Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Светлана Вячеславовна Герасина

Педагогический опыт по теме

«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

 

 В средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад № 30 «Дельфиненок» г. Павлово

    Педагогический опыт по теме

«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

 В средней группе

Обобщила:

                                                                 Воспитатель МБДОУ д/с № 30 г.    

                                                                 Павлово

Герасина С В

                                                   2018г.

    Содержание

I. Актуальность …………………………………………………. 3стр

II. Теоритическая часть………………………………….......... . 5стр

1. Анализ психолого – педагогических исследований по формированию экологической культуры детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………...5стр

2. Анализ программно – методического обеспечения……..8 стр

III. Практическая часть…………………………………………10стр

1. Работа с детьми второй младшей группы……………….10стр

1.1Определения уровня развития детей на начало

 учебного года……………………………………………………10.стр

1.2 Система работы с детьми по формированию предпосылок экологической культуры детей младшего дошкольного возраста

……………………………………………………………………  11стр

 1.3 Представление результатов применения данной разработки в

 образовательном процессе…………………………………….18стр

IV. Заключение………………………………………………….18стр

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»

В. Сухомлинский

Начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей во вторую  младшую группу.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство или со стороны педагога.

Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

Выбор темы  самообразования: «Воспитание экологической культуры дошкольников»  не случаен.  На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с  рядом проблем.  Неправильные представления  детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к   животным, уничтожение растений, полезных насекомых,  безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом,

Я  считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Как следует из ФГОС ДО, Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Цель: сформировать  начальное представление экологической культуры детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
  • Формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее;
  • Знакомство с опасностями в природе и способами их преодоления.
  • Расширение представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
  • Приобщение детей к самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;
  • Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, стремления сохранять и оберегать природный  мир.

II. Теоретическая часть

Анализ психолого – педагогических исследований по формированию начал экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования. Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова, И.Н. Пономарева и др.). Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. С. Н. Николаева отмечает, что в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологический подход, который господствовал до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников (по определению С.Н. Николаева) - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Прежде всего, необходимо определить понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется ввиду.

В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями.

Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова) [13]. Таким образом, отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Формулировка цели и задач образования во многом определяет и его содержание. И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формировании умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно используется термин «экологическая культура». Н.А. Рыжова отмечает, что в одних случаях он применяется как синоним первого, в других формирование экологической культуры рассматривается как его конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.

В концепции общего экологического образования указывается что «экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступающем третьем тысячелетии».

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е.Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).

Я считаю, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А. Рыжова).

Таким образом, в экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новуюэкоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа - среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна

  1. Анализ программно – методического обеспечения.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста.

«Истоки» – комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных  возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы.

Основная цель экологической программы «Наш дом-природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

– концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

– экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;

– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Основная задача программы - является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Началом работы по  началу экологической культуры  детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Практическая часть.

1. Работа с детьми второй младшей группы.

1.1 Определения уровня развития детей на начало учебного года.

Для определения уровня детей на начало учебного года, я использовала в своей работе различные методы:  наблюдения,  беседы, игры.

В свободное время, беседуя с детьми, задавала ряд вопросов т. к. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым? Проводились игры на составления картинок по временам года, « Можно нельзя», « Лото», « Животные», « Растения».  Наблюдала, как дети ухаживают за растущими растениями, протирают широколистные листочки, рыхлят в цветах землю, поливают цветы на окне. На прогулке в разное время года, дети учились различать наиболее характерное состояние погоды: тепло, холодно, идут дожди. Чтобы дети лучше усвоили это, наблюдения связывала с непосредственным опытом: тепло – снимаем куртки; холодно одеваем теплую одежду. Дети учились различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов. С этой целью проводились упражнение: «Встань у дерева (куста)». Или: « Ты будешь зайчиком, - Убегай от волка по куст». Осенью дети учились различать растения в цветнике, обращая внимание на их разнообразную окраску, разную высоту, величину соцветий: флоксы – высокие, белые, розовые, а бархатцы – низкие, желтые, оранжевые. У всех цветов есть листья, они зеленые. Есть листья большие, есть маленькие, круглые, короткие.

На прогулке дети часто видели птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлекалось, давая им корм. В процессе кормления дети видели разных птиц: воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голубь больше воробья, ходят. Воробьи и голуби клюют зерна, хлебные крошки.

Зимой во время прогулки дети наблюдали за свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить. Деревья стоят голые, кустарники покрыты снегом.

Весной проводились наблюдения за растениями. В начале обращала внимание на зеленую траву, затем показывает листву деревьев и кустарники. Рассматривание первых цветущих растений: мать и мачеху. В мае на огороде посадка лука, моркови, укропа. В конце мая цветут одуванчики. А как только потеплеет и просохнет земля, появляются насекомые, разные по внешнему виду, по цвету, величине, некоторые (ползают жук (муравей), бабочка летает, порхает). Так же весной на участок прилетают птицы – грачи, скворцы, которые поселяются в гнезда и выводят там птенцов. Воробьи звонко чирикают, купаются в лужах.  

В летнее время наблюдали за состоянием погоды, определяли признаки погоды: «Почему вы разделись (сняли платья)? Как ты узнал, что сегодня жарко? Почему нагрелась скамейка (песок)?.

На огороде поливали овощи, цветы. Наблюдали за насекомыми, птицами в летнее время года.

Таким образом, я увидела, что дети  не знают, как ухаживать за растениями, что нужно для роста растения, не понимали, зачем растения нужно рыхлить, поливать, протирать листочки. Дети пытались отвечать на вопросы, но их незнания о природе не давало им это сделать. Во время, раскладывая  картинок с изображением животных по их средам обитания (дом, лес) дети путались.

В итоге мною был разработан план экотропы наблюдения за объектами природы, после чего дети стали проявлять интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Знают и называют некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют бережное отношение к природе.

1.2 Система работы с детьми по формированию начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.

Работа по формированию начал экологической культуры осуществляется по следующим направлениям:

  • Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов).
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей
  • Взаимодействие с семьей ( родительское собрание, консультация, папки – передвижки)

        Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов).

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

  • Для развития экологической культуры большое значение имеет НООД. Так на занятиях где дети первично знакомятся с природой, учатся беречь ее, знакомятся с правилами поведения, как ухаживать, выделять характерные признаки в растениях и животных.  Так же стараюсь вызвать яркий эмоциональный отклик, заинтересовать и повысить уровень владения знаниями о красоте и многообразии окружающего мира, помогают мне компьютерные презентации.  С их применением прошли такие занятия  «  Путешествие капельки»,  

«Птицы наши друзья»,  «Зимние забавы снеговика».

Например, на занятии «Путешествие капельки» были поставлены следующие задачи:

 Обучать детей проводить несложные опыты с водой, правильно обозначать ее словами; развивать тактильные ощущения детей; закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а в тепле тает и становится водой; уточнить признаки воды и ее значение.

В ходе занятий детям понравилось путешествовать по группе и находить друзей капельки, также  ставить опыты с водой , пробовать на ощупь, рассматривать ее при замерзании.  Таким образом подводя итог занятия я увидела следующие, дети знают, что вода есть почти везде ( в цветах, в кране, в графине, в лейке ….), знают, что вода замораживается, а в тепле приобретает свою жидкую форму. Я считаю, что с поставленными мною  задачами дети справились.

Занятие « Птицы наши друзья» задачи были следующие: расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их. Где дети слушали голоса разных птиц, узнавали название птиц. Так же дети играли в игру « выложи лучики для солнышко», выполняли дыхательное упражнения «Чье перышко выше».  В конце занятия дети оправились на прогулку, где покормили птиц. И уже на прогулке было видно, что дети  поставленными задачами справились и ориентируются , находят сороку, ворону, голубей, рассказывают каким они цветом, как кричат, чем питаются ( зернышки, семечки, пшеницу).

Занятие «Зимние забавы снеговика» ставились следующие задачи:  закреплять представления детей о лесных животных; обогащать и активизировать словарь детей по теме «зима», дать первоначальные знания нахождения в лесу.

Занятие начинается с сюрпризного момента – письмо от снеговика, который приглашает их в лес. Обернувшись вокруг себя дети попали в лес, где было тихо, на деревьях лежал снег, зверей не было видно, но снеговик все время давал подсказки, куда нужно было идти, так же дети вспомнили правила поведения в лесу. Дети играли в игры «Найди, что спрятано», отгадывали загадки, рассматривали следы животных. Все запланированные задачи дети выполнили.

Таким образом, дети научились находить и называть животных,( растения) их места обитания, чем питаются, распознавать  времена года, узнали правила поведения в природе.

Во время экологической беседы стараюсь не только давать обширную информацию об окружающем мире, но и стимулирую интерес к экологической культуре. Так же во время бесед задаю детям наводящие и провоцирующие вопросы,  такие как « Как называются животные, которые живут в лесу?», « Что будет, если не поливать растения», « Кто спит зимой?». Темы бесед разнообразны: «Дикие животные», « Цветы», « Птицы наши друзья». Для более наглядного материала на помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым. Например беседа на тему « Цветы»  детям было представлено на экране самые первые цветы ( ландыши, одуванчики, мать и мачеха), было рассказано и показаны цветы которые растут на лугах, в лесах, и в огороде. Так после нашей беседы, Кристина ходили  с семьей в лес и видели ландыши. Мама хотела сорвать, но Кристина остановила ее, сказав, что цветы рвать нельзя. В итоге дети узнали много о цветах их строении и проживании.

Наблюдения и экскурсии по экотропе. Ставились следующие задачи:

Расширялись представление детей о  деревья( растениях)- ( клен, береза, яблоня, рябина), развивалось наблюдательность за птицами, насекомыми. Знакомились с правилами поведения в природе ( не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев). Но прежде чем начать экскурсии по эко тропе мною был разработан план по экологическому маршруту. (Приложении).

Содержание работы плана:

  • Сирень – дети наблюдали за набухание почек, появлением первых листочков и конечно за красотой  цветка сирени. Так же проводились подвижные игры т к « Кто первым добежит до сирени», сравнивали листья сирени с другими рядом стоящими деревьями. Была рассказана примета,( найти пятилепестковый цветок сирени — к счастью ; если же его съесть , загадав перед тем желание , то оно непременно исполнится).
  •  Рябиновая, березовая роща – здесь начались наблюдение с художественных слов, затем дети сравнили листочки деревьев, прочитали стихи про березу, были проведены беседы « Как вы думаете ягоды на рябине для кого»,  « какие грибы могут расти под березой». Подвижные игры « Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу», « Ловишки».
  • Лекарственные растения – такие как « Одуванчик, мать и мачеха подорожник и т д). 1 Было прочитано стихотворение про одуванчик.  Рассмотрели с детьми строение одуванчика (  есть ствол, длинный листок, и красивый желтый цветок, который постепенно превращается в белый пушистый шар на которое можно подуть и его парашутики разлетятся во все стороны) Рассказала детям о примете,  если одуванчики закрываются днем – перед дождем. Так же дети узнали, что одуванчик лекарственное растение – его можно употреблять тому кто плохо ест, укрепляет зубы и кости, из него можно приготовить салат.

2мать и мачеха  понаблюдав за этим красивым цветком была проведена беседа « почему этот цветок называют так», провели с детьми экспериментирование -  сравнили одуванчик и мать и мачеху. Узнали, что мать и мачеха помогает  от кашля. Поиграли в игру « Найди и назови такой же цветок».

3 подорожникперед тем как начать рассматривать подорожник детям была загадана загадка (Путник часто ранит ноги. Вот и лекарь у дороги. (Подорожник). Рассмотрев дети заметили, что у подорожника большой, широкий листок и есть палочка с зернышками. Так же листок подорожника помогает при ссадинах, ушибах. Поиграли в игру « Найди такой же».

  • Лиственный лес - Лес – это уникальное царство природы, где растут деревья, кустарники и травы, где живут звери, птицы, насекомые и множество других животных. С детьми собрали для природного материала шишки, иголочки…..  Провели с детьми эксперимент « Колится не колется».  Играли в игру «1, 2, 3 к дереву беги».
  • Скворечник – (перед началом обследования скворечника, мною была принесена картинка скворца).  Подойдя дети увидели скворца рассмотрели его - некрупная птица, тело у птицы массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжелой и неуклюжей, острый клюв тонкий и длинный, слегка изогнутый вниз, хвост короткий, почти прямой на конце. Дальше рассмотрели сам дом скворца – он сделанный из дерева, у него есть отверстие для птиц. Провели исследование карма для птиц. Чтение рассказа «Кто как кричит» А.Барто. Проводились  подвижные игры « Воробушки и автомобиль», « Летает не летает».
  • Цветник – с детьми рассматривали и наблюдали за цветником, строение цветов, соцветие цветков. Сравнили цветы между собой  поиграли в подвижные игры « Найди свой цвет», « Найди такой же»,  провели эксперимент « что делают цветы ночью» . Собрали листочки от цветов для поделок и для гербария.  Наблюдение имело очень положительный отклик  у детей они с  заботой и любовью относились к цветам.  
  • Тропа здоровья – на тропе здоровья наблюдали, как взрослые дети занимаются спортом. Так же дети  сами по пробовали прыгать с места в длину, бегали друг за другом, ходили  между предметами. Детям были заданы вопросы «зачем заниматься спортом», « каким спортом ты занимаешься или хочешь заниматься». Были загаданы загадки про разные виды спорта.  Играли в подвижные  игры «Мыши в кладовой», «Птичка в гнездышке», «Солнышко и дождик».
  • Сад, огород – придя на огород детым было прочитано стихотворение « огород». Затем были заданы вопросы « что растет в огороде, а что в саду». Так же дети помогали в рыхление и поливе почвы. Дети узнали, что из морковки и огурцов можно приготовить салат, а из капусты можно приготовить котлеты, из смородины компот. Играли в подвижные игры « Огуречик, огуречик», « третий лишний».
  • Яблоневый сад – наблюдали за цветение яблони, цветы у яблони белые и розовые, затем появляются яблочки. Детям было рассказано ,кто опыляет цветочки у яблони ( пчелы). Провели с детьми эксперимент с какой яблони яблоко слаще ( для этого яблоки были заранее вымыты).  Прочитан стих « яблоня». Были заданы вопросы « Что можно приготовить из яблок, ответы детей были разные ( варенье, мед, компот, пироги). Проводились подвижные игры « Кто быстрее наберет корзину яблок»,
  • Жасмин –  наблюдение началось с рассматривания куста жасмина, где дети увидели, что этот кустарник не высокий,  его листья напоминают листья березы. Когда жасмин раскрыл свои красивые цветы был приятный аромат, который благоухал не долго, ведь цветы жасмина быстро отцветают, роняя белые лепестки на землю. Которые можно использовать для поделок. Детям было рассказано, что их жасмина делают масло и с ним даже пьют чай. Так же была рассказана легенда о жасмине.
  • Место посиделок – были проведены беседы  с детьми « Как вести себя на природе», « Для чего нам нужна природа». Провели с детьми эксперимент « загрязнение почвы», где дети увидели, что вода где много грязи в землю не попадает и растения и лекарственные травы могут засохнуть, а где чистая вода растения цветут и принося и пользу. Детям было предложено нарисовать, все, что ты видишь перед собой ( деревья, кустарники, цветы). Играли в подвижные игры « У медведя во бору», «Мое любимое дерево», «Кто быстрее?».
  • Туя –  познакомились с детьми с красотой туи.        Вечно зеленое дерево, есть шишки, листья. Сравнивали листья с другими деревьями. Подвижные игры « Добеги до дерева», « У медведя во бору».
  • Лесное озеро -  наблюдали с детьми  за пауком водомеркой. Провели  пальчиковую гимнастику «Рыбка». Были заданы вопросы « зачем в озере чистая вода». Подвижные игры « Лягушата», «Поймай комара».
  • Ландыши –  наблюдали за появлением всходов цветов.  Сравнивали листья ландыша с другими листочками.        Растение имеет сильный, и приятный аромат, а цветёт оно с конца мая до июня. Рассказала детям, что это растение занесено в специальную книгу .
  • Старый пень -  рассказала историю о старом пне. Рассмотрели  его ближе на нем есть мох, он трухлявый, но добрый, потому что в конце наблюдения он всегда дарит подарки ( корзину с шишками, с листьями)

Экологические игры - одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры.  В процессе которых, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, животных, растениях. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению играть вместе. Многие игры подводят детей  к умению обобщать и классифицировать  « Можно нельзя», « Лото», « Животные», « Растения» и тд. Во время игр развиваем познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В ходе определенных игр, путем наблюдения, оцениваем умения детей использовать полученные знания в различных видах деятельности..

Чтение художественной и познавательной литературы,  экологических сказок путем показа и чтения помогло детям лучше запомнить и понять о чем идет речь ( « Осень» К. Бальмонт;  «Сказки о цветах и деревьях», « Как мы зоосад приехали» Б. Жидков.  Особой популярностью у детей пользуется экологические сказки, такие как «   Путешествие капли», « Одуванчик»,  «В гостях у дедушки». Все это способствовало расширению кругозора детей. Не уводя детей от сказки, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, дети приобретали реалистические представления о необходимости осознанного отношения к природе.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-пространственную развивающую  образовательную среду,  обеспечивающую  выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющую  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 Для закрепления пройденного материала детям были созданы тематические альбомы:

« Времена года», « Домашние и дикие животные», « Растения», « Цветы», « Комнатные растения», « Строение цветка, дерева», « Правила поведения на природе».

Так же были сделаны макеты: «Ферма», « Дикие животные», «Аквариум», « Птичий двор».  

Все это дает детям самостоятельно обследовать животных, рассмотреть картинки с животными, растения, растущие на нашей территории, увидеть строение цветка (дерева), закрепить правила поведение в природе.

В центрах были размещены экологические   игры «Кто, где живет» (с элементами моделирования), «Угадай, где что растет», «Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями), «Кто, чем питается», Времена года», и т д.

Во время игр у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же  правильное поведение в природе.

Таким образом, старалась построить свою работу по формированию начал экологической культуре у детей младшего  дошкольного возраста, так, чтобы носила проблемный характер, познавательный процесс.

Взаимодействие с семьей

Так же внимание уделяла работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми я провела работу с родителями:

  • провела родительское собрание «Экология и мы»
  • оформила папки-передвижки по теме «Воспитываем любовь к природе»
  • предложила родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми
  • организовала выставку работ по теме: «Поделки из природного материала»
  • предложить родителям прочитать детям художественную литературу экологического содержания.

1.3 Представление результатов применения данной разработки в

              образовательном процессе внешнее результаты:

  • Создание плана по маршруту экологической тропы с детьми второй младшей группы.
  • Разработки конспектов занятий, бесед, развлечение с применением ИКТ.
  • Семинар – практикум « Игровые технологии в работе по экологическому воспитанию».
  • Консультация для воспитателей « Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Папка – передвижка для родителей « Воспитываем любовь к природе с младшего возраста».

Внутренние результаты для детей.

В результате проведенной работы у детей повысился интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Знают и называют некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют бережное отношение к природе.

IV. Заключение.

Анализ  программ позволил определить основные  направления экологического образования дошкольников, подходы к определению структуры программ, выявить положительные и отрицательные моменты в них, совершенствовать свои аналитические умения.

Изучение методической литературы по проблеме помогло систематизировать знания об экологическом образовании дошкольников, обогатить содержание работы новыми методами и приемами, выявить передовой педагогический опыт, совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).

В процессе разработки раздела совершенствовались проектировочные умения - отобрать нужный материал для наблюдений, опытов, экспериментирования, спланировать предстоящую работу.

В процессе апробации данной методической разработки развивались умения организовывать непосредственно-образовательную деятельность, экспериментировать, анализировать, делать выводы, умение ставить опыты, взаимодействовать с родителями, привлекать их к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, природоохранных акциях. Совершенствовались умения: коммуникативные  - вызывать доверие у детей, привлекать их к той или иной экологически направленной деятельности; умения педагогической техники – использование самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания.

В процессе оценки результатов работы развивались умения анализа и самоанализа – осуществлять диагностику экологической воспитанности  детей, верно, оценивать их деятельность, анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными; определять эффективность своей работы.

Перспектива

Перспектива моя продолжать апробировать свою тему с детьми средней группы.

Так как эта тема очень актуальна и необходима в наши дни, ведь не все дети знают, что такое природа и чем она полезна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мини-отчёту: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста». Вторая младшая группа "Теремок".2017- 2018уч.г.

Презентация к мини- отчёту по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста...

Педагогический совет на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Педагогический совет по экологическому воспитанию на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»

Экологическое воспитание детей - преждне всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственное отношение  к природе, и к людям которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...