыки.
  • Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе.
  • Освоили нормы поведения в природном окружении.
  • Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
  •  Наладить контакт с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....


 

Комментарии

Жучкова Валентина Сергеевна

ОПЫТ РАБОТЫ

Жучкова Валентина Сергеевна

ОПЫТ РАБОТЫ